732 Испытания корабля 18 08 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 732. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Испытания корабля. 17-28.08.1972 года.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Балтийское море. На фотографии БПК «Доблестный» пр.1135. 30.11.1970 года этот корабль заложен на стапеле ССЗ «Залив» в Керчи и 05.02.1971 года зачислен в списки кораблей ВМФ, будет спущен на воду 22.02.1973 года, вступит в строй 28.12.1973 года и 17.02.1974 года после межфлотского перехода из Севастополя в Североморск, будет включён в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). Точно так же, как этот корабль БПК «Свирепый» практически ежедневно на день-два выходил в Балтийский район гидрографической службы ВМФ СССР и Балтийского флота на полигоны заводских ходовых испытаний боевых кораблей Балтийского флота в период 17-28.08.1972.


В предыдущем:

Вид и зрелище кормового буруна на полном ходу неописуемо восторженное, мощное и опасно-страшное. Всё это я видел своими глазами, испытал и ощущал всем своим существом в непосредственной близи в августе 1972 года на корме БПК «Свирепый» во время прохождения по Балтийской мерной линии.

С первого проворачивания гребных винтов у заводской причальной стенки БПК «Свирепый» начались испытания корабля. Испытания корабля – это практическое определение тактико-технических элементов и эксплуатационных качеств корабля путём реального «проворачивания», то есть пробного кратковременного пуска и работы всех машин, механизмов, генераторов, агрегатов, двигателей, насосов, систем управления и инженерных сетей корабля.

По технологии строительства кораблей и судов «испытания корабля производят после его постройки, модернизации, переоборудования и ремонта: они бывают швартовными, заводскими ходовыми и государственными, то есть приёмно-сдаточными».

Швартовные испытания – это «проверка в действии основных характеристик боевых и технических средств и всего корабля в целом, проверка соответствия спецификации корабля техническим условиям, чертежам, схемам, описаниям и инструкциям по эксплуатации» и являются первым технологическим этапом приемосдаточных испытаний. Основная цель швартовных испытаний – это «проверка качества постройки корабля, монтажа и регулировки оборудования, предварительное опробование под нагрузкой ГЭУ (главной энергетической установки), вспомогательных механизмов, систем и устройств, обеспечивающих живучесть и безопасность корабля, подготовка корабля к выходу в море для проведения ходовых испытаний. Швартовные испытания проводятся «на акватории верфи у достроечной набережной».

Кстати, методику швартовных испытаний кораблей пр.1135 типа «Буревестник» создавали проектанты и судостроители на головном корабле – БПК «Бдительный», в период их швартовных и ходовых испытаний. Эту методику усовершенствовали на БПК «Бодрый», а на швартовных испытаниях нашего корабля уже применяли новые интересные нештатные контрольно-измерительные приборы и оборудование. Вот тогда я впервые проявил интерес к автоматике и телемеханике…

Когда я увидел замечательную сверхсекретную книгу-альбом Сетевой график строительства и испытаний БПК «Свирепый», то невыразимо удивился сообразительности и прогнозному таланту тех людей, кто составлял этот свод самых разных взаимосвязанных работ и дел.

В этом сетевом графике, который вначале воспринимался как сложная сеть, паутина, переплетение сплошных и пунктирных линий, квадратиков, прямоугольников, ромбов, кружков и овалов, на самом деле всё было чётко, точно и понятно. Вот наименование работы, вот место, в котором эта работа должна исполняться, вот время (срок), которое нужно для этой работы, вот что надо делать сейчас, а что потом, вот время и место, где сходятся все работы и начинается контроль качества, приёмка, а потом испытания…

Меня удивляло, что многие командиры боевых частей, офицеры с высшим образованием и мичманы, тупо смотрели на эти переплетения линий и фигур, на сетевой график и просили разработчиков «по-русски» простым языком сказать им, что надо делать. Сначала представители завода и проектного КБ терпеливо разъясняли, показывали, а потом махнули рукой и просто начали посылать наших офицеров и команды матросов в нужное место и в нужное время.

