И снова про любовь

Тот Самый Мальчик
На фоне несомненно главного общероссийского события последней недели - реновации пятиэтажек в Москве - осталась почти незамеченной информация о подтверждении (по данным ВЦИОМ) президентом своего высокого рейтинга. Ну, с одной стороны, весть эта действительно рядовая, потому как - а кто бы сомневался. Все привыкли. Даже заклятые президентские недруги, думаю, уверены, что президент с лёгкостью одолеет всех конкурентов уже в первом туре выборов. Но, с другой стороны, всё же 81% народной любви - не слишком ли? Ведь выборы выборами, а оценка деятельности - это нечто совсем другое. Оценка работы президента, как я понимаю - это, скорее, показатель качества нашей жизни при его руководстве. А выборы - это сравнение президента с прочими претендентами. Как с прошлыми руководителями страны, так и, тем более, с возможными будущими.
Опять же, даже для врагов очевидно, что нынешний президент-созидатель куда как лучше мародёра-предшественника. И лучшей, чем он, кандидатуры в будущие президенты нам в обозримом пространстве тоже не видно. Почему не видно и как президенту удалось приручить, усмирить или договориться с оппозицией - это вопрос другой, и он выходит за рамки данной заметки. Но откуда берётся столь горячая (по официальным данным) народная любовь, давайте разбираться.
Я, братцы, очень люблю аналогии и прошу вас на минутку поднапрячь ассоциативное мышление. Разницу между выборами и оценкой работы я вижу примерно так. 
Допустим, спрашивает вас некто: что вы предпочитаете подцепить - триппер или сифилис?
- Типун вам на язык, тьфу-тьфу на вас! - наверняка возопите вы. - Мы предпочтём быть абсолютно здоровыми.
Вот и я, друзья, предпочёл бы. Но вот ведь незадача. Выбор у нас только из двух возможностей. Либо то, либо другое. Третьего нам никто не предлагает. Наверное, в таком случае, скрепя сердце, мы выберем что полегче - триппер, гусарский насморк, если по-простому. Это очевидно: из двух зол обычно выбирают меньшее. Но, согласитесь, странно было бы на этом основании триппер… полюбить. Кричать на митингах - ура, виват трипперу; прославлять и приводить его в пример детям.
В чём же дело? Почему, согласно опросу, „триппер“ не по душе лишь 13% населения?
Давайте просто, для разминки ума, перебирать возможные варианты.
Самый на первый взгляд очевидный ответ, который напрашивается сам собой - ложь. Грубо говоря, враньё без затей. Ведь на самом деле, те, кто не просто смотрит новости по телевизору, а ходит по улицам, общается с большим количеством людей, знакомых и незнакомых, частенько имеет собственные „статистические выкладки“ и знает, что недовольных гораздо больше.
Хотя я думаю, что до примитивной лжи и подтасовок нашей государственной пропаганде опускаться пока незачем. Ведь можно обойтись гораздо более тонким лукавством. Например, манипулированием так называемой выборкой. Полагаю, всем ясно, что результаты опроса об одобрении президента, проведённого на съезде Единой России и того же опроса, но среди водителей в пробке, образовавшейся из-за проезда президентского кортежа, будут отличаться очень сильно. А кого опрашивает ВЦИОМ, нам ведь не докладывают. Говорят, что выборка правильная, по науке - что ж, нам приходится верить учёным на слово.
Ещё одна возможная причина „поправки“ рейтинга в большую сторону - сама официальность опроса. Не думаю, что опрашиваемые говорят официальным лицам те же слова, что сказали бы друзьям или случайным знакомым. Особенно в последнее время, когда свободомыслию в стране начали заметно закручивать гайки.
Также людей может сбивать с толку формулировка вопроса и его мотивировки и толкования. Меня, к сожалению, ВЦИОМ не пытал, поэтому я могу только догадываться о возможных диалогах интервьюеров с „подопытными“.
Однако, думаю, взвесив все за и против и высчитав в уме некий средний балл, я бы все-таки поостерегся ответить „одобряю“ или даже „скорее одобряю“, если бы меня спросили.
Почему? Давайте рассуждать. В конституции наша страна названа социальным государством. То есть, если кратко, конечным потребителем произведённых страной благ, по идее, должен выступать социум или, другими словами, общество. Но ни для кого не секрет, что, несмотря на то, что блага обществом успешно производятся, основным потребителем нормальной жизни является только элита. Общество же призвано элиту обслуживать, являясь по сути лишь ресурсом и работая в большинстве своём за еду. И эта картина не только не имеет тенденции меняться к лучшему (не на словах, а на деле), но - самое печальное - президент (опять же на деле, хотя говорит очень толково) не испытывает желания данное „соотношение сил“ менять. Чтоб было „вместе и в горе, и в радости“, а не как сейчас, когда общие успехи элита кладёт в свой карман, а общие трудности делит среди и без того бедных. То есть, со своей работой гаранта конституции президент не справляется. За что же мне, спрашивается, ставить ему зачёт?
Впрочем, я в основном одобряю деятельность президента по укреплению России. Мои претензии касаются лишь его нелюбви к российскому народу. Чтоб показать, что в двух последних фразах нет противоречия, я снова прибегну к аналогии. На успешность деятельности дрессировщика можно смотреть глазами зрителя из зала, а можно с точки зрения его подопечных тигров.
Да, наверное, если бы я сидел где-то в зале и любовался представлением со стороны, я бы „дрессировщику“ труппы по имени „Россия“ аплодировал. Но, увы, я всего лишь полосатый исполнитель трюков за прутьями клетки, отрабатывающий свой кусок мяса. Изнутри и снизу всё смотрится не так радужно.
И все же скорее всего секрет высокого рейтинга президента не столько в лукавстве статистики, а в успехах государственной пропаганды. Люди отлично видят все недостатки, но не связывают их с президентом. И если, допустим, у людей поинтересовались бы, считают ли они условия своей жизни справедливыми, достойными и комфортными - а ведь именно это и является фактически оценкой работы президента - рейтинг не оказался бы столь высок.
К сожалению, люди охотно верят в сказки и легенды. Легенда же последних лет гласит: Чудище поганое о тысячах коррумпированных головах огнём дышит да пожирает народное счастье и процветание. И лишь один благородный рыцарь на белом коне мечом-кладенцом рубит чудищу головы, прокладывая путь в светлое народное завтра.
Вот и хвалит за это народ добра молодца и в ножки кланяется. Не подозревая о том, что добра голова к тому же телу поганому шеей крепится.
Впрочем, в эти сказки народ исстари верит. Будто бы царь хороший и добрый, просто не ведает о народных бедах. А вот если удастся ему челобитную передать да глаза на подлых бояр раскрыть - так сразу и покарает царь злодеев. И заживём тогда припеваючи!
Ну, с верой, говорят, жить легче.
Да и чего я вообще тогда разболтался вдруг? Пойду я…