Илл.1. Три змеи на мальтийской пластине верхнего палеолита Забайкалья.
Илл.2. Современная карта Месопотамиии.
Илл.3. Богиня со змеями (малая), Археологический Музей, Ираклион.
Илл.4. Расцветки «железной шляпы».
М.А.Рушева
Образы Месопотамии в уральских сказах Бажова
Abstract: образ древней Месопотамии, одной из прародин человечества,был унесён мигрантами на разные континенты в изображениях, исполненных в разных творческих манерах. Однa из них изображала прародину в виде трёх змей (пластина мальтийско-буретской культуры из средней эпохи верхнего палеолита; Мальта, Забайкалье). В крито-минойской культуре одна из змей стала изображаться антропоморфной («Богиня со змеями»). В уральских сказах П.П.Бажова находятся следы древних традиций, адаптированных к местной географии и истории.
***
Одной из прародин человечества является Месопотамия, чьи картографические и мифологические образы были унесены людьми в пределы Европы, Азии, Африки и Америки. При этом картографические изображения Месопотамского Двуречья исполнялись схематично и в разных художественных манерах, но главными схемообразующими элементами всегда являлись две реки – Тигр и Евфрат, к которым добавлялся третий элемент – срединный сухопутный путь по водоразделу рек, часть будущего Шёлкового пути (М.А. Рушева. Картография Месопотамии в позднем палеолите. Проза.ру, №216021601405, 2016 *). Различия художественных манер в древних изображениях Месопотамии обусловлены разнородностью миграционных потоков, определяемой конкретным временем и местом исхода групп людей, направлением исхода из прародины, а также тем, что наличествовали разные художественные картографические «школы».
Месопотамия изображалась в виде неправильного, более или менее сглаженного овала со срединным путём в виде серии очагов (позднепалеотические «длинные бараки» в Костёнках, «нижняя земля» предков эвенков). Рисунок на гальке эпипалеолитической азильской культуры в пещере Мас-д’Азиль (Франция, ок. 8 тыс. лет назад) изображал две зигзагообразные линии по обеим сторонам от центральной прямой линии, и в этой же манере Месопотамия изображалась на картах Дуата в гробницах Эль-Берше Древнего Египта (конец XXI в. – начало XVIII в. до н.э.). В этих гробницах все три линии получили цветовую характеристику: центральная линия изображалась красным цветом, две боковых зигзагообразных – синим и черным. Методом сравнения с современными географическими картами автору этих строк удалось установить, что синим (голубым) обозначена р. Евфрат (в пределах Междуречья), чёрным – р. Тигр, а красным -- сухопутный путь между двумя реками, принимаемый ранее исследователями за “огненное озеро», но являвшимся срединным путём Междуречья с серией очагов на нём (М.А.Рушева. Дуат в Книге двух путей из Эль-Берше. Проза.ру, №216021002112, 2016 **).
Особый интерес в плане рассматриваемой темы представляет известная пластина мамонтовой кости с небольшим центральным отверстием (илл.1), принадлежащая мальтийско-буретской культуре Прибайкалья (24 -- 14,75 тыс. лет назад), примерно соответствующей по возрасту костёнково-авдеевской культуре Восточной Европы. На одной стороне пластины нанесены узоры в виде трех змей (илл.1), на обороте находятся девять малых точечных спиралей и одна большая точечная спираль, что имело, по мнению разных исследователей, календарное значение. Три змеи обозначали, с точки зрения автора данных строк, географию прародины, три её основных пути (в древней символике змеями могли условно обозначаться естественные потоки вод, а также тропы, дороги, пути, имевшие в реальности не прямые или зигзагообразные очертания, а извилистые, подобно рекам). Головы двух крайних змей представляли, соответственно, дельты рек Тигр и Евфрат. Голова срединной змеи соответствовала, видимо, некому поселению между двумя дельтами. Реки на мальтийской пластине ещё не имели одной общей дельты, как в более поздние времена, когда в результате понижения уровня Персидского залива Тигр и Евфрат слились в низовьях в единый короткий путь, получивший отдельное название (илл. 2).
