Приобщение к искусству и музыке

Анна Дмитриевна Степанова
       В силу объективных обстоятельств, я была многого лишена в детстве и юности. Точнее, как дитя войны лишена была детства вообще. Я старалась дать всё, что возможно, своей доченьке и вместе с ней пережить то, чего была лишена сама. Один раз в неделю мы ходили в изостудию.
       Иван Васильевич был не только прекрасным художником, но и терпеливым, внимательным педагогом. Всё было замечательно. Но однажды Иван Васильевич задал сложное задание: нарисовать портрет мамы. Иришенька нарисовала и заплакала. «Мамочка, ты у меня такая красивая, а на рисунке стласненькая»
- Не плачь, солнышко, нарисуй портрет Иван Васильевича.
Она нарисовала в той же манере, но уже не плакала.
       Рисование – одно из её любимых увлечений по жизни. Когда училась в 8 классе, ходила в изостудию при музее искусств. Каждые 5 лет мы ездили в Одессу. Пользуясь моментом, Ирина часами могла рисовать фигурки на пляже в различных позах. Теперь в Англии любимая тема - горы, но и портреты тоже подвластны её кисти. Ирина вдохновила к рисованию и меня. Часто мы обсуждаем сюжеты, помогаем друг другу и даже рисуем вместе.
       Многие родители мечтают, чтобы их ребёнок играл на музыкальном инструменте. Я, конечно, всеми фибрами души хотела, чтобы моя доченька пела и играла на пианино. Но, к сожалению, она не могла спеть даже «В лесу родилась ёлочка». Когда Ирине исполнилось 5 лет, мы пошли в детский хор «Звёздочка» при клубе строителей недалеко от нашего дома.
        Руководительница Инна Георгиевна Соснина, высокая, стройная брюнетка, прекрасна как фотомодель, сочетала строгость и доброту. Детишки подчинялись ей беспрекословно. Ирина была самая маленькая, и мне разрешили сидеть на репетициях. Это было и моё музыкальное образование. Я со всеми пела распевки, детские песни. Мы и сейчас очень любим петь те детские песни. Хор был замечательный, часто выступал на предприятиях, перед ветеранами, в доме престарелых и т.д. Для детишек в дни поездок на концерты я готовила вафельные трубочки или пирожки, и таким образом влилась в детский коллектив. Раз в неделю ходили к очень доброму педагогу по фортепиано Наталье Васильевне. Своего инструмента у нас не было, поэтому это было в основном развитие слуха, чувства ритма и знакомство с нотной грамотой.
       По воскресным вечерам мы посещали «Семейные музыкальные вечера», которые проходили в Вознесенском Соборе в парке Панфилова. Вёл их Юрий Петрович Аравин, талантливый музыковед и вообще авторитетный в Алма-Ате человек. Он вёл концерты как настоящий сказочник-волшебник. Большое внимание уделялось знакомству с казахскими инструментами и культурой. Мы до сих пор помним, как красиво он рассказывал о домбре и кобызе. Кобыз – один из древнейших струнных инструментов. Его звук – очень своеобразный, напоминающий то вой волка, то завывание ветра. Недаром этот инструмент считался священным у тюркских народов и использовался шаманами для общения с высшими духами. Его звуки действительно заставляют трепетать и легко представить себе что-то неземное. Легенда о его создателе Коркуте – чрезвычайно поэтическая и наполнена глубоким смыслом. В поисках бессмертия Коркут побывал всюду, но обнаружил, что всё смертно, даже горы, которые кажутся вечными, неприступными исполинами, и те подвержены разрушению. И вдруг он понял, что, если он сделает музыкальный инструмент и будет играть на нём, его музыка будет жить вечно. Он выдолбил из дерева корпус кобыза, состоящий из древка и двух чаш, символизирующих закат и восход, натянул на него две струны из конского волоса, сделал смычок и заиграл. Эта музыка до сих пор звучит, в честь Коркута проводятся музыкальные фестивали, а на его могиле установлен памятник в виде кобыза, который издаёт звуки от дуновения ветра. Легенда о домбре напоминает нам о выразительной силе музыки. Однажды любимый сын богатого бая отправился с товарищами на охоту за куланами. Раненный им кулан лягнул его копытом так сильно, что он умер. Никто не решался сообщить об этом баю, все боялись наказания – принёсшему плохую весть вольют в горло раскалённый свинец. Один старый жирау – композитор, исполнитель, импровизатор и мудрец – зашёл к баю и сыграл ему мелодию на домбре. Музыка рассказала баю печальную историю о гибели его сына. Бай разозлился и хотел наказать жирау, но тот сказал: «Это моя домбра поведала тебе плохую весть». Спорить было невозможно, и бай повелел влить раскалённый свинец в горло домбры. Домбра взвыла от боли, и с тех пор отверстие в её корпусе стало очень маленьким. Слушая кюй «Аксак кулан», мы действительно ярко представляли себе эту историю.   