Наши офицеры обижались, напрягались, совершали ошибки, ссорились и ругались с представителями судостроителей, а те, в свою очередь тоже напрягались, замыкались в себе и работали строго «по правилам», игнорируя наш свиреповский стиль самоотверженного труда во имя скорейшей подготовки корабля к БС (боевой службе).

Да, идея и задача скорейшей подготовки БПК «Свирепый» к самостоятельному несению боевой службы в море (БС) – это была самая главная цель всего экипажа корабля, наш стимул и мотивация всё нашей корабельной жизни и работы, всей жизнедеятельности корабля. Увы, не все гражданские специалисты разделяли наше настроение и устремления – они просто работали, зарабатывали деньги, в том числе так называемые «морские», то есть повышенную оплату за нахождение вместе с кораблём в открытом море.

Так как сверхсекретная книга-альбом Сетевой график строительства и наладки БПК «Свирепый» находилась и хранилась в ящике прокладочного стола в штурманской рубке под постоянной охраной дежурного рулевого, то я в процессе несения вахты-дежурства видел, как «читают» эту книгу-альбом специалисты и наши офицеры, разглядывал сам и научился не просто смотреть на эти переплетения линий и фигур, а понимать их, читать их, разбираться в них.

Вскоре, сначала случайно, а потом уже по просьбе-требованию, я начал помогать нашим офицерам, мичманам и старшинам уточнять место, время и конкретное задание по Сетевому графику. В самый разгар швартовых испытаний в заводе эта сверхсекретная книга-альбом уже почти постоянно лежала на штурманском прокладочном столе-планшете и регулярно дежурный офицер или дежурный по низам, командиры боевых частей, командиры команд и рабочих групп звонили в штурманскую рубку, чтобы уточнить свои дела в течение рабочего дня по Сетевому графику.

Я очень гордился тем, что участвую в общем большом и азартном деле, которое усилиями командира корабля, капитана 3 ранга Е.П. Назарова и замполита, капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, превратилось в некое подобие состязания-соревнования – кто быстрее и лучше (качественнее) выполнить задание-пункт Сетевого графика. При этом не ставилась задача кого-то опередить в процессе отладки или испытания оборудования, а ставилась задача быть на своём месте, в боевом посту, на своём заведовании в нужное время в полной готовности к комплексному испытанию.

Чего греха таить, поначалу швартовных испытаний иногда бывало, что из-за неустановленного в нужное время и в нужном месте нужной арматуры, пакетного выключателя, прибора или узла, срывалось плановое (по Сетевому графику) испытание какой-либо машины, механизма или системы управления. Вот так из-за нерасторопности одного или двух «горе-работничков» (как их называл замполит – автор) простаивали все, страдал весь экипаж, корабль в целом…

Так я познакомился с Программой швартовных и вообще – всех испытаний корабля, увидел в целом всю картину событий и процессов завершения строительства и подготовки корабля к выходу в море. Вот почему «Боевые листки», которые я выпускал по приказанию замполита, оказались информационно и технологически точными, своевременными. Я их писал и оформлял строго по Сетевому графику, то есть к расчётному времени исполнения того или иного задания по графику на информационном стенде уже красовался очередной «Боевой листок». Ребята, наладчики и командиры могли с гордостью прочитать об ещё одной выполненной задаче на пути к цели – подготовке корабля к выходу в море на БС.

Что нам давал Сетевой график во время швартовных испытаний? Во-первых, постоянный технический контроль работ – корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, механомонтажных и других. Во-вторых, большой объём проверок работ в течение рабочего дня, недели, периода швартовых испытаний, то есть понимание и видение всей кратины происходящего. В третьих, создание перечня-графика обязательных приёмок, в которых участвуют совместно Исполнитель (калининградский ПСЗ «Янтарь»), Разработчик (КБ и контрагенты) и Заказчик (ВМФ СССР и Балтийский флот).

