Поперечное сердце

Александр Матвеичев
 
Александр Васильевич Матвеичев родился 9 января 1933 года в Татарстане. В Красноярске живет с 1959 г. Пишет стихи и прозу с детства. Автор более двадцати опубликованных книг поэзии и прозы. Переводчик с английского и испанского языков. Регулярно печатается в журналах, альманахах, коллективных сборниках, антологиях. Член СРП – Союза российских писателей. Первый заместитель председателя Красноярского представительства СРП.
Mail: matveichev_ab@mail.ru                Site: www. matveichevav.narod.ru

Александр МАТВЕИЧЕВ

ПОПЕРЕЧНОЕ  СЕРДЦЕ
                Памяти В. И. Гладышева (10.06.1951 – 01.11.2013)

Сам Владимир Иванович Гладышев и его близкие знали: сей человек родился, как показывал рентген, с сердцем, расположенным отлично от анатомии обычных Homo sapiens. А именно: его кровонасос, словно прирождённый лежебока, располагался в грудной клетке не как у многомиллиардного большинства особей – вертикально, а по-обломовски: в горизонтальной плоскости – поперёк.
В этом мире всё взаимосвязано. Поэтому не удивительно, что поперечное расположение сердца отразилось на характере его носителя. Он с детства многое не принимал на веру и останавливал разбежавшегося велеречивого оппонента властным требованием на «ты» или на «вы» — в зависимости от возраста и статуса собеседника: «Проясни (те)!.. » Или другим словом: «Докажи (те)!..»
Что же касается внешнего облика, Гладышев обладал ещё одной физической особенностью – врождённым плоскостопьем. И может, поэтому постороннему человеку, признавшему его походку неуклюжей, внушал мысль, что перед ним (или ею) «шевелит броднями» увалень.  Даже если и так, то отсутствие должных сводов на его стопах не уменьшило (хорошая рифма!) извилин в его мозгах. Как и виртуозных способностей в его руках: он был квалифицированным программистом, знатоком экономики и пенсионного  законодательства и отлично владел плотницким инструментом и кирпичной кладкой. А наличие одного зрячего глаза придавало его лицу почти пиратское загадочное косоглазие. Частичной потерей зрения он был обязан некому юному «ворошиловскому стрелку» из рогатки, угодившему в школьном лабиринте моему другу в глаз. Что, в сочетании с плоскостопием, навсегда освободило Володю, высокого, атлетически сложенного красавца, от воинской повинности, а, вполне возможно, и от генеральских погон и привилегий.
Однако, заметим, ни поперечное расположение сердца, ни аномальные стопы, ни покалеченное бумажной пулькой око не снижали его человеческой ценности и мужского достоинства: не все сразу, но отдельные экземпляры юных дев  подчинялись его шарму до самозабвения настолько, что одна из них, особо влюблённая, родила «для себя» внебрачную дочку. А другая матрона, имея двух детей и ревнивого супруга, тоже, знаете ли, с ним...
Но довольно сплетничать. У меня самого, трижды женатого, подобных адюльтеров набралось в разных странах, может, и того богаче. Только автора этой печальной повести, как и Володю, в какой-то критический момент затухания половой зрелости посетило искреннее раскаяние и покаяние. И, оборвав любвей живую нить, оба мы возрадовались теплу домашних очагов и великодушию жён, отпустивших нам грехи, вольные и невольные, на воскрешённых взвимным притяжением супружеских ложах...
Меня с Володей судьба свела, как это бывает, случайно, когда он угодил в мой отдел вычислительной техники на производственную практику, а через год – и на дипломное проектирование из Красноярского политеха. Я был и начальником отдела, и руководителем его дипломной работы. После защиты он, уже инженером, снова угодил под моё мудрое руководство. А в 1989 году «под меня» организовался отдел создания автоматизированных систем управления с численностью в двести душ, и, по моей рекомендации, двадцативосьмилетний В.И. Гладышев стал одним из моих замов в течение четырёх лет. Пока меня судьба ни послала в гору – на должность главного инженера-первого зама научно-производственного объединения «Сибцветметавтоматика», занимавшегося автоматизацией предприятий министерства цветной металлургии СССР. И в дальнейшем Владимир Иванович пошёл своим путём –  вплоть до генерального директора негосударственного пенсионного фонда «Норильский никель».
Встретились мы как-то году в девяносто восьмом на автобусной остановке в Ветлужанке. Он работает, я – пенсионер. Оказалось, наши многоэтажки в двухстах метрах друг от друга.
– Чем занимаетесь, Александр Васильевич?
– Пишу вот рассказы, повести, роман начал... Стихами балуюсь.
– Интересно!.. Почитать дадите?
– Всё в рукописях. Приходи к нам, Володя, – выпьем и почитаем.
С этого разговора, прерванного подкатившим троллейбусом, заклубилась-понеслась наша творческая дружба на пятнадцать лет. В.И. Гладышев взвалил на себя безвозмездно редакторскую работу по художественному и техническому оформлению, по связям с издательствами и типографиями для публикации  не менее полутора десятков моих книг... 
Его поперечное сердце бьётся в них и во мне. И тем более – в его жене, сыне, дочери и их детях...

***
А в тот трагический день, – 1 ноября 2013 года, в пятницу, – по окончании рабочей недели, В.И. предстал перед своей супругой Галиной Сергеевной, – с сорокалетним стажем пребывания в этой должности, – очень усталым. Пожаловался на боль в желудке и с ужином попросил обождать. Г.С. предложила ему наглотаться разных пилюль с водой. А он, поперечный, возразил: 
– Мне в этих случаях больше помогает горячая ванна... 
Пошёл в ванную комнату и  долго не появлялся. Вдруг оттуда грохот!.. Галя бежит с кухни, распахивает дверь – и видит: муж лежит голым на полу, по лбу струится кровь. Ясно, что когда выбирался из ванны, стал падать и ударился головой о край раковины. Жена в ужасе бьёт Володю по щекам – ноль реакции! Звонит в скорую помощь. Бежит к соседям, чтобы помогли мужа одеть до прихода кареты.
«Скорая» прибыла быстро и доставила умирающего в БСМП. Там врач констатирует смерть, вызывает полицию. Вся верхняя часть тела пациента посинела – что с печальной очевидностью свидетельствовало о внутреннем кровотечении из-за разрыва грудной аорты...
Жена Володи, Галина Борисовна, сообщила с рыданиями о смерти моего друга на следующий день... А сегодня ровно два года, как он покоится среди сотен тысячна красноярском погосте   «Бадалык».

1 ноября 2015 г.
Красноярск