Старая рецензия

Коршуниха62
В каждой семье хранятся старые, отжившие свой срок вещи, предметы быта, письма, вырезки из газет. Мы их бережём как молчаливых свидетелей нашей прошлой жизни. Иногда случается, что может «заговорить» простая «бумажка», напомнить о времени. В моём архиве хранится старая рецензия, посвящённая выставке эскизов художника-постановщика Юрия Михайловича Ракши  к советско- японскому фильму «Дерсу Узала». Тогда я жила в Арсеньеве, где проходили съёмки фильма, работала в городской газете «Восход».

О старой публикации вспомнила  недавно, когда отмечалось 40 лет награждения фильма «Дерсу Узала» премией Оскар.

Бывают в жизни чудеса! На Прозе я прочитала рассказ «Голубочек мой ясный», написала рецензию. Автором оказалась жена художника  писательница ИЕ Ракша.

Ирина Евгеньевна прилагает много усилий пропаганде художественного наследия мужа, издаёт альбомы, организует выставки. В настоящее время готовит новый альбом, по крупицам собирает новые данные, имеющие отношение к работе видного советского живописца ЮМ Ракши. Заинтересовалась и моей рецензией.

 Возможно, этим заинтересуются и читатели сайта Проза ру. Предлагаю Вашему  вниманию старую рецензию.

«Снимает «Мосфильм»

Особое видение мира

Рецензия-отзыв на выставку эскизов
к фильму «Дерсу Узала»

С 26 июля по 24 августа в кинотеатре «Космос» экспонировались эскизы художника- постановщика киностудии «Мосфильм» лауреата премии Московского комсомола Юрия Михайловича Ракши к фильму «Дерсу Узала». Как художник-постановщик он участвовал в создании фильмов «Воемя, вперёд!», «Главный свидетель», «Незванный гость» и других.

Выставка эскизов одного художника, к одному фильму - явление исключительное не только в культурной жизни нашего приморского таёжного города, где вообще редкостью являются выставки профессиональных художников.

Эскизы - не картины, по ним трудно судить о творчестве мастеров кисти. Один из художников- любителей от имени своих коллег сказал: «Восприятие эскизов непривычно даже для нас. Мы высоко оцениваем то, что Юрий Михайлович Ракша не побоялся показать свои работы массовому зрителю.»

На открытии выставки ЮМ Ракша  сказал, что он хотел узнать, как к ней отнесутся зрители, что скажут.
Вторая цель: рассказать тем, кто не очень близко стоит к искусству, что работа художника  в кино - часть общего труда всех создателей фильма. И эта часть, изобразительная, как речь и звук, активно воздействует на зрителя, воспитывает его. Чем зритель подготовленнее, тем воздействие картины активнее,

Забегая вперёд скажу, что зрители благодарят художника за доверие к ним, довольно правильно оценивают человеческие и гражданские устремления ЮМ Ракши. Об этом свидетельствует запись в книге отзывов: «Такие художники будут всегда с народом.»

Наброски картин Юрия Ракши волнуют душу, заставляют думать, размышлять. Эскиз, в том числе к фильму, рисунок на плоскости, где всё статично. Задачи скромны: передать атмосферу, характер времени, дух природы. Индивидуальная манера в достижении этих целей даже в незавершённых картинах может сказать о мастерстве автора. Недаром один из посетителей выставки написал в отзыве, что некоторые эскизы можно назвать картинами. Согласна. К числу таких отношу «Станция Корфовская», где кипит стройка.  Дома растут, как грибы после дождя, быстро, кажется, что от жёлтых срубов пахнет кедровой смолой.» С трактовкой эпизода, предложенного художником, согласился режиссёр Акира Куросава.

Большинство зрителей в числе лучших назвали эскиз «Первая встреча». Режиссёр ВН Васильев рассказал, что художник помог найти актёра на роль Дерсу Узала: внешнее и портретное сходство ММ Мунзука поразительное. Здесь совпало творческое видение художника и режиссёра.

Картина «Первая встреча» помогает раскрыть смысл произведения ВК Арсеньева: ответственность человека за природу. Лучше всех это понимает охотник Дерсу. Тайга его кормит, радует своей красотой, тайга сказочна и загадочна. На переднем плане необыкновенный фиолетовый кустарник, разветвляющийся как древо жизни. И так находчиво в картине использован красный цвет.

У автора во многих эскизах преобладает красный цвет. Им озарена квартира ВК Арсеньева в Хабаровске. В красный цвет окрашена осенняя тайга, окружившая «Бивак с хижиной.» Думается, это не случайно. Свет солнца, цвет огня, крови - символ Жизни. Многократным подчёркиванием красного углубляется философская концепция фильма:  ответственность человека за землю, на которой он живёт. Одновременно создаётся настроение. Неуютно человеку тайги ДерСу в городской квартире ВК Арсеньева. Не усидеть ему здесь долго. С тоской смотрит он на красный пылающий огонь в печи, а в сознании вся комната красная, словно окутана пламенем таёжных костров, у которых сиживал старый гольд во время охоты.

Мысль, настроение, как верно подметили зрители, заключены в каждом эскизе художника ЮМ Ракши. Одна женщина пишет в книге отзывов: «Каждый эскиз по- своему хорош. «Разлив» с зеркальной поверхностью воды сказочен и торжественен. Кажется свершилось чудо и говорит сама природа: «Я жива. Живи и ты, человек. Я также прекрасна. Будь моим другом и защитником.»

«Человек и природа едины, их нельзя разделить», - такое впечатление оставила выставка эскизов в сердце этой женщины и у других посетителей.

Искусство, благодаря особого видения мира художником, делает людей нравственно чище, добрее. Юрий Михайлович Ракша - один из тех, кто творит искусство, нужное людям, кто эмоционально, искренне выполняет часть своей работы, участвуя в создании нового  фильма.

Часто после работы в кино, ЮМ Ракша создаёт прекрасные картины живописи.Например, после кинофильма «Время, вперёд!» он написал картину «Моя мама», имевшую большой успех у зрителей. Возможно, через какое-то время из того, что увидели арсеньевцы на выставке в набросках, появятся настоящие произведения искусства. От души пожелаем Юрию Михайловичу Ракше успехов в большой живописи.
Эти заметки хочется закончить ещё одним отзывом- пожеланием: «ваши очерки уссурийской тайги правдивы. Пусть таким же будет и фильм.»
              Л.Сивидова

«»» «»» «»» « « «

Теперь, вспоминая то далёкое время, хочется сказать, что советско-японский фильм «Дерсу Узала» имел большой успех. Он удостоен премии Оскар и многих других международных наград.
Мне посчастливилось познакомиться с творчеством великого советского живописца Юрия Михайловича Раки. Двадцать полотен хранятся в Третьяковской галерее. Вершиной его творчества является триптих «Поле Куликово».
Наследие мужа бережёт и пропагандирует его жена писательница Ирина Евгеньевна Ракша, которая стала моим другом.