Головы всех трех змей на пластине направлены в одну сторону, и, как представляется, на пластине нанесено изображение Месопотамии, представленное в третьей творческой манере позднего палеолита. В аккадской мифологической традиции земля Месопотамии соответствовала зооморфному ящероподобному телу матери Тиамат, её отсеченный Мардуком хвост -- небу, а истоки Тигра и Ефрата находились в глазницах головы Тиамат. Голову Тиамат и соски её Мардук завалил тремя горами. Таким образом, в этой традиции голова Тиамат занимала северо-западную часть территории Месопотамии (Торкильд Якобсен «Сокровища тьмы. История месопотамской религии». М. Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995). На мальтийской позднепалеолитической пластине головы трёх змей находились на юго-востоке территории, на берегах Персидского залива.
Представляется, что известный критский и кипрский «культ двух змей» произошёл из этих представлений, и одна из трёх змей стала со временем представать в антропоморфном образе женщины в многоцветном с желто-металлическим отливом платье, держащей в каждой руке по змее (илл. 3: «Богиня со змеями», Археологический музей Ираклиона, минойский период).
***
Древние традиции, шедшие по миру тысячелетними путями из Месопотамии и Средиземноморья, добрались до Урала и адаптировались к местной "истории с географией", что может быть прослежено в уральских сказах П.П.Бажова. Нужно отметить, что Павел Бажов одним из первых среди писателей занялся литературной обработкой уральских сказов, некоторые из которых вписываются в рассматриваемую тему. Сказ "Голубая змейка", небольшой по своему объему, появился в печати в 1945 году, а началом работы над произведением принято считать 1943 год.
Cюжет сказа прост: двум парнишкам явилась легендарная голубая змейка, чье присутствие указывало на место верхового золота. Взрослые предупреждали, что встреча с ней может обернуться при неправильном поведении бедой или смертью. Голубая змейка дважды прокатилась на глазах у парнишек колечком-колеском, не приминая травы, при этом вправо от неё исходили золотые искры, а влево -- чёрная пыль. В третий раз она явилась парнишкам в виде женщины, от которой на песке не оставалось следов, из правого рукава у неё сыпалась золотая струя искрами, а из левого чёрная струя, потом струи превратились в два обруча -- один золотой, другой чернокаменный. Далее женщина досыпала золотой и чёрной пыли из рукавов, смешала и сделала две плиточки для парней, желая испытать их помыслы (если они хорошие, то плитки станут полностью золотыми, если нет – обратятся в чёрную пыль). В конце концов парнишки с трудом выдержали испытание и вернулись домой с золотом.
По сути, в сказе «Голубая змейка» присутствуют три змеи – голубая, золотая и чёрная. Антропоморфна здесь только голубая, а золотая и чёрная представлены струями или обручами. В этом плане также интересен образ Синюшки из сказа «Синюшкин колодец», у которой руки могли существенно удлиняться: по-видимому, речь шла о змеях, вытягивающихся из её рук (как у критской « Богини со змеями»). По легенде Синюшка, старушка с молодыми глазами, молодыми зубами и сине-дымным колодцем, полным сокровищ, умела превращаться в «красную девку». Она явила по просьбе старателя, героя сказа, три образа «красной девки» разных званий на выбор: царицы-великанши в царском платье с золотым подносом, полным золота и дорогих каменьев; девицы ростом поменьше, в купеческом платье с серебряным подносом, полных богатств; обычной простой девицы в синем платье с лукошком ягод и тремя пёрышками (белым, чёрным и рыжим), синей лентой перевязанными (образ последней девицы несколько напоминает образ Марьятты из карело-финского эпоса «Калевала», руна 50). Старатель взял только лукошко, и его содержимое превратилось в самородки золота и дорогие каменья. В «Огневушке-поскакушке» девочка в синем сарафане с рыжими волосами и голубым платочком указывала старателям на гнездовое золото, сидящее в земле словно «золотая редька». Огневушка-поскакушка возникала в огне и танцевала кругами по углям, перед её исчезновением ухал филин.
