О любви не говори Глава 3

Галина Вольская
3.
В воинскую часть Галина вернулась. Непривычно спокойный, медленный ритм работы после бешеной скачки. Но хотя бы головные боли уменьшились, а то ведь мучилась порой по несколько дней, на стенку лезла. И вроде бы большинство знакомых лиц, все та же обстановка, но как все изменилось! Или так сильно изменилась она сама? При расформировании  части лучшие компьютеры забирали, отправляли в другие места, уехали лучшие специалисты. Оставшаяся техника в плачевном состоянии, заниматься ей некому, но мало кого это волнует. Да если и волнует, то где найти хорошего электронщика на сравнительно небольшой оклад? Офицеров осталось очень мало, большинство работников теперь вольнонаемные. Работают, как и прежде, в основном отставники, дети и жены военных. Раньше сюда привлекало лучшее, чем в городе, снабжение, сейчас этого нет, везде все одинаково. Компьютеры постоянно выходят из строя, операторы работают с большой неохотой. Работы не очень много и гораздо лучше, если эту работу выполнит другой – вот хотя бы Зина. Она пенсионерка, боится, что ее сократят и с готовностью хватается за любую работу, даже за ту, что ей явно не под силу. Осваивать новое ей тяжело, не очень получается, поэтому она со всеми вопросами обращается к программистам. Кто-то должен сидеть с ней рядом, когда она работает, но все равно она допускает ошибки в тексте из-за недостаточной грамотности. А тот, которого приняли обслуживать компьютеры, не слишком много в этом понимает, но не признается в незнании, а обвиняет операторов и программистов в неумении  работать. И начальник их отделения ему верит, потому что сам понимает не много. Один раз Галина попробовала спорить с этим «обслуживателем», но он вылил на нее такой ушат помоев, что она предпочла вообще с ним больше не разговаривать. Допек он не только ее, вскоре все операторы потребовали убрать его от них подальше, пусть «обслуживает» другие отделы.

Встречи с Сашей продолжались, но как-то очень странно. Он мог позвонить, пообещать прийти, но не появиться, потому что вдруг обнаруживались какие-то другие дела. Еще раз позвонить и предупредить, чтобы не ждала, ему не приходило в голову. Галина ехала к нему в деревню, они вместе работали на огороде, но туда же могли приехать дети Ольги. Причем  слушались они только Сашу, ей демонстрировали свое пренебрежение, особенно старший Роман. Иногда и Ольга приезжала вместе  с ними, естественно в отсутствие Галины. Попытки Гали навести какой-то порядок, чистоту в доме ни к чему не приводили. Даже пес, большая серебристая дворняга, ее не признавал, хотя кормила его в основном она. Саша считал, что пес сам должен добывать себе пропитание, где сумеет. Галина вымыла полы в доме и не хотела пускать Туза в дом, пока полы не подсохнут. Туз в отместку взял ее шлепанцы и выкинул на улицу: «Подумаешь, какая хозяйка!»

С Валентиной Галина все так же дружила, встречалась, но постоянные жалобы Валентины стали Галину все больше напрягать. Это не было чем-то новым, жаловалась Валя всегда, требуя сочувствия, но работая в роддоме, Галя  увидела, насколько необоснованны ее жалобы. Валя  могла прийти на дежурство, лечь в ординаторской, объявив, что плохо себя чувствует, и не заходить в палаты, предоставив больных, порой очень тяжелых, самим себе. Но то, что ей перестали ставить дежурства, Валю очень обижало, деньги-то нужны, без дежурств ее заработок значительно уменьшался. Но даже если Валя действительно нездорова, причем здесь больные, которым она не оказывает помощь?

