О книге С. Б. Дашкова Византия и её императоры

Владимир Спиртус
   В 2015 году издательством «Красная площадь» выпущена книга  Сергея Борисовича Дашкова: Византия и её императоры (в 2-х томах). В двухтомнике 896 стр., он увесистый: около 4,5 кг, цена соответствующая…
Платить есть, конечно, за что: мелованная бумага, множество красочных иллюстраций и т.п., но речь пойдет о другом. Когда-то, двадцать лет назад, вышла в свет гораздо более скромная книга того же автора «Императоры Византии». После чтения ее, у меня сложилось определенное мнение о позиции автора: его отношении к императорской власти и Православной Церкви. Ни взгляды, ни концепция автора за прошедшие годы существенно не изменились. Об этом свидетельствует инкорпорация в новую книгу в неизменном виде тех же строк и абзацев, что вызвали у меня в свое время аллергическую реакцию. Ниже  я приведу сделанные тогда небольшие выписки и свои комментарии. Разумеется - это не развернутая рецензия, а только заметки по поводу…Но обратимся сначала  к рекламному  описанию новой книги:

   Книга «Византия и ее императоры» — один из лучших образцов учебно-познавательной литературы. Она адресована всем, кто изучает историю Древнего мира и Средних веков, а также широкому кругу читателей….
К несомненным достоинствам книги можно отнести сочетание яркого и живого языка с академической основательностью.

Перейдем к отдельным  цитатам и комментариям:

 "Власть императора, стоявшего на вершине земной империи, организованной по подобию иерархии «небесной», священна и богохранима".
Кавычки и тон полностью обрисовывают позицию автора.

"11 мая 330 г. Новый Рим освятили христианские епископы и языческие жрецы".
В этом смешении  явно сквозит насмешка.

Ниже две цитаты о ритуале коронации:
   "Кто бы ни занимал престол, этикет византийского двора не знал себе равных по торжественности и сложности [7]".
 В ссылке есть замечание: «отношение к этому было неоднозначным у самих ромеев», и далее следует цитата. Отношение самого С.Б. Дашкова однозначно: неодобрительное.

    "Патриарх читал молитву над пурпурной хламидой и надевал ее на императора. Затем из алтаря выносили венец, и патриарх возлагал его на голову новоиспеченного (!) василевса".
Выбор эпитета весьма красноречив.

   "Зато императрица Евдоксия, в отличие от инертного Аркадия правительница энергичная и решительная, активно вмешивалась в подобные распри (на религиозной почве - авт.). В 405 г. она до такой степени рассорила приверженцев к тому времени низложенного и сосланного  Иоанна Златоуста и его противника александрийского епископа Феофила, что спровоцировала крупные беспорядки".
   В книге еще в одном месте есть беглое упоминание об этой особе: «Поводом к очень сильным волнениям послужил факт установки статуи императрицы Евдоксии у церкви св. Ирины», кроме того сказано, что она была красавицей, и это – уже все. Такая вот «академическая основательность». Житие свт. Иоанна Златоуста, видимо, не рассматривается Дашковым, как достоверный источник, а напрасно. Оттуда известно, что императрица Евдоксия – злейший враг святого, виновница его ссылки. Плоть ее перед смертью кишела червями, гроб тридцать два года сотрясался до перенесения мощей свт.Иоанна Златоуста в Константинополь. Увы, читатель ничего этого из книги не узнает, а останется с образом энергичной и решительной красавицы-императрицы…
    Вот так выглядит история Византии с либерально-академической колокольни.
   Книга активно предлагается в Интернет-магазинах, в частности в  Интернет-магазине "Сретение", открытом при московском Сретенском монастыре.  Как тут не вспомнить, что наместником его, архимандритом Тихоном Шевкуновым,  в  январе 2008 г. по телеканалу «Россия» был показан нашумевший  документальный фильм «Гибель империи. Византийский урок». А заодно – вспомнить пару цитат из авторского текста:
    «Да, было множество завистливых врагов и на востоке и на западе, были землетрясения, была чума, но не они победили Византию. Все проблемы были бы преодолены, если бы византийцы смогли победить самих себя. Сегодня мы будем говорить именно о том внутреннем враге, который появился в духовных недрах византийского общества и сокрушил дух великого народа, сделав его беззащитной жертвой тех вызовов истории, на которые Византия уже не смогла ответить».

«… предательство имперской идеи не прошло даром: националистическая лихорадка разодрала империю, и она быстро была поглощена соседней исламской державой».

   Еще стоит вспомнить и слова покойного великого писателя Валентина Распутина об этом фильме:
   «Вклад Византии в мировую цивилизацию огромен, ее богатства были немереными, рядом с нею европейские народы считались варварами. Она умела оправиться и от крестовых походов с Запада, и от собственных невзгод. Червь, подточивший и сокрушивший ее, долгое время считался настолько безопасным, что ему не придавали в Византии значения, а когда спохватились, было уже поздно. «Червь» этот в последние два десятилетия нам хорошо знаком, и называется он либеральными ценностями и свободами».