Самое главное, Сетевой график позволял заранее планировать время, даты и объёмы одновременных испытаний, которые плавно переходили с этапа на этап – швартовные, ходовые и государственные. Вот почему общими усилиями, наладив работу всех точно по Сетевому графику, мы к началу заводских ходовых испытаний успешно выполнили работы по монтажу, швартовным испытаниям и аттестации:
всех трубопроводов и сосудов под давлением;
систем главных и вспомогательных механизмов;
оборудования всех помещений, боевых постов, цистерн и отсеков (вместе с водонепроницаемыми дверями, люками и крышками);
оборудования противорадиационной, противопожарной, противохимической защиты, а также обеспечения непроницаемости корабля;
всех корабельных устройств и так называемых «дельных вещей».

В «Боевых листках» я неизменно сообщал, что работы и соответствующие конкретные швартовные испытания завершились подписанием соответствующих документов – удостоверений, актов, аттестатов. Вскоре эти подписания начали осуществлять не комиссионно, а торжественно, в присутствии личного состава боевых частей и это стало доброй традицией на период испытаний корабля.

Тяжёлый, очень тяжёлый труд тогда приносит радость, если работники видят результат своей работы, от этого возникает чувство уверенности в себе и в качесвте своей работы, уверенность, что оборудование, система или узел корабля не подведёт на БС (боевой службе).

Для сдачи БПК «Свирепый» ВМФ СССР и Балтийскому флоту была назначена сдаточная комиссия, испытательная партия и ответственный сдатчик – Леонид Януарьевич Змачинский – главный на корабле со стороны Калининградского ПСЗ «Янтарь». В составе сдаточной комиссии были помощники ответственного сдатчика по корпусной и электромонтажной частям, сдаточный механик, мастера и высококвалифицированные специалисты, монтажники и наладчики по главным и вспомогательным механизмам, судовым устройствам, системам и электрооборудованию.

Испытательная партия БПК «Свирепый» состояла из специалистов предприятий-контрагентов, наблюдавших за испытанием и работой отдельных машин, агрегатов и систем, в том числе систему управления корабельным оружием. Все замечания о недостатках, об отклонениях от ТТД и ТТХ (тактико-технических характеристик) работы оборудования и систем регистрировались испытательной партией, которой помогал экипаж корабля, докладывались ответственному сдатчику или главному механику сдаточной комиссии. Одновременно вёлся Журнал испытаний – аналог вахтенного или дежурного журнала, в который записывались все значимые события испытаний БПК «Свирепый».

Интересно, что каждое замечание, записываемое в эти журналы, встречалось сторонами сдаточной и приёмной комиссии как повод для ссоры, конфликта, ругани, разборок, но при этом каждый подписанный акт (несколько подписанных приёмо-сдаточных актов, удостоверений, аттестатов) обязательно и традиционно завершались дружеским застольем в кают-компаниях офицеров и мичманов, а нам, личному составу экипажа корабля, доставалась дополнительная котлетка или стакан холодного абрикосового компота…

Я знал и видел, что на корабле формируется большая библиотека из следующих документов: приказы и договоры на постройку корабля, комплект чертежей общего расположения (устройства) корабля, Книга монтажных удостоверений, Журнал весовой нагрузки корабля, Журнал замечаний, переделок и согласований, Журнал испытаний, акты стендовых (швартовных) испытаний главных и вспомогательных механизмов и другого механического оборудования ГЭУ, Журнал испытаний вооружения и систем управления, журналы и своды аттестатов на все узлы и приборы, а также инструкции, схемы, описания, формуляры оборудования, паспорта сосудов под давлением, трубопроводов, контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА).

