Индейцы Флориды. Юстага

Игнат Костян
Первыми европейцами, которых повстречали индейцы  племени юстага (yustaga) на своей земле, как полагают исследователи, были конкистадоры экспедиции Нарваэса, которые в 1528 году в поисках сокровищ невольно забрели в западные районы Флориды. Предположительно с юстага столкнулся отряд Кабеза де Ваки, после того как Нарваэс приказал экспедиции разделиться на два отряда и добираться до места высадки во Флориде каждому по отдельности. В мемуарах Кабеза де Ваки есть косвенное упоминание, указывающее на возможный контакт испанцев  с индейцами этого племени: «Мы остановились в деревне, где правил великий кацик Дулчанчелин (Dulchanchellin), – писал де Вака. – Деревня располагалась к востоку от страны  Апалачи, в которой христиане много претерпели от их стрел…».
  Конечно же, из этой записи сложно предполагать был ли Дулчанчелин одним из вождей юстага, с которыми столкнулись испанцы. Однако согласно проведенным исследования и артефактам, найденным в ходе археологических раскопок, установлено, что маршрут экспедиции Нарваэса,  проходил через земли, населяемые в то время племенем юстага. Отряд Нарваэса двигался с юга в страну Апалачи, располагавшуюся на Северо-западе полуострова и никак не мог миновать страну Юстага, западная граница которой пролегала к востоку от страны Апалачи.
 Что же касается вождя, то он, возможно, был предшественником более поздних вождей юстага, с которыми имели контакт сначала испанцы из экспедиции де Сото, а потом и французские гугеноты.
Однако впервые наименование «юстага» (yustaga) всплывает в хрониках экспедиции де Сото  и исходит из уст хроникера Луиса Эрнандеса де Бидмы: «В стране Апалачи есть много городов, где много еды.  Местные туземцы рассказали нам, что до прихода к ним мы путешествовали по стране Юстага».До этого испанцы, как  указывалось выше, продвигались через земли Северных утина, где захватили в плен кацика Агуакалейкаена и потребовали от него проводить их к городу Узачиле, располагавшемуся  на территории племени юстага, а точнее на западной стороне реки Сувонни. Достигнув пределов этого города, произошло сражение  испанцев с индейцами, которые попытались освободить Агуакалейкаен и других заложников, служивших испанцам проводниками и «живым щитом». «Вскоре навстречу нам вышли около трехсот пятидесяти индейцев с луками и стрелами, чтобы напасть на нас и освободить кацика из плена. Мы убили некоторых из них, а остальных пленили», – повествовал де Бидма.
Испанцы по приказу де Сото казнили заложников, и когда  посетили город Узачиле и прилегавшие к нему окрестные села, то обнаружили их абсолютно пустыми, поскольку индейцы покинули свои дома и укрылись в лесу.
Территория обитания племени юстага простиралась между землями народа апалачи на западе и Северными ютина на востоке (территория современных округов Мэдисон и Тэйлор – И.К.).
 В точности это племя проживало между рекой Сувонни (западным ее берегом) и рекой Аукилла. Последняя являлась границей с территорией  племени апалачи. «Мы пересекли реку, которая  разделяла одну страну от другой и пришли в город, который индейцы называли Аквиле», – подчеркивал де Бидма.
Юстага считаются самым западным народом из всех тимукуанских племен. Происхождение термина «юстага» не известно. Язык юстага лингвисты относят к одному из тимукуанских диалектов, в котором содержаться элементы мускогской лексики. Дошедшее до наших времен письмо, написанное в 1651 году кациком юстага по имени Мануэль в адрес короля Испании, указывает на большую вероятность сходства диалекта, на котором говорили юстага с диалектом индейцев потано. Лингвист Джулиан Грэнберри, изучив записи отца Парехи – основателя письменности тимукуа, однозначно утверждает, что юстага говорили на диалекте потано.
Земли обитания юстага, как утверждает современная научная мысль, были заселены в течение первого тысячелетия нашей эры.
 Значительная часть Западной Флориды, в частности,  и территория, населяемая племенем юстага, согласной научной классификации  относиться к археологической культуре Уиден-Исланд. Данная культура тесно связана с археологическими культурами долины реки Сувонни и Алачуа. Частичная характеристика указанных археологических культур, дана нами выше (ритуальные курганы, костницы, разнообразная керамика, как ритуального, так и бытового назначения и другое).