       В концертах принимали участие учащиеся и педагоги алматинских музыкальных школ имени Куляш Байсеитовой и Сергея Прокофьева, а также Мастера Искусств Казахстана. Именно здесь мы впервые познакомились с потрясающей игрой скрипачки Айман Мусаходжаевой. Это был её дебют, а через несколько лет она была известна во всём мире, ей было присвоено звание Музыкант Мира. Неоднократно играла на вечерах и Джамиля Аубакирова, выдающаяся пианистка, будущая ректор Алма-Атинской консерватории. Мы даже слушали Всенощную Рахманинова в исполнении казахской капеллы под управлением А.Молодова. Душа парила в небесах. Вспоминаю и благодарю - насколько всё-таки высочайшая степень культуры была доступна всем в Алма-Ате. Не знаю были ли ещё в каком-нибудь месте Советского Союза радио-лекции как в Алма-Ате «Музыка народов мира», авторская программа Анатолия Кельберга. Перед глазами вставали страны с их природой, историей, традициями и музыкой. Мы слушали редчайшие записи народной и классической музыки.
       В Алматинском Оперном театре шли замечательные спектакли. Просто невозможно забыть «Фауст». Маргариту пела Светлана Воронцова, Фауста -Султан Байсултанов, Мефистофеля - Топорков. Вот уже прошло столько лет, а всё стоит перед глазами, как будто было вчера. Настолько потрясающей была игра, облик актёров, голоса. Это был лучший спектакль, который я видела и слушала в своей жизни. Я первый раз привела в Алматинский оперный Иришеньку. К сожалению, зал был полупустой, всего 30 человек, а в спектакле задействовано не менее 200. Помимо восторга мы чувствовали горечь, что такое великое искусство было не востребовано. По этому поводу не раз писала в газеты. С тех пор много писала о солистах и отдельных спектаклях оперного театра. Актёры оперного театра раз в месяц устраивали бесплатные тематические концерты, и мы старались не пропускать. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Нужно заранее приобретать билет.
       Морально Ирина готова была преодолеть любые препятствия, только бы развить дремавшие музыкальные способности. Частые ангины и ревмоваскулит церебральных сосудов блокировали все наши желания. И всё же час настал. После окончания 9 класса в 1990 году мы последний раз поехали в Одессу к морю. А когда вернулись, к Ирине пришла одноклассница с просьбой, чтобы Ирина помогла ей по математике подготовиться поступить в педучилище. Ирина с ней занималась, и они решили вместе попробовать. Ирина прошла, а её подопечная нет. И здесь появился шанс. Набирали группу с музыкальным уклоном. Мы ходили к девочкам моей заведующей Розы Кенжегуловны тренировать слух на пианино. Мадина училась в музыкальной школе и показывала приёмы на проверку слуха и чувства ритма. Ирина прошла отборочный тур. Теперь необходимо было приобрести инструмент. В период сплошного дефицита это сверхзадача. В Алма-Ате по улице Дзержинского был единственный магазин, куда иногда поступали пианино. Я подошла после работы. Там была очередь, и мне посоветовали прийти, занять очередь в 12 ночи, потому что очередь караулят круглосуточно - может кто-то не придёт. Я пришла в 12 ночи и была третьей. Мы с моей мамой дежурили по очереди неделю, обещанное пианино так и не поступило. Я решила подойти в клуб строителей и на всякий случай попросить совета у Натальи Васильевны. На наше счастье у них было объявление «Продаётся старое пианино». Я побежала к продавцам. Квартира на 4-м этаже. Радости моей не было предела. «Только никому не продайте до завтра». Тогда ещё была проблема, как его доставить. С утра я поехала на Зелёный базар, машину нашла, одного грузчика уговорила. Заехала в больницу - это была суббота, дежурил завотделением Балхаш Камашевич. Объяснила просьбу, и он безо всякого согласился. Век не забуду его душевной доброты. Он - такой видный мужчина, те два плюгавенькие, так на него всё и свалили. У него долго спина болела. Я чувствовала себя виноватой. Слава Богу, через неделю всё прошло. Я вызвала настройщика, пианино звучало вполне сносно, и процесс пошёл. Трудно передать словами каким счастьем светилось личико Ирины, как трепетно, с любовью она дотрагивалась до клавишей. В педучилище отношение к обучению на фортепиано было, мягко говоря, прохладное. Играйте, что хотите, познавайте премудрости музыкальной грамоты как можете.
