Память в сердце о каждом живет

Алена Журавская
     По словам древних философов, без глубокого знания истории нельзя двигаться в будущее. День нынешний вмещает день вчерашний и завтрашний.
      С  годами понимаешь, как важно, чтобы память  о прошлом была дорога нашим  детям, внукам, правнукам… Что значит для них Великая Отечественная война и  Победа, доставшаяся нашему народу такой высокой ценой? Об этом они написали в своих стихотворениях, эссе, письмах.


Всё меньше с каждым годом ветеранов,
Героев тех кровопролитных лет.
Не заживут у них на сердце раны,
Оставившие в душах след.
Вы были так скромны и кротки,
За героизм не требуя наград.
И жили, находясь в сторонке,
И каждый лишь вниманью рад.
Спасибо вам за подвиг, ветераны!
За то, что мы сейчас живём.
И все вам благодарны страны
За то, что мы смеёмся и поём.
И вы, и подвиг ваш навечно!
И сколько б ни прошло веков,
Мы будем помнить бесконечно,
Как нас спасли вы от врагов.
                Юлия
 
Великая Победа!
Была война…
Была Победа!
Как долго к ней солдаты шли…
И не жалея сил, за это
В сырую землю полегли.
И все же те, кто уцелели,
Добили подлого врага.
И радостно глаза горели
Под крики громкие «Ура!»
Мы будем помнить это время:
Учиться жить, любить страну,
Ценить Великую Победу,
Беречь родную сторону!
                Ирина

Эссе. Размышления после спектакля
     Каждый человек, хоть раз в жизни, задумывался о том, чтобы бы было, если бы он оказался на войне. Фильмы, книги, стихи подробно передают события тех лет. Но как там на самом деле? На войне-то? Что чувствует человек-войны? Именно этими вопросами мы задавались с ребятами, когда ставили спектакль по пьесе В.П.Астафьева «Прости меня».
     После первого прочтения у нас был разговор о войне. И они  говорили, что война – это героическая гибель за Родину, это горе и слезы матерей, что это страшно.
     И я смотрела на этих 17-летних ребят, полных сил, стремлений и надежд, и такими же 74 года назад были наши прадедушки и прабабушки. Только жизнь определила им одно стремление – выгнать фашистов с нашей земли и выиграть войну. И они для этого сделали всё: днём и ночью работали, вытирая слезы, после полученной похоронки, брали в свои неопытные молодые руки оружие и убивали врага.
     А современные ребята всё рассуждали о войне и победе, о вдовах и сражениях.  Репетиция за репетицией мы выясняли новые подробности этого страшного события. Ребята стали тоньше чувствовать, каково же это. И однажды, делая последнюю сцену пьесы, когда Лида кричит «Пусть остановится война! Пусть остановится война!». Актриса зарыдала навзрыд, и из-за кулис один за другим начали выходить актеры со слезами на глазах. Плакали все.Война оставила свой страшный след в каждой семье.

                Письма

     Здравствуй, прадедушка Егор Васильевич! Мне очень жаль, что мы с тобой не повидались в этом мире. Бабушка рассказывала о тебе, что ты был на войне. Я бы хотел узнать о тебе больше. Бабушка мне сказала, что после войны ты работал в колхозе на тракторе, и у тебя была большая семья. У тебя были ранения, в ногах остались осколки от гранат, и ты часто болел. Тебе было очень тяжело ходить. По состоянию здоровья тебе должны были дать машину, но ты не успел на ней поездить – умер. Еще я узнал от бабушки, что ты рассказывал  дедушке Ване о войне:  как захватывали Берлин, как ходили в разведку.  Но жаль, что дедушка Ваня уже умер.
     Прадед, я думаю, что ты и твои сослуживцы - настоящие герои Советского Союза. Твой орден Великой Отечественной войны II степени хранится у нас. Хранятся и твои фотографии, где ты один и со своими товарищами. Все твои внуки и правнуки знают о тебе и помнят. Я хочу сказать тебе спасибо за нашу мирную жизнь.
                Твой правнук Дмитрий
 


                Здравствуй, родной мой прадедушка!
     Пишет тебе твоя правнучка Катя из далекого двадцать первого века. О тебе мне рассказывал твой внук Александр, мой дедушка. Я знаю, что твоя жизнь была нелегкой: ты жил в деревне и с малых лет работал в колхозе. А потом ушел на войну.  Ушел уже в первые дни войны, оставив дома жену и четверых детей.
    Шла война, с фронта от тебя приходили редкие письма. Твоя жена и дети с нетерпением ждали этих треугольников. В каждом из них ты обещал вернуться живым и невредимым.
    Твои родные верили, что ты обязательно должен вернуться, что ты просто не можешь их оставить. Твоя маленькая дочь каждый день спрашивала маму о тебе.
    Пришел долгожданный День Победы. Как же все радовались, что наконец-то все закончилось, что фашизм побежден! Твоя семья также радовалась со всем миром. Родные знали, что ты жив и скоро вернешься домой. Но шло время, а ты все не возвращался, и никаких писем от тебя не было. И только спустя восемь месяцев  пришло извещение, в котором сообщалось, что ты погиб 10 мая 1945 года в Берлине. Как же было больно узнать, что война закончилась, а ты погиб. Ты никогда больше не увидел свою семью, свой дом. Но только благодаря тебе я живу, дышу.
     Спасибо тебе, родной, за Победу. Я очень тебя люблю!
                Твоя Катя.
                16.04.2014.

