Роман Фредерика Бегбедера Любовь живет три года

Елена Гордиенко-Титова
На первый взгляд роман французского писателя Фредерика Бегбедера "Любовь живет три года" может показаться любовно-эротическим с порнографическими элементами. Однако произведение это глубже, чем кажется. Его можно назвать в некотором роде философско-психологическим романом о любви. В чем-то оно даже перекликается с произведениями Ремарка и Альбера Коэна. А кроме того, эта книга - своеобразный литературный справочник со множеством цитат и ссылок на разных авторов и произведения, с которыми интересно было бы ознакомиться.
 

Философский аспект. Сколько живет любовь?


Любовь живет три года - так думал Марк Марронье, персонаж и он же автор (Фредерик Бегбедер), в начале своего романа (как в плане книги, так и в плане романа с женщиной). Потому что именно столько длился его роман с женой. Прошло три года со дня свадьбы, и вот отношения супругов заканчиваются бракоразводным процессом. Но еще раньше Марк понял, что больше не любит свою жену, чувства увяли, как цветы в вазе. То есть его любовь к жене даже не длилась три года. Ведь уже на второй год их отношений автор старается "изо всех сил ... не смотреть на свеженьких девочек, от которых светлее на улице". Если приходится прилагать усилия, чтобы не смотреть на других женщин, значит, ты уже не так захвачен своим чувством, как вначале, следовательно, любовь уже начинает умирать.

На третий год "... наступает момент, когда вы не можете больше выносить свою половину ни секунды лишней, потому что влюбились в другую". Заметьте, автор говорит на третий год, а не в конце третьего года. Значит, его теория "любовь живет три года" ошибочна и неверна. Любовь может жить меньше трех лет, а может жить и больше трех лет, и может даже жить вечно, хоть это и большая редкость в наши дни, можно даже сказать чудо.

К такому выводу, а именно, что на самом деле у любви нет срока, и приходит автор в конце своего романа (книжного, но не в конце своего романа с любимой женщиной).  Уже три года как Марк и Алиса вместе, это лучшее время в их жизни, но Марк живет в постоянной тревоге, что их любовь не проживет больше трех лет. Эта тревога достигает своего апогея за неделю до назначенной даты. Он с отчаянием отсчитывает последние перед трехлетним сроком дни - через 7 дней исполнится три года, через шесть, через пять. И вот в день трехлетней годовщины автор пишет в соем дневнике: "Три года! Обратный отсчет закончился! Вот чего я не понимал: ведь обратный отсчет – это начало. Конец обратного отсчета – и взлетает ракета. Аллилуйя! О радость! О чудо! А я-то, дурак, боялся!
Удивительно в этой жизни то, что она продолжается.
Мы целовались, неспешно, переплетя руки, под оранжевой луной, на пороге будущего.
Я посмотрел на часы: было 23.59".

Их любовь не умерла через три года!!! Любовь живет не три года, а столько, сколько ей суждено прожить, или столько, сколько мы пожелаем, ведь это зависит и от каждого из нас!!!


Психологический аспект. Что скрывается за крутым прикидом?
 

Создается впечатление, что главный герой книги Марк Марронье - бессодержательный человек, который расстрачивает свою жизнь, таскаясь по кабакам, вечеринкам, злачным местам в поисках случайных связей и чувственных наслаждений, к тому же подлец, изменяющий жене за ее спиной, и виновник их развода. Один из представителей богемы, циничный, равнодушный и безалаберный человек, которому море по колено.

На самом же деле за этой внешней шелухой скрывается совсем другая личность: "Он такой, Марк Марронье: прикидывается крутым в своем бархатном костюмчике, потому что быть нежным стыдится". Это ранимый, чувствительный и самолюбивый человек, который очень переживает из-за развода с женой: "Развод легким не бывает. В какую же мы превратились мразь, если думаем, что это пустяки? Анна положилась на меня. Она вверила мне свою жизнь перед Богом ... Детей у нас не будет, и тем лучше для них. Я предатель и подлец, какой из меня отец семейства! Я признаю себя виноватым, чтобы избавиться от комплекса вины". Марк воспринимает развод как личную неудачу, теряет веру в любовь: "Любовь – это битва. Заранее проигранная", "Можно быть высоким брюнетом и плакать. Для этого достаточно вдруг обнаружить, что любовь живет три года". Кроме того, Марк мучится от сознания своей вины перед Анной, своей женой. Возлагает на себя одного ответственность за неудачный брак. "Тяжелее всего мне видеть, насколько любовь к Алисе вытеснила ту, что я испытывал к Анне.
Неужели нельзя любить одного не в ущерб другому? Наверно, эту вину я сейчас и искупаю…"
"Мне бы попросить прощения, а я сказал: «Иди, опоздаешь на посадку». Я ничего не сделал, чтобы спасти ее. При одной мысли об этом мой длинный подбородок до сих пор ходит ходуном. Глаза у нее были молящие, скорбные, мокрые, ненавидящие, усталые, тревожные, разочарованные, наивные, гордые, презрительные и все равно по-прежнему голубые. Никогда не забуду: эти глаза узнали, что такое боль. Придется мне привыкать жить с этой пакостью, никуда не денешься.
Жалеют страдальцев, но не мучителей. Я чувствовал себя негодяем и чудовищем".
Мы видим терзания человека, который беспорядочной жизнью пытается заполнить душевную пустоту: "Я мертвый человек. Я просыпаюсь утром, и мне нестерпимо хочется одного – спать. Я одеваюсь в черное: ношу траур по себе. Траур по человеку, которым не стал".