Кстати, только после получения всего комплекта этих документов должны были быть испытания корабля, но мы их начали значительно раньше, ещё во время стоянки у достроечной набережной завода «Янтарь». Кроме этого, отдельным этапом испытаний была комплексная ревизия…

Комплексную ревизию проводили несколько офицеров и мичманов – они держались особняком, мало говоили, больше сидели в своих каютах и наши корабельные офицеры с «матюками» то и дело носили им разные документы, папки, связки папок и т.д. После того, как эти ревизоры перелопатили кучу документов («макулатуры», как их называли наши моряки-носильщики этих документов – автор), они пошли смотреть всё своими глазами и щупать своими руками…

О! Это было очень интересно наблюдать, как в самый разгар матерной баталии между сдатчиками и приёмщиками вдруг появлялись невозмутимые ревизоры и совали свои носы туда, где всё искрило, плавилось, дымило, скрипело, гремело и не хотело работать так, как надо. Тогда на них дружно «набрасывались» и сдатчики, и приёмщики, но эти нападки тут же прекращались, когда ревизоры доставали свои записные книжки и журналы и спокойно что-то туда писали, тогда за ними хвостом шли и те, и другие и слёзно просили «дать им полчаса, чтобы всё исправить»…

Ревизия, - это, братцы, святое, это «оценка», «контроль» и «учёт», что по определению В.И. Ленина, в совокупности с электрификацией всей страны, то есть с мощным экономическим развитием, является сутью социализма.

Фактически переход из Калининграда в Балтийск и первый выход в море 14 августа 1972 года были тем самым «контрольным выходом и контрольными испытаниями», которыми заканчивались швартовные испытания и начинался этап заводских ходовых испытаний БПК «Свирепый».

В тексте поздравительного Боевого листка, я со слов радостно взволнованных командира корабля, капитана 3 ранга Е.П. Назарова и ответственного сдатчика Л.Я. Змачинского написал:

«Цель ШИ (швартовных испытаний) достигнута! Успешно завершены: проверка качества постройки корабля; монтажа и регулировки оборудования;  предварительное опробование под нагрузкой главной энергетической установки (ГЭУ) на холостом ходу, вспомогательных механизмов, систем и устройств, обеспечивающих живучесть и безопасность корабля; подготовка корабля к выходу в море для проведения ходовых испытаний.
Все работы по постройке корабля закончены в объёме, предусмотренном построечными удостоверениями. ШИ (швартовные испытания) проведены отдельно по механической, электрической и корпусной частям. В частности, проведены:
испытания механической части (БЧ-5), начиная с аварийных систем и механизмов, обеспечивающих безопасность корабля в процессе испытаний (пожарной системы, системы затопления и откачки воды);
испытания средств вспомогательной энергетики: турбогенераторов и дизель-генераторов, вспомогательных агрегатов, испарителей, опреснителей и т. д.;
испытания главной энергетической установки (ГЭУ), судовых систем, трубопроводов, электросети, постов энергетики и живучести.
Одновременно с испытаниями ГЭУ проведены испытания валоповоротного и валотормозного устройств, а также «страгивание» турбин на передний и задний ход. В ходе ШИ (швартовных испытаний) проведены гидравлические испытания трубопроводов всех систем, включая топливную, пожарную, паровую; выполнена проверка работы вспомогательных установок (насосов и вентиляторов); осуществлена прокачка масла по маслопроводу машинного отделения; произведена опрессовка и гидравлические испытания трубопроводов машинного отделения; проведены испытания циркуляционных и конденсатных насосов, а также трубопроводов, непосредственно связанных с турбинами; осуществлены проверка и испытания энергетической и осветительной сетей и пуск генераторов и электрощитов КИП иА. Приёмо-сдаточная комиссия гарантирует – корабль (БПК «Свирепый») готов к выходу в море на заводские ходовые испытания. Поздравляем и большое спасибо всем участникам ШИ (швартовных испытаний)».

На радостях всем без исключения понравился текст этого «Боевого листка» и я получил за него благодарность от командира корабля, который вслух удивился тому, что я запомнил эти все сложные производственно-технологические термины и понятия. А я их не запоминал, я их просто списал с книги-альбома Сетевой график постройки и испытаний БПК пр.1135 типа «Буревестник» заводской номер 153, то есть нашего родного и легендарного БПК «Свирепый»…