Поселения юстага в большей степени концентрировались у побережья Мексиканского залива, а также у прилегающих водоемов внутри материка.
Общество юстага было типичным обществом охотников и собирателей.
Для каждого поселения юстага характерно наличие огромного количества «навозных куч», состоявших из устричных раковин,  раковин моллюсков, гребешка, морских улиток, множества других ракушек, а также костей рыб и диких животных. Все это составляло основной рацион питания индейцев юстага. Помимо перечисленных видов, добываемых индейцами в процессе собирательства, они успешно охотились на морских черепах, крокодилов и оленей.
Археологические данные свидетельствуют, что на момент контакта с европейцами юстага представляли около восьми подплемен, каждое из которых проживало в нескольких небольших деревнях. Деревни управлялись вождями – лидерами большесемейных общин. Большесемейные общины образовывали родовой клан. Клановые вожди, как правило, были политически независимыми.
Вождества юстага в административном отношении были организованы в кластеры (англ. cluster — скопление, объединение нескольких городов, которое можно рассматривать как политически, так экономически самостоятельную единицу).
 Численность населения отдельного среднего вождества варьировалась от 750 до 1500 человек. Власть кацика управлявшего вождеством передавалась по наследству. Право унаследовать власть мог не только близкий родственник кацика, но также и любой представитель знатного рода.
 Опираясь на испанские записи периода первых контактов с индейцами юстага, антрополог Джон Уорс отмечал, что на территории племени существовали города, которые в регионе Юстага занимали доминирующее положение по отношению к остальным городам этой территории. Так, например, города Котокочани (Cotocochuni) и Потохириба (Potohiriba) в разные исторические периоды, по оценке испанцев были главными городами в стране Юстага, а их вожди соответственно являлись верховными правителями, хотя Уорс все же считает, что вожди отдельных городов в период первых контактов с европейцами все-таки сохраняли свою политическую независимость. Также Уорс полагает, что объяснение такой оценки  кроется в испанских первоисточниках, где в списках вождей юстага, которые составляли испанцы, на первом месте всегда стояли имена тех из них, чьи города для испанцев казались наиболее развитыми в социально-экономическом плане. Позднее, в ХVII веке, данный подход в оценке значимости городов юстага, позволил испанцам основать католическую миссию близ города Потохириба, хотя сам город располагался в достаточном удаленном от других городов и деревень месте, что абсолютно не смущало испанцев, считавших указанный город  центром регионального значения. 
Также, как и в вопросе с Северными утина, Уорс утверждает, что вождества юстага были разобщенными и не имели единого политического центра в отличие от тимукуа восточных и северо-восточных регионов Флориды, и в этом плане были на много уязвимее, чем более интегрированные вождества тимукуа указанных регионов.
Внешне мужчины и женщины юстага ни чем не отличались от других групп тимукуа. Волосы на голове мужчины собирали в пучок и скрепляли заколками из костей птиц. Женщины носили волос распущенным. Как мужчины, так и женщины татуировали свои тела в зависимости от возраста, своего статуса в обществе и заслуг перед ним. Чем выше статус, тем круче должен был быть рисунок татуировки. Одежду эти индейцы изготавливали из волокон испанского мха, замши, а позднее из ткани.
Религиозные обряды, и верования соответствовали тем, которые были присущи культуре народа тимукуа в целом. Так же как и у индейцев племени апалачи, у юстага  была распространена весьма популярная в Северо-западном регионе Флориды игра в мяч (см. раздел Апалачи). Исследователи, считают, что эта игра пришла к юстага уже в европейский период, то есть тогда, когда они были рассредоточены по миссиям. Если  индейцы апалачи поддавшись давлению миссионеров, прекратили играть в эту игру к 1677 году, то юстага, наоборот, игнорировали требования отцов-монахов. Более того, изменив некоторые принципы этой игры, юстага убели испанцев в том, что их правила не противоречат христианской морали, поэтому в эту игру юстага продолжали играть еще и в 1680-е годы. Стоит отметить, что у юстага воины и игроки в мяч, заслуги которых весьма высоко оценило общество, могли изменить свой социальный статус, то есть из нижних слоев общества перейти в число знати.
