Письмо дяди Леопольда

Юрий Мещаненко
                       ARMARIUM BOHEMICA


                                 Miscellanea


Литературные переводы Юрия Владимировича Мещаненко



                ЯРМИЛА ГАШКОВА



                РАССКАЗЫ

      о слабых женщинах и сильных мужчинах

                и наоборот




Издательство: "PRITEL KNIHY"
Прага
1927
Страниц: 222


                ПИСЬМО ДЯДИ ЛЕОПОЛЬДА

                (Стр. 63 — 67)


   Ева кусала ногти, громко вздыхала и отчаянно поглядывала на дядю Леопольда.

— «Ты понимаешь это?»

— «Да, дядюшка».

— «Так, интересно это тебе?»

— «Как видишь, дядюшка», — Ева зевнула.

—«Итак, — продолжал дядя Леопольд, — аппарат Слогманна имеет то преимущество, что с его помощью можно определить плотность картофеля и в минимальном образце».

— «Да, дядюшка».

— „Не перебивай меня. В процессе измерений однако представляет проблему установка в волометре отметки уровня, потому что объёмометр есть широкая открытая посуди...»

— «Ау», — выкрикнула Ева и выскочила.

— «Дядюшка, я  не могу этого выдержать, ради Бога».

— «Что случилось, детка? — спросил нежно дядя и погладил с большим интересом Евино плечо.

   Ева отступила и рассмеялась:

— «Ну, уже ничего», — и выбежала за двери.

   Дядя Леопольд остановился в своём путешествии по комнате.

— «И всё таки — она ребенок», — сказал он, глядя на дверь с выражением нежности.

— «Девчонка — дьяволёнок», — поправился он, прошел на цыпочках к двери и поцеловал медную ручку.


                * * *


— «Очень жарко», — сказал студент Малина и посмотрел на Еву взглядом, который охладить её не мог.

— «Да», — прошептала Ева и положила руку на скамейку.

   Студент Малина молчал. Его рука всё же тихо распрямилась и легко прикоснулась к руке барышни Евы.

   Ева зарделась и убрала руку.

   И всё же не могла остановить потока крови, который поднимался от кончиков пальцев до головы.

— «Такая жара», — сказала Ева смущённо.

— «Ну, такая же, как в прошлом году на Троицу», — ответил студент Малина, пожирающим взглядом глядя на её шею.

— «Тогда была такая жара».

— «Да, тогда мы попотели, но в этом году лето будет коротким», — сказала Ева голосом, который говорил о поднимающейся лимфе.

   Теперь и студент Малина зарделся.

   Его сердце затрепетало болезненным удовольствием, но горло сжалось и не позволило, чтобы сказал больше чем:

— «А потом будет осень и опять зима».

— «А потом весна...».

   Ева эту фразу почти выдохнула. Прикрыла глаза и прошептала:

— «Был поздний вечер — Первомай».

   Студент Малина знал, что делать.

   Он знал, что нужно обернуть руку вокруг её молодого стана, прижать свои страстные губы к её губам, полным желания, а потом, через некоторое время, прошептать:

—«Вечерний май, время любви», — но не сделал этого, просто по той причине, что был он — теоретик.

   Встал, уронил шляпу, выпалил:

— «Я... я Вам напишу послание», — и ушёл так быстро, как мог.

— «Как Иосиф Египетский», — вздохнула Ева.

   Дядя Леопольд ходил до поздней ночи и хмурился.

   На столе между книгами о болезнях катрофеля, бактериологии почвы и дезинфекции инфицированных удобрений лежал лист писчей бумаги, бумаги, которая не была посвящена культуре картофеля, но должна была бы стать переводчиком сердечных дел дяди Леопольда.

— «А что, почему бы этого не могло быть, — сказал дядя Леопольд в три четверти второго и сел за стол. — Моя золотая, маленькая Евочка, мой дорогой жучок...» — писал дядя Леопольд.


                * * *


— «Дорогая барышня», — написал студент Малина и почесал в голове.

   Рассматривал минуту эти два слова, потом зачеркнул их и написал сверху:

— «Многоуважаемая барышня, не удивляйтесь, многоуважаемая барышня, что Вам пишу. Вы упомянули сегодня природу, и я с удовольствием объяснил бы Вам свою позицию по этому вопросу. Мне кажется, что человек, который любит природу, является также её частью, и, таким образом, можно всё сущее разделить на три  категории: 1. растения, 2. животные, 3. Человек...»

   Затем развил великолепную теорию о соотношении животного мира и человека, что человек может быть мужчиной или женщиной, написал дважды eo ipso и трижды ergo и закончил пожеланием, чтобы все мужчины и женщины жили в любви к природе, «своей матери, как можно смело сказать» и провозгласил:

— «Многоуважаемая барышня, я чувствую себя Вашим другом и не сомневаюсь, что Вы также назовёте меня своим другом».

   Потом студент Малина лёг в кровать, крутился, вздыхал и приговаривал:

— «Миленькая, ты единственная, дорогая возлюбленная!»

   Утром Ева сидела в саду и читала.

— «Евочка, — обратился к ней дядя Леопольд, — я старый дурак, знаю. Но не могла ли бы ты быть со мной откровенна?»

— «Да, дядюшка».

— «Тогда прочти это, а потом мне скажешь...»

   Студент Малина также принёс письмо.

   На клумбах пахли розы, июньское солнце просвечивало в аллеях, Ева читала.

— «Моя золотая, моя маленькая Евочка, мой дорогой жучок, я тебя люблю. Я не отважился бы тебе этого сказать, если бы не чувствовал себя достаточно молодым, чтобы мог стоять на колянях у твоих ног, достаточно силён, чтобы носить тебя на руках, достаточно богат, чтобы сметь тебе сказать: Я отдал бы все, что у меня есть, ради одного твоего доброго слова и пламенного взгляда. Я люблю тебя, Евочка, и я — взрослый человек. Я люблю тебя любовью, которая знает, что не смеет желать многого, и которая, несмотря на это, хотела бы всё счастье мира собрать в свои объятия. Я люблю тебя Евочка и спрашиваю, не слишком ли я размечтался. Я весь дрожу в ожидании твоего ответа.
               
                Леопольд».

                * * *

— «Дядюшка Леопольдик, — сказала Ева, когда снова увидела дядю, — дядюшка Леопольдик, мне так тяжело».

   Дядя Леопольд крепко сжал губы и минуту молчал.

   Потом сказал:

— «Спасибо, Ева, этого достаточно. Забудь, что я тебе написал или, по крайней мере, дай мне забыть».

   Ева положила голову на стол и расплакалась.

   Дядя Леопольд нежно положил ей руку на голову:

— «Евочка?»

— «Дядюшка Леопольдик, ты мне не должен был писать! Я так любила этого Малину, а он так неуклюж. Возьми, прочти это».

   Ева заплакала так, что у неё затряслась голова. Дядя Леопольд также затрясся, когда читал.

   Потом сказал:

— «Евочка, ты права. Он ещё неспособен описать, но чувствует всё так же, как и ты, и любит тебя и... — дядя Леопольд замолчал, взъерошил волосы и добавил: и имеет чёрную голову».

   Потом позвонил экономке и приказал:

— «Попросите пана Малину, чтобы он нас посетил. Приготовьте обед по наивысшему разряду на три особы».


                * * *