        Мы Ирину записали к Наталье Васильевне, и два раза в неделю Ирина ходила в студию. Конечно, это маловато, и ей до сих пор трудно играть с листа. Но тем не менее благодаря своему беспредельному терпению и неукротимому желанию играть, она много произведений играет на память - ноктюрны и вальсы Шопена, Сентиментальный вальс Чайковского, Лунную сонату Бетховена, Турецкий марш Моцарта, Польку Рахманинова и т.д. В Англии у нас есть пианино и наконец-то она один раз в две недели занимается с профессиональным музыкантом, так сказать поддерживает форму. Теперь гитара вышла на первое место по интересам. Она подбирает аккомпанемент в наиболее удобной тональности, играет и сольные номера: испанские, цыганские мелодии. Всё это интересно не только на домашних вечеринках, но и на благотворительных концертах для бездомных, которые мы проводим в церкви уже традиционно два раза в год. Благодаря этому мы имеем общение и сотрудничество с талантливыми музыкантами, и жизнь проходит насыщенно, интересно и с пользой не только для себя, но и для других. Насколько занятие музыкой обогащает жизнь! «Сущность искусства - необъятное окно в мир чувственно сверхчувственного отражения жизни», -  так высокопарно, но точно написал мой читатель Анатолий Святов.  Поэтому очень важно если даже нет явных признаков таланта знакомить с этой поистине живительной силой и относиться бережно к её развитию.
       У Ирины, когда она училась в педучилище, появилось непреодолимое желание улучшить голос. В консерватории мы увидели объявление: принимаются желающие улучшить голос для практики студентам. Отбор вёл завкафедрой сольного пения В. Яковенко. Он высказал неутешительную оценку. Иришенька долго плакала. Наша знакомая Лена посоветовала нам обратиться к регенту Никольского собора Вячеслав Михайловичу. Это был просто необыкновенный человек. Его мужеству, таланту, истинно христианской душе я удивлялась и не перестаю удивляться. Он был болен тяжёлой формой диабета. Заболевание было настолько тяжёлым, что развилась гангрена правой стопы, и ему ампутировали ногу, а на стопе другой - незаживающая рана. И всё же он всегда все службы, даже всенощные пасхальные и рождественские выстаивал в соборе. Это был пример истинного святого великомученика. В его квартире всегда было много молодёжи и царила атмосфера святости, радости, блаженства.
       Я всегда ходила с Ириной, и до следующей встречи мы обе были под глубоким впечатлением. Он словно почувствовал чистую ранимую душу Иришеньки и старался её разубедить и настроить на преодоление негативных предсказаний. Он был необычайно музыкально одарённым человеком. Перед началом урока часто пел оперные партии мужские и женские: Розина и Мефистофель, Князь Игорь и Виолетта и т.д. Ему подвластно было всё. Для Иришеньки он уже на первых порах выбрал романс Чайковского на слова Великого князя Константина Романова «Распахнул я окно, стало душно невмочь…» И через несколько уроков романс у Ирины зазвучал прилично. То-то было счастье! На какое -то время уроки пришлось прервать - Ирина проходила летнюю практику в горном лагере. Я обо всём докладывала Вячеслав Михайловичу. Он даже выразил желание навестить Ирину. Но не удалось. У него было две дочери красавицы, обе учились в консерватории, обе глубоко верующие. Старшая решила поехать в монастырь под Москвой. Вячеслав Михайлович очень переживал. Кстати, денег за уроки он с нас не брал. Я приносила то яблоки, то ежевику, то другие фрукты. Накануне я собрала ведёрко ежевики и утром на часок отпросилась с работы и поехала к Вячеслав Михайловичу. Он встретил меня в парадном костюме. Я коротко спросила о здоровье и поспешила на работу. Он стоял на пороге и долго провожал меня взглядом, прощался… А на следующий день утром разбудил меня тревожный звонок. Лена сообщила мне, что Вячеслав Михайлович умер. Такая грустная история. Сейчас мы продолжаем усовершенствовать вокал в церковном хоре. Хор исполняет не только церковные гимны, но и довольно сложные произведения профессионально, как настоящий академический хор. Мы часто вспоминаем Вячеслав Михайловича и благодарим судьбу, что имели встречу с таким редким человеком.
       Нет предела развитию музыкальных способностей. Теперь мы с Ириной ежедневно распеваемся под руководством Елизаветы Боковой, чей урок мы нашли в интернете. Это очень помогает улучшить владение своим голосом. Я думала, что никогда не буду играть на музыкальном инструменте, но на Рождество соседка подарила мне губную гармошку. Нотную грамоту я, конечно, никогда не освою, но сочинять свои импровизации мне доставляет большое удовольствие. Всё это интересно не только на домашних вечеринках, но и на благотворительных концертах для бездомных, которые мы проводим в церкви уже традиционно два раза в год. Благодаря этому мы имеем общение и сотрудничество с талантливыми музыкантами, и жизнь проходит насыщенно, интересно и с пользой не только для себя, но и для других. Насколько занятие музыкой обогащает жизнь! «Сущность искусства - необъятное окно в мир чувственно сверхчувственного отражения жизни», -  так высокопарно, но точно написал мой читатель Анатолий Святов.  Поэтому очень важно если даже нет явных признаков таланта знакомить с этой поистине живительной силой и относиться бережно к её развитию.