Ч. 24 Война на Тихом океане. Лётчики и самолёты

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/05/04/1634

В 1943 году опытного боевого лётчика подполковника Пола Тиббитса отозвали с фронта для испытания нового бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress. Предыдущий лётчик-испытатель разбился.

Тиббитс успешно провёл все испытания, в том числе и имитацию воздушного боя. 1 сентября 1944 года его вызвали к командующему в штаб ВВС, находившийся в Колорадо-Спрингс.

В кабинете командующего генерал-майора Узала Энта подполковника, помимо генерала, встретили три незнакомых человека. Это были представители проекта «Манхэттен» подполковник Джон Лэнслейл, капитан Уильям Парсонс и физик, будущий лауреат Нобелевской премии, Норман Рэмси.

Тиббитсу в общих чертах рассказали о проекте «Манхэттен». Генерал объявил подполковнику о назначении его командиром 509-й Составной группы из 15 бомбардировщиков B-29 Superfortress с обслуживающим персоналом из 1800 человек.

Ему предложили на выбор три аэродрома, из которых лётчик выбрал по соображениям секретности самый удалённый, в штате Юта.

1 января 1945 года Тиббитсу присвоили звание полковника. Каждый человек из обслуживающего персонала, о лётчиках и говорить нечего, прошёл строжайший отбор и проверку.

 В мае 1945 года 509-я Составная группа перебазировалась на остров Тиниан. Земля на острове содрогалась, когда каждую минуту «летающие крепости» взлетали для бомбёжки Японии.

На остров прибыли 51 гражданский и военный сотрудник проекта «Манхэттен», заместитель руководителя проекта бригадный генерал Томас Фаррел и представитель правительства контр-адмирал Уильям Пурнелл.

Тиббитс выбрал себе самолёт ещё на заводе. Перед последним вылетом он назвал его именем своей матери, «Энола Гей». Такая надпись была сделана в носовой части самолёта. Первая бомба весила 4 400 кг.

 На самолёте, чтобы его облегчить, сняли защитную броню и всё вооружение, модифицировали бомбовый отсек, установили британскую систему крепления и сброса бомбы, а также произвели ряд других конструктивных изменений.

Тем не менее, необходимость заправки топливом «под завязку» для полёта на 3 000 миль, привела к проблеме взлёта, которую создатели атомной бомбы не предвидели. Перегруженному самолёту могло не хватить длины взлётно-посадочной полосы.

 Крушения тяжело нагруженных «летающих крепостей» на острове были не редкостью. Здесь почти всё зависело от лётчика.

Взлётно-посадочную полосу довели до обрыва, надеясь, что самолёт сможет набрать высоту, имея запас несколько десятков метров над уровнем моря.

Обе бомбы, получившие названия «Малыш» и «Толстяк», были большими, громоздкими и опасными. В случае пожара или крушения самолёта от главной авиационной базы США с её сотнями «летающих крепостей» ничего бы не осталось.

Первые атомные бомбы были крайне опасными, чтобы их собрать, на острове работали два будущих нобелевских лауреата по физике.

Все экипажи подразделения Тиббитса тренировались с макетами (лётчики называли их «тыквами»). Они имели размеры и вес настоящих бомб.

 Бомбардировщики сбрасывали «тыквы» с высоты около 9000 метров и быстро уходили под острым углом, чтобы избежать ударной волны от детонации бомбы. По соображениям безопасности, ни один из членов группы, кроме Тиббитса, не знал о характере нового оружия.
 
Роберт Оппенгеймер, «отец атомной бомбы»,  считал, что для победы над Японией на неё нужно сбросить 50 атомных бомб. Но у американцев тогда были только две бомбы. О радиации ещё никто не имел понятия. Тиббитса и его подчинённых предупредили, что сидеть им на острове долго.

5 августа 1945 года около двух часов ночи бомбардировщик с бомбой на борту благополучно взлетел с северного аэродрома. Его сопровождали два других самолёта, на которых были смонтированы кино и фотокамеры, а также находились научные приборы для измерения параметров и результатов взрыва.

Во время полёта инженер по вооружению капитан 3 ранга Дик Парсонс, совместно с помощником лейтенантом Моррисом Джепсоном, привели в рабочее состояние взрыватель бомбы.
 
На земле это делать не рискнули. Около шести утра бомба была готова к использованию. Тиббитс объявил по внутренней сети, что экипаж участвует в первой атомной бомбардировке.

В 7 часов утра 6-го августа японский радарный пост обнаружил самолёт, летящий на Хиросиму. Объявили воздушную тревогу. Однако, убедившись, что самолётов всего три, и они кружат на большой высоте, решили, что это разведчики.

На всякий случай по радио предупредили людей уйти в укрытие, но многие это проигнорировали. Народ уже научился отличать настоящую опасность от мнимой. Одинокие самолёты тревоги не вызвали.

Люди занялись своими делами, приступили к обычной работе. В 08.09 экипаж «Энолы Гей»  отчётливо увидел под собой город. Пришло сообщение, что погода благоприятствует выполнению задания.

До этого погоду в Хиросиме изучали за пятилетний период. Хорошая погода там редко сохранялась больше двух суток.

По команде Тиббитса бомбу сбросили на парашюте в 08.15. Через минуту она взорвалась. Экипаж сработал отлично, аппаратура не подвела. Бомба взорвалась над городом на высоте 600 метров. Сначала люди увидели невероятно яркую вспышку, затем последовали сильный гул и удар воздушной волной.

С грохотом рушились здания, поднялись облака пыли, над городом возник зловещий гриб из облаков. В 08.16 прекратилась всякая связь с Хиросимой. Затем с небольших железнодорожных станций в двадцати километрах от города стали поступать сообщения об ужасном взрыве.

Эти сообщения передали в генеральный штаб Японии. По приказу начальника штаба на самолёте в Хиросиму отправили старшего офицера. Ещё в двухстах километрах от города он и пилот увидели огромное облако. Горели остатки города. Когда долетели до Хиросимы, то не поверили своим глазам – города не стало.

Они сели на аэродром к югу от Хиросимы. Офицер, сообщив по радио командованию то, что он увидел в Хиросиме, сразу же принялся организовывать спасательные работы. Окончательно причину катастрофы в столице Японии поняли после сообщения из Вашингтона через 16 часов после бомбардировки.

Мощность взрыва была эквивалентна 13 тысячам тонн тротила. По японским сведениям, прямо или косвенно от воздействия бомбы погибли 237 000 человек.  Никогда ещё таких разрушений и такого числа погибших не было, ни при бомбардировках Германии, ни Японии.

69 процентов зданий в городе были полностью разрушены, и 6-7 процентов повреждены. После взрыва образовался огненный смерч, который уничтожил все остальные строения. Площадь разрушения составила 11 квадратных километров.

После сброса бомбы Тиббитс совершил отработанный маневр, но самолёт всё равно тряхнуло сначала от ударной волны из огненного шара, а потом отражённой волной от земли. Грибовидное облако наблюдалось в течение полутора часов полёта.

В 14.58 «Энола Гей» приземлилась на острове Тиниан. Полёт длился 12 часов 13 минут. Через несколько минут приземлились оба самолёта сопровождения. Самолёты встречали несколько сот человек, в том числе журналисты и фотографы.

Тиббитсу там же на аэродроме вручили Крест за выдающиеся заслуги.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/05/06/1246

На фотографии: Тиббитс перед полётом