А поиски случайных связей и наслаждений - на самом деле тоска по настоящей любви, которая не умрет через три года, томление по единственной женщине, которая нужна Марку, - Алисе. "Однажды несчастье вошло в мою жизнь, а я, как полный идиот, до сих пор не могу его выжить. Самая сильная любовь – неразделенная... Алиса. Кто бы мог подумать, что это имя займет такое место в моей жизни. Я слыхал о несчастье, но не знал, что оно зовется Алисой."

Хорошо также передает автор испытываемое персонажем чувство одиночества в толпе:
"Мало кто знает больше народу, чем Марк, и мало кто так одинок", "Светские люди вообще одиночки, затерявшиеся в море смутно знакомых лиц",  "мы живем в обществе одиночества".

Еще несколько цитат о любви из книги. Самое прекрасное, что эти слова написаны мужчиной, ведь каждая женщина жаждет их услышать. 


"Вот вам простейший тест на влюбленность: если, проведя четыре-пять часов без вашей любовницы, вы начинаете по ней скучать, значит, вы не влюблены – иначе десяти минут разлуки хватило бы, чтобы ваша жизнь стала абсолютно невыносимой".

"Я пересекаю город из конца в конец. Прихожу посмотреть на дом, где ты живешь ... Я-то думал, что подцепил тебя играючи, – и вот околачиваюсь под твоей дверью, позабыв дышать. Любовь – источник проблем с дыхалкой".
 
"Ничто больше не интересует меня, кроме Алисы. Она вытеснила все. Ходить в кино, есть, писать, читать, спать, танцевать джерк, работать – все эти занятия, составлявшие прежде жизнь охламона с окладом сорок тысяч в месяц, потеряли теперь всякий вкус. Алиса обесцветила мир".

"Я люблю тебя одну, и тебе придется с этим примириться, даже если ты не собираешься ничего менять в своей жизни. В твоем городе живет человек, который любит тебя и страдает, хочешь ты этого или нет. Лучше я буду повторять тебе это, чтобы рано или поздно ты уступила. Я останусь для тебя многотерпеливым влюбленным, тихой пыткой, непоколебимым искушением. Зови меня Танталом".

"Я думаю о тебе все время. Думаю о тебе утром, идя по холодку. Нарочно шагаю помедленнее, чтобы думать о тебе подольше. Думаю о тебе вечером, когда мне одиноко без тебя на вечеринках, где я напиваюсь, чтобы думать о чем-нибудь другом, но добиваюсь обратного эффекта. Я думаю о тебе, когда тебя вижу, и когда не вижу, думаю тоже".

"Без тебя моя жизнь – зал ожидания".

"Мы не имеем права отказываться от счастья. Большинству людей такого везения не выпадает. Они нравятся друг другу, но не влюбляются. Или влюбляются, но у них не клеится в постели. Или в постели все хорошо, но им нечего сказать друг другу потом. А у нас с тобой все есть, вот только нет ничего, потому что мы не вместе".

"И вот я берусь за перо, чтобы сказать, что люблю ее, что у нее самые длинные на свете волосы и моя жизнь утонула в них, а если тебе это смешно, мне жаль тебя, ее глаза для меня, она – это я, я – это она, и когда она кричит, я тоже кричу, и все, что я в жизни сделаю, я сделаю для нее, всегда, всегда я буду отдавать ей все, и до самой смерти не будет ни одного утра, чтобы я встал с другой мыслью, кроме мысли о ней, и буду любить ее так, чтобы она любила меня, и целовать снова и снова ее руки, ее плечи, ее груди, и тогда я понял, что человек, когда он влюблен, пишет слова, которым нет конца, и некогда ставить точки...
...мы чуть не плакали, расставаясь всего на три минуты, когда ты надкусила спелый-преспелый персик сладкий сок потек по твоим загорелым ляжкам о черт я хочу тебя все время, снова и снова".


Такая любовь - огромное чудо, и не каждому дано ее испытать!