Самыми используемыми и требующими постоянного сопровождения в те годы стали финансовые программы. Если раньше оклады и порядок расчета почти не менялся, то сейчас изменения шли постоянно, соответственно надо было менять программы. Программу расчета денежного довольствия военнослужащих Галина писала до увольнения для ЭВМ. Программистка, которая ее заменяла, смогла только перевести эту программу один к одному на ПЭВМ, не внеся никаких изменений, хотя здесь требовался совсем другой подход. Эту программу, вернее комплекс программ, надо было переписывать заново, именно этим Галина и занялась. Разговоры операторов и их заказчиков в комнате, где стояли все компьютеры, ей мешали, она попросила себе отдельную комнату. Свободных комнат в большом, полупустом корпусе было много, но не везде можно было работать. Где-то не грели батареи, где-то текла крыша, часть комнат была завалена списанными и списываемыми деталями старой ЭВМ. Одну более или менее сносную комнату она подобрала, там было холодно, но зато тихо.

Близких подруг на работе в воинской части у Галины и в прежний период работы не было, не появились они и сейчас. Она всегда слишком стремилась к самостоятельности, хотела обеспечивать себя сама, ни от кого не зависеть. А многие из жен офицеров выходили за них замуж именно в надежде на обеспеченное, безбедное существование. В советское время оклады офицеров были значительно больше, чем у других работников. Их в первую очередь обеспечивали квартирами, снабжали продуктами и другими товарами. Жены офицеров могли не работать или выбирать необременительную работу, чтобы не скучно было сидеть дома. В перестройку материальное положение офицеров изменилось, а отношение их жен к работе не  очень. Некоторые семьи просто распались.  Часть офицеров  занялась предпринимательством, административной работой, преподаванием. То есть,  большого желания работать  у женщин отдела не наблюдалось. Им  гораздо интереснее было говорить о нарядах, обсуждать всех своих знакомых, обмениваться кулинарными рецептами, заниматься вязанием и вышиванием.  Галина редко участвовала в таких разговорах. Чаще всего она разговаривала с Зиной, но и с ней особой близости не возникало. Зина встретила как-то Галю с Сашей и  высказала, что Галя против него королева, он ее не стоит, и нечего думать о всяких Ольгах, надо держать себя с достоинством. Но тут же заметила, что Галя только с ним такая красивая, глаза светятся как-то по-особенному. Действительно, Галина сколько раз наблюдала, что когда у нее никого нет, никто на нее и внимания не обращает. А стоит появиться какой-то влюбленности, тут же на горизонте вдруг возникают другие поклонники. Вот и сейчас приняли на работу нового инженера, тоже бывшего офицера, но окончившего интендантское училище. С чего он вдруг на Галину внимание обратил? Он разведен, даже два раза, но мало ли в воинской части других одиноких женщин? Да и подруга у него есть постоянная, живет с ним. Но он именно Галине предложил помочь ему обустроить один из кабинетов, где гораздо теплее, чем у нее, и перейти туда вместе с ним. На переход в другой кабинет Галина согласилась, надоело мерзнуть, клеила вместе с Сергеем обои, укрепляла плитку на полу. Общаться ей с ним гораздо интереснее, чем с женщинами, но это еще ни о чем не говорит, тем более ей и раньше приходилось учиться и работать в преимущественно мужских коллективах.

А дома у Галины участились ссоры с матерью. То матери не нравилось, что приходит Саша, то проявлялась ее давняя ревность к тетке Гали, сестре ее отца. Говорить спокойно мать не умела, кричала, скандалила, на Галю все это действовало. Она пожаловалась Саше, а он предложил ей перейти к нему, в его городскую квартиру. Галина подумала, посоветовалась с детьми, да и согласилась. Договорились, что она перейдет к нему после Нового года, начнет в новом тысячелетии семейную жизнь.

Перед Новым годом на работе решили устроить вечеринку их отдела. Весь отдел большой, участвовали не все, но все равно желающих набралось достаточно. Накрыли столы в одной из комнат, посидели, потанцевали. Сережа сидел рядом с Галиной, танцевал с ней: «Если раньше у кого-то были сомнения в наших отношениях, теперь не будет. Женщины говорят, что ты не согласилась выходить за меня замуж, потому что у меня долгов слишком много». Так он жениться, что ли, на ней собрался? Ничего себе! «Не было ни гроша, да вдруг алтын!» Вот только, скорее всего, у нее опять ни гроша, ни алтына не будет. А с вечеринки она убежала  раньше всех, потому что должен был прийти Саша.

продолжение
http://proza.ru/2017/05/05/1019