Никто не забыт

Елена Бездудная
     Есть в Ростове-на-Дону Северное кладбище,  одно из самых больших, если не самое большое в Европе. Целый город в городе… со своими кварталами. Каждый раз, когда я приезжаю к мужу, я прохожу мимо квартала, где сейчас хоронят ветеранов. К сожалению это происходит регулярно и все чаще….
      На новых могилах лежат груды венков и цветов. Но, если посмотреть в начале квартала, то можно увидеть заросшие многолетним бурьяном могилы, с памятниками  или без….  Видно, что к этим усопшим давно уже никто не приходил: то ли забыли стариков, то ли вообще они были одинокими, как друг нашей семьи Анатолий Дмитриевич Алексеев, или просто Толик, как его называли друзья.

      К его могиле я пришла где-то через два года после похорон. Как раз в это время у меня тяжело болел и умер муж.
      И что же… могильный холмик и все внутри оградки заросло бурьяном почти в мой рост. Лежали венки, оставшиеся еще с похорон. Было ясно, что никто… ни разу… не навестил этого ветерана.

      С тех пор я навещаю эту могилу, приношу цветы и  по мере своих сил и возможностей навожу порядок.

      Я знала Анатолия Дмитриевича почти полсотни лет и как декана нашего мехмата РГУ, и как соседа, когда мы жили в общежитии, и как коллегу мужа. Он был лучшим другом мужа, можно сказать даже другом семьи. Он был свидетелем на нашей свадьбе.

      Анатолию Дмитриевичу почти не пришлось повоевать. Он попал в плен вскоре после начала войны. А там… самые страшные лагеря, потом работа на заводе и, наконец, работа у фермера.
      Толик, бывало, рассказывал о жизни в плену…. Вот пара эпизодов.
В лагере в бараке он -  старший, как знающий немецкий язык, чтобы лучше общаться с охраной. Он придумал и осуществлял справедливую дележку хлеба, когда делили полученное на нужное количество кусков, а потом один из пленных, отвернувшись, называл получателя случайного куска. По-видимому, не один он додумался до такого способа дележки. В знаменитом фильме ”Судьба человека” точно так же делили полученную буханку хлеба и кусок сала. Еще рассказывал, что были простые рабочие немцы, которые жалели пленных.  Работает на заводе, хочется курить…  мимо проходит немецкий рабочий и, как бы случайно, роняет только что зажженную сигарету, а то и несколько целых….  Обернулся, увидел, что подняли, кивнул гут… и пошел дальше. Ему тоже  было опасно показывать свое расположение к пленным.

         Само собой разумеется, что Толик настолько хорошо знал немецкий, что мог читать в подлиннике книги и стихи немецких авторов. Позже он так же неплохо выучил и английский язык.

         После освобождения ему  повезло уже с тем, что он не попал как бывший военнопленный в наш лагерь, а только пришлось пережить многочисленные расспросы и допросы. Ему даже разрешили учиться в  институте, конечно, не в большом городе.
       В последствии он защитил кандидатскую диссертацию на степень кандидата физико-математических  наук и почти до конца жизни работал доцентом РГУ (Ростовского Государственного Университета), сейчас ЮФУ (Южный Федеральный Университет). Много лет он был деканом механико-математического факультета РГУ, деканом факультета повышения квалификации. Именно он вручал мне диплом об окончании университета….

        Талантливый человек, он был талантлив во всем. Он имел поистине “золотые руки”…
Получив квартиру, Толик сам сделал в ней такой ремонт, что друзья и сослуживцы приходили к нему как на экскурсию, посмотреть, как и что он сделал. Почти вся мебель в квартире была изготовлена его руками. Еще живя в общежитии, я видела, как он делал полированную тумбочку, и по качеству отделки она  была нисколько не хуже, а может даже лучше, чем фабричная.
         На даче на его грядки было любо-дорого посмотреть. Помимо некоторых экзотических овощей можно было полюбоваться, например, почти двухметровыми кустами помидоров, разных сортов, увешанных плодами. Кстати, именно по его рецепту я много лет мариновала помидоры, которые всегда шли “на ура”.

         Анатолий Дмитриевич был очень начитанным человеком, знающим и любящим поэзию, знал много стихов наизусть.  Его библиотеке позавидовали бы многие. Он любил и понимал классическую музыку, которую  часто слушал с помощью великолепного  по тем временам проигрывателя. Его коллекция пластинок была одной из самых больших и лучших в Ростове. Однажды его даже приглашали на телевидение, чтобы он рассказал о ней.

          Вот личная жизнь Толика так и не сложилась, так и остался он одиноким.
Пройдя ад плена и, в последствии, долгое время неся на себе “клеймо” бывшего военнопленного, он так и не решился связать с кем-нибудь свою судьбу. Так и ушел одиноким…. Родственники, сами старые и больные, не смогли приехать даже на похороны.

          К чему я все это рассказывала? ...
Во первых, я хотела поведать об одном из тех замечательных, неординарных людей, которых я повстречала и знала в своей жизни….
          А еще, мне бы хотелось обратиться к молодым…
Говорить красивые слова, поздравляя ветеранов, дарить цветы на 9-тое мая хорошо, конечно….
          Но, было бы здорово … прийти к ветерану, который часто одиноко живет в вашем доме, чем-то помочь, просто посидеть, поговорить….
          Было бы здорово … организовать субботник на кладбище и убрать хотя бы мусор и бурьян с запущенных могил ветеранов.

Вот это и говорило бы, что
                УВАЖАЕМ,
                ГОРДИМСЯ,
                ПОМНИМ…