Героиня за маской. О детективе Н. Колчиной

Олег Ларионов
На снимке: Н. Колчина (Гетманова), О. Ларионов. 12.06.2015 г.

              ГЕРОИНЯ ЗА МАСКОЙ. ОБ ИРОНИЧЕСКОМ ДЕТЕКТИВЕ НИНЫ КОЛЧИНОЙ

      За последнее время мне пришлось перечитать немало литературных опусов. Делать это приходилось по разным причинам. Иногда  просили написать рецензию или отзыв. Чаще читал, чтоб быть в курсе того, чем дышат современники. И, в конце концов, в большинстве случаев,  я  ловил себя на непроизвольно возникавшем странном чувстве, что  читаю из-под палки, по принуждению. После нескольких страниц я начинал понимать, что прочитанное не может меня развить ни в познавательном, ни в эстетическом смысле, и продолжал читать лишь для того, чтоб не выглядеть невеждой. Автор был мне не интересен, он не мог ничему меня научить, заставить задуматься, озадачить или хотя бы рассмешить. Там, где он рассчитывал на сочувствие, не было ничего, кроме его собственной беспомощности. И потому помимо желания словно бы в знак компенсации духовному голоду в голове рождался параллельный мыслительный процесс, переделывавший и развивавший прочитанное. Мне  вспоминались слова моего отца, который сказал как-то, что предпочитает беллетристике чисто информационное чтение, так как с фантазией у него самого все в порядке, а хорошие вещи встречаются редко.
        И вот впервые за многие месяцы мне попадается, условно говоря, дамский роман, который я проглатываю на одном дыхании. Причем, интересен он мне  не столько сюжетом  (хотя и этого, разумеется, не отнимешь), а ироничным взглядом автора на мир, его личностью – причем, отнюдь не потому, что мы знакомы с ним (вернее, с ней) с самых юных лет.
        «Я не храню реликвий… Нет, моей страстью всегда были зеркала», - пишет Нина Колчина, которая была известна нашему институтскому филологическому братству под звучной фамилией Гетманова. И если в детстве для нее это была «кокетливая малютка в маминой пудренице», то в  бальзаковские годы зеркалом главной героини стал ее собственный внутренний мир, отражающий окружающую, не всегда идеальную и ровную реальность.
        Реликвии героиня, вопреки утверждению, все-таки хранит – это ее персонажи, отмеченные  насмешливым и наблюдательным оком. Причем, насмешка  у Нины Колчиной  не желчная, а игривая, я бы даже сказал, театральная, что, несомненно,  вызывает симпатию. Однако главная героиня Миневра не щадит и самою себя, прибегая к самоиронии и самокритике: «Я  одна  могла  заменить этому городу  целый зоосад:  мчалась, как гепард, от погони, дрожала по–заячьи у порога костёла, изображала кита–убийцу и, в присутствии Пятриса,  превосходила по глупости пингвина. Теперь я пробовала себя в образе змеи, бесшумно шурша по асфальту в сторону спасительной глубины подземки». А вот, что касается соперниц, столь нелюбимых всеми женщинами: «Окажись я не похожей на Милу, Пятрис вполне мог выбрать Эллочку. Не так уж я глупа, чтобы не признать красоту другой женщины. Только Верка с её лошадиной физиономией могла разглагольствовать себе в утешение о том, что красота – категория относительная. Я–то всегда точно знала, когда  передо мной опасная  соперница, и Эллочка была восхитительна, сколько бы я не называла её блондинистой выдрой…»
        Ищущий развлечений читатель найдет в этом небольшом романе немало любопытных коллизий: смешную и вечно срывающуюся погоню за потенциальным кавалером, которую затеяла неуемная и находчивая холеричка Миневра. Тем более кавалер этот в конце концов оказывается черт знает кем… Похождения на фоне средневековых достопримечательностей древней Праги с  легким налетом  готики, мистики и ужасов. Преследования неизвестных преступников, появление Клона. Светские дамские беседы, сдобренные перчеными словесными пикировками и искрометным юмором. Дурацкие ситуации с неожиданной концовкой… Но главным, по моему глубокому убеждению, здесь остается иное, в отличие от множества дамских романов, не отягощенных какими-либо признаками здравого смысла: это взгляд автора на мир, меткий, колкий. Таково видение  героини, таково ее кредо отношения к жизни, которая порой на самом деле не заслуживает того, чтобы относиться к ней слишком серьезно. Ведь «на крышке гроба нет багажника».
        Более чем уверен, что благочинным читательницам Миневра может показаться изрядной стервой. Впрочем, это дело вкуса, а о вкусах, как известно, не спорят. Иные записные скромницы дадут героине сто очков вперед по части «космополитизма в сексуальной сфере», да  не все из них  обладают мужеством рассказать всю правду о себе, вот и слывут за святош. В действительности за маской внешней раскованности и ироничности скрывается романтическая душа,  одинокая женщина, нередко разочарованная и непонятая, мечтающая о незамысловатом  женском счастье, дружеской руке, тепле очага. И потому «Дама под копирку» – легкое чтение для серьезных женщин и мужчин.