В сказах у уральской «богини в синем» прослеживаются связи с золотом, серебром дорогими каменьями и чёрной пылью (угольной?), также с животными, ягодами и со старателями из простецов; имеются мотивы сватовства пар. Синюшку можно сопоставить с девкой-азовкой, духом уральской Азов-горы (синие минералы: азурит, лазурит). Близким образом являлась также известная из бажовских сказов черноволосая Хозяйка медной горы. Это подземная богиня, связанная с зелеными, синими и пестрыми ящерицами, медью, малахитом, изумрудом и «железной шапкой» (верховое рудное тело с окислами или сульфидами железа, индексирующее месторождения золота и других металлов и имеющее желтоватый, рыжеватый или тёмно-бурый цвет, илл.4). Сама Хозяйка могла превращаться в «ящерку с человечьей головой» (кстати, богиня-"ящерка" характерна для месопотамского искусства Убейды). В хозяйском ведении находилась подземная бурая кошка с огненными ушами. Некоторые исследователи уральских сказов называют Синюшку и огненные кошачьи уши персонификациями соответственно болотного и сернистого газов. Следует отметить, тем не менее, что у критской «Богини со змеями» на голове шляпа в виде кошачьего животного (илл. 3). Некоторые черты Хозяйки Медной горы сходны с чертами скандинавской ванессы Фрейи (плач золотыми слезами, присутствие кошачьих, связь с Двуречьем, а также с драгоценными камнями и сокровищами, ставшими дочерними воплощениями Фрейи). Критская богиня представляется антропоморфным воплощением одной из трёх змей.
Хозяйка Медной горы была связана также с подземными водами: могла залить забои, а могла и осушить их для хорошего старателя. Платье Хозяйки Медной горы могло меняться: «То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает (П.П.Бажов)». Это также придаёт сходство с критской «Богиней со змеями» в её многоцветном платье с желтым отливом. Судя по некоторому сходству абриса статуи «Богини со змеями» с современными контурами Месопотамии, голова женщины с кошкой должна находиться на юго-востоке территории, что определенным образом повторяет не аккадскую манеру положения Тиамат, а древнюю карту на мальтийской гальке позднего палеолита Забайкалья (илл. 1- 4), где "головы" трёх змей были направлены в одну сторону и находились на крайнем юго-востоке Месопотамии.
Сказ Бажова был назван "Голубая змейка", что восходит к картам египетских саркофагов Эль-Берше, где «голубой змеей», обозначена р. Евфрат. С этой рекой связана известная легенда о горах золота и сокровищ, которые обнаружатся, когда река иссякнет. Истории, связанные с Евфратом, были некогда сплетены в «синий моток» нитей (моток как мифопоэтический образ змеи, или реки-рёки-речи). В первой руне карело-финского эпоса «Калевалы» герой руны прятал в медном ларце песенные сказания, смотанные в единый клубок, чтобы при случае достать его и петь, разматывая. Хранительницей синего мотка в литературе II тыс. до н.э. предстаёт, согласно хеттскому и хурритскому сказанию ««Песнь о Божественном Кесси, отце гор», мать охотника Кесси. Её имя осталось неизвестным (к сожалению, клинописная поэма сохранилась только частично). Мать Кесси подарила синий моток своему сыну, чтобы уберечь от напастей, и подобно этому родители парнишек в «Голубой змейке» рассказали им старинную легенду о золоте, предостерегая этим самым от бед.
Май, 2017.
ССЫЛКИ:
*http://www.proza.ru/2016/02/16/1405 Картография Месопотамии в позднем палеолите
** http://www.proza.ru/2016/02/10/2112 Дуат в "Книге двух путей" из Эль-Берше
*** http://www.proza.ru/2016/09/18/859 Корреляция азийских сказаний о Кесси и Хасыне