После встречи с испанцами из экспедиции де Сото юстага продолжительное время не имели контактов с европейцами.  Французские источники 1564 года указывают, что в том году в стране Юстага  появлялся отряд французских солдат. Французы, как указывалось в предыдущем разделе, полагали, что индейцы юстага и Северные утина являются сторожевыми  южных отрогов гор Аппалачи, где якобы находятся несметные сокровища. Для того чтобы добраться в те места, французам было необходимо заключить соглашения с указанными племенами. По этой причине отряд французских солдат  в 1564 году вышел из форта Кэролайн и направился на запад. Известно, что французы посещали город Хустакуа (Houstaqua), где провели переговоры с вождем по имени Хустакуа, одарив последнего многочисленными подарками. В Хустакуа французы пробыли несколько месяцев и поданным хроникера, который вел записи в дневнике, у вождя  Хустакуа, как говориться «под ружьем», находилось от 3 до 4 тыс. воинов.
Следующий виток отношений с европейцами для юстага начался  с 1565 года – времени широкомасштабной экспансии Испании во Флориду. Основное проявление данной экспансии заключается в стремлении испанских колониальных властей как можно быстрее христианизировать аборигенные народы, проживавшие на западе Ла Флориды. В отличие от большинства группы тимукуа, которые инициативно изъявляли желание общаться с миссионерами, юстага, как утверждает Джон Уорс, наоборот, активно сопротивлялись миссионерской деятельности.
Впервые два миссионера  появились в городе Котокочани в 1623 году. Вождь принял их, приказал накормить, после чего крещение приняли  он и его дочь, а также двое сановников,  остальным же поданным вождь запретил принимать крещение.
Данный эпизод стал отправной точкой в процессе христианизации юстага. Через год в Котокочани испанцы основали миссию Сан-Педро-де-Потохириба (San Pedro de Potohiriba), положив тем самым начало  основанию целой сети миссий в стране Юстага. Проект развития испанских миссий на территории племени юстага по масштабности считается сам грандиозным и успешным из всех проектов предпринятых испанцами на территории Флориды в ХVII веке.
Несмотря на перенесенные болезни, вызванные бурной деятельностью испанцев в системе миссий,  индейцам юстага удавалось продолжительное время сохранять стабильный уровень популяции племени, чего нельзя было сказать о других группах народа тимукуа. В первое десятилетие работы испанских миссий страна Юстага оставалась самым густонаселенным регионом провинции Тимукуа, в которую в то время входили земли Северных утина, потано и других тимукуаговорящих племен.  Испанские документы указывают, что на территории юстага тогда проживало 12 000 индейцев, в то время как на остальной части провинции Тимукуа 7 500 человек коренных флоридцев.
В 1656 году западные группы тимукуа  – потано, Севернее утина и юстага составили ядро возмущения, которое подняло всеобщее восстание значительной массы коренных народов Флориды против испанского господства. Вождь Северных утина Менендес Лукас из миссии Сан-Мартин-де-Аякуто и вождь юстага Диего из миссии Сан-Педро-де-Потохириба стали всеобщими лидерами восстания и являли собой силу, с которой считались оккупационные войска. Город Потохириба был центром и штаб-квартирой восставших. Именно там индейцы планировались свои налеты. Где бы ни прошли партизанские отряды повстанцев, повсюду они сеяли смерть и разрушение. Мятежники беспощадно убивали всякого испанца и чернокожего раба, но не в коем разе не трогали миссионеров. В ходе одного из генеральных сражений вожди юстага Мачаба и Диего были захвачены испанцами, а после подавления восстания преданы публичной казни.
Использование термина «юстага» в последний раз встречается в документах датированных 1659 годом, однако четыре миссии, основанные в землях юстага: Сан-Педро-де-Потохириба, Сан-Мигель-де-Асиль (San Miguel de Asile), Сан-Пабло и Сан-Матео-де-Толапатафи (San Matheo de Tolapatafi) продолжали функционировать вплоть до 1688 года, то есть до времени массового вторжения во Флориду подстрекаемых англичанами племен Конфедерации криков. К 1689 году этнических юстага, проживавших на территориях указанных миссий насчитывалось всего 330 семей, что по оценке Муни (1928 год) эквивалентно одной тысяче человек.
В 1704 году  миссии на территории  некогда густонаселенной страны Юстага были уничтожены союзными силами англичан и индейцев криков. Выжившие остатки юстага смешались с другими группами тимукуа, с которыми и раздели свою судьбу.