О журнале Лад. В надежде сократить разрыв...

Олег Ларионов
        В начале 90-х и писателям, и читателям не повезло: они в одночасье лишились государственной системы книгоиздания. Особенно не повезло молодым писателям, тем, кому в ту пору было под тридцать. Их старшие товарищи уже успели выпустить много книг, причем, достаточно крупными тиражами, обеспечивающими известность у читательской аудитории, что также давало им карт-бланш  на ближайшее будущее. Младшие едва ли начинали строить свои творческие планы, и у них было много времени, чтобы верно распределить свои жизненные силы и целеполагания. А вот те, кто уже взял определенный разгон, набравшись и жизненного, и литературного опыта, потратил много лет, чтобы создать задел своего творчества в ущерб другим возможностям и планам, внезапно был поставлен перед дилеммой: либо поменять род занятий, либо отдаться «рынку». Между тем рынок, который отнюдь не является панацеей в либеральной экономике, систематически доводя ее до кризисов и предынфарктных состояний, применительно к сфере культуры выглядит обыкновенным цинизмом. Я не буду доказывать сей факт, напомню лишь об уже начинающих скудеть развалах легковесного чтива, заметив, что говорят они отнюдь не о вкусах читателей, а свидетельствуют лишь о представлении издателей об этих вкусах.
        С тех пор многие годы даже сами писатели не знали, что творят их коллеги по цеху, произведения которых пылились под сукном. В свое время будучи помощником депутата Законодательного Собрания области, я ездил по районам, часто бывал в сельских библиотеках. Бросающиеся в глаза, аккуратно оформленные небольшие разделы на стеллажах с табличкой «Вологодские писатели», как правило, содержали изрядно потрепанные, сильно пожелтевшие книжки выпуска 60-х — 70-х годов прошлого века. Для читателей библиотек стрелка часов вологодской литературы остановилась на той далекой теперь эпохе, словно произошел некий поражающий воображение пространственно-временной разрыв. Подумалось: пройдет еще немного времени, оставшиеся книги сдадут в утиль, и читатель будет считать, что вологодской литературы не существует. И это понятно: у библиотек, как всегда в минувшие два десятилетия, нет средств. (Например, весь тираж последнего моего 850-страничного сборника прозы «Чужой город» разошелся по частным рукам, а библиотеки Вологды купили только... шесть экземпляров книги. И такая ситуация типична).
        Возрождение журнала «Вологодский лад» воистину стало праздником и надеждой разрыв, о котором я говорил, соединить. Разрыв между читателем и писателем, между мыслью и действием, между реальностью и способом ее осмысления, разрыв между людьми, наконец.
        Сейчас, за четыре года своего существования, журнал «Вологодский лад» не только прочно завоевал свои позиции на Вологодчине, но и вышел на всероссийский уровень признания. У многих моих знакомых он стал журналом для семейного чтения. Депутат, заместитель председателя Законодательного Собрания области В.В.Буланов рассказал мне такую историю. Однажды к нему заглянул знакомый, у которого, как выяснилось, был день рождения. Под рукой ничего не оказалось, и Владимир Викторович подарил ему комплект журналов «Лад». Хороший подарок! Но потом захотелось вернуться то к одной публикации, то к другой. А журнала-то нет! И пришлось ему снова собирать книжки «Лада» то в киосках, то в архивах редакции, то с рук... Комментариев, как говорится, не требуется.
        Регионов, которые могут похвастаться таким журналом, не много. Да, то тут, то там возникают периодические издания с многообещающими и весьма претенциозными названиями, и так же благополучно затухают. Потому что спонсоры и издатели успешно печатают в них только самих себя, либо тех, кто помог «выбить деньги» на очередной номер. Но наличие последних, как не трудно догадаться, еще автоматически не означает присутствие таланта или профессионализма, и потому такая издательская политика неизбежно обречена на провал.
        Кроме вологжан читатель встретит в «Ладе» много имен, известных как всероссийской, так и международной аудитории, таких как Захар Прилепин или Владимир Личутин. На его страницах широко представлена проза, поэзия, публицистика, очерки по православной культуре, дающие душе могучий нравственный настрой. А эстетика его типографского исполнения такова, что журнал приятно подержать в руках, полистать, рассматривая репродукции произведений вологодских художников и фотохудожников. Не случайно на одном из пленумов Союза писателей России, где прошло обсуждение журнала «Вологодский лад», отмечалась его значимость в современном литературном процессе. О журнале высоко отзывались такие мэтры российской литературы, как В.Белов, В. Ганичев,  Г.Иванов (ныне занимающий пост секретаря Союза писателей России), В.Личутин. Секрет достижений — в умении работать с авторами, широкой творческой палитре, отсутствии узкой и однобокой  вкусовщины, профессиональном подходе к делу.  Хочется пожелать журналу и в дальнейшем радовать читателя новыми произведениями и именами, удачи в поисках. Стать тем  мостиком, что ведет  из прошлого в настоящее, а из настоящего —  в будущее.

        Опубликовано: «ВОЛОГОДСКИЙ ЛАД», литературно-художественный журнал.
№ 4, 2010 г.,  с. 169.