Здравствуй, дорогой неизвестный солдат!
     Много прошло времени после Великой Отечественной войны.  Но память о тех событиях жива. Ты мужественно защищал свою семью, родных, близких и Родину. Я горжусь всеми солдатами, прошедшими Великую Отечественную войну, их отвагой и храбростью. Я уверена, что не  каждый человек мог бы выдержать такие испытания. Хочу  сказать огромное спасибо твоей маме за то, что она вырастила такого храброго защитника Родины.
Сказать тебе спасибо за то, что ты спас много судеб и благодаря тебе сейчас живем и мы. Я буду помнить всегда события Великой Отечественной войны и помнить тебя, Защитника Родины.
                С уважением, Мария

                Здравствуй, дорогой солдат!
     Спешу тебе сказать, что ты со своими соотечественниками воевал не зря. Наша страна одержала победу над фашистскими захватчиками. Враг был повержен именно вами! Сколько битв было, сколько крови было пролито, сколько слёз было выплакано… Всё это теперь в истории, и мы всегда будем помнить ваше мужество, отвагу, и любовь к Родине. Вы смогли победить тех, кто хотел отнять у нас наш же родной дом.
     В 1945 году в Берлине армия СССР водрузила свой флаг над рейхстагом. Это был огромный труд.  Вы доказали, что армию фашистов можно победить!     И конечно, не будем забывать о главном…  До  Дня Победы, этого великого дня,  дожили не все. Огромное количество людей сложили головы за Родину, они делали всё для победы! Были и такие, кто предал нас и перешел на сторону фашистов, лишь бы сохранить жизнь самому себе… Но в конце концов они были ими же и убиты. Для чего я тебе это всё говорю,  мог бы ты у меня спросить, а для того, что пока шла война, до солдат новости могли доходить довольно долго, а то и вовсе они не доживали до них.
    Я не знаю, жив ли ты солдат, или нет, но ты должен знать. Каждый год празднуется самый главный праздник в нашей стране - 9 Мая, День Победы! В этот день у всех людей разные чувства, по крайней мере, у меня. Меня переполняет радость за наше Отечество, но эту радость сменяет боль: сколько людей погибло за то, чтобы те, кто живет сейчас, могли  радоваться жизни. Я думаю, многие из тех, кто не дожил до этого дня, хотели бы порадоваться Победе, к которой шли.
   Хочу сказать тебе одно: « Спасибо за то, что я сейчас живу на этом белом свете! Спасибо за то, что  могу радоваться жизни! Спасибо тебе за мирное небо, под которым сейчас живу! Спасибо!»
                Данил

                ЭХО ВОЙНЫ
     Мой прадед ушел на фронт в первые дни войны. О его судьбе я узнала из рассказов бабушки и информации на сайте ОБД «Мемориал».
     Прадед присылал  с фронта несколько писем своей жене, а потом связь прервалась. В конце 1943 года пришло письмо о том, что он погиб, но похоронки не было. А через неделю родные получили еще одно письмо, в котором он писал, что жив, но получил ранение.
   На фронте был и сын моего прадеда, Григорий. Когда началась война, он учился в 9 классе. У Гриши была мечта стать геологом. Он хорошо учился, увлекался литературой о природных богатствах земли. Но остаться в стороне в такое трудное для всех время не мог. И  отправился в военкомат. Его не сразу отправили на фронт, а определили сначала в военно-пехотное училище, где за 8 месяцев, по ускоренной программе, он осваивал специальность пулеметчика минометного орудия. В начале 1942 года весь состав училища был направлен на формирование дивизии, а в июне 1942 года – в действующую армию, под Сталинград, в одну из частей стрелкового батальона 62-й армии. В июне 1944 года Григорий был контужен. В это время произошел случай, оставивший след в душе бойца.
     От отца пришло письмо, что он находится на Калининском участке фронта. Потянуло к отцу, очень хотелось повидать его. Рискнул Григорий и обратился к начальнику госпиталя, не надеясь на положительный ответ. Однако начальник оказался человеком душевным, понял бойца и не только разрешил поехать к отцу, но и выделил ему сопровождающую медсестру. В открытом товарном вагоне, он все же добрался до города Калининграда. Ему повезло. На перроне вокзала он встретился с молодыми офицерами, которые оказались из той же части, где служил отец. Встреча отца и сына состоялась в 9 часов вечера. Долго стояли в объятиях и не выпускали друг друга. Сигнал, возвестивший тревогу, разлучил их навсегда. Больше Григорий не увидел своего отца. Он  погиб 26 апреля 1945 года в Прибалтике, не дожив двух недель до конца войны.
     Моя бабушка долгое время хранила вырезку из газеты, где напечатана статья «Встреча на дорогах войны» и фотография отца и сына. Теперь она передала ее мне. Информацию о моем прадедушке мне помогли найти и на сайтах ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа». Мы записали прадеда в «Бессмертный полк», и ежегодно на 9 Мая участвуем в шествии. В такие дни я испытываю особую гордость за свою семью. Но чувство печали не покидает меня, потому что мой прадед погиб слишком молодым. Дома его так и не дождались жена и дети.
    Конечно, нам хотелось бы больше узнать о военной судьбе прадеда. Но когда я искала информацию о нем, то видела, как многие люди пытаются найти хоть какие-то сведения о своих родных, но ничего нет. Много документов сгорело в пожарах и взрывах войны, многие еще не открыты…
Но меня не покидает надежда, что со временем смогу найти точные данные о месте гибели и захоронения прадеда. И может быть, именно я открою эту тайну двум еще живым его дочкам.
                Алина