Чудовище, порожденное обществом

Елена Гордиенко-Титова
Главный герой романа Патрика Зюскинда "Парфюмер", или, вернее, анти-герой - Жан-Батист Гренуй (кстати, его фамилия переводится с французского языка как "лягушка"), обладающий гениальным талантом - ощущать, чувствовать тончайшие запахи на огромном расстоянии - и владеющий даром создавать самые прекрасные ароматы. Гренуй поистине гениален, обладает изысканным вкусом, это величайший парфюмер века, а может и самый великий из всех живших, живущих и грядущих.
Тем не менее он является отбросом общества. Его никто не любит, его жизнь никто не ценит, начиная с матери, обрекшей Гренуя умирать среди рыбных отходов. Гренуй с самого младенчества внушает окружающим только отвращение и страх, не встречая ни в ком дружеского сочувствия. Те, с кем сталкивает его судьба, только используют его, выжимают как губку, готовы обрекать его на смерть ради своих интересов. Не удивительно, что и он становится таким же, чудовищем, не ценящим чужую жизнь и готовым использовать других для своих целей. Он так же безжалостно выжимает запахи из тел своих жертв, как в свое время окружающие "выжимали" его.
Однако подсознательно Гренуй жаждет любви и признания, и, чтобы их добиться, создает своего рода "приворотный" аромат, который будет внушать людям любовь к нему. Это аромат невинности, чистоты, распускающейся красоты, юности. Гренуй извлекает его из тел 25 молодых девушек.

Гренуй - чудовище, порожденное обществом. Общество было бесчеловечно к нему - он стал бесчеловечным. Общество не знало жалости к нему - он стал безжалостным. Все только использовали его, выжимали его как лимон - он стал использовать и "выжимать" других.


Жестокость и бесчеловечность общества по отношению к Греную



- Его собственная мать без малейшего угрызения совести собирается оставить младенца умирать:
 "Рожала она в пятый раз. Со всеми предыдущими она справилась здесь у рыбной лавки, все дети родились мертвыми или полумертвыми, ибо кровавая плоть вылезшая тогда из нее, не намного отличалась от рыбных потрохов, уже лежавших перед ней, да и жила не намного дольше, и вечером все вместе сгребали лопатой и увозили на тачке к кладбищу или вниз к реке. Так должно было произойти и сегодня...
она ... собиралась бросить ублюдка подыхать с голоду, как она, впрочем, проделывала уже четыре раза, ее отдают под суд, признают виновной в многократном детоубийстве и через несколько недель на Гревской площади ей отрубают голову".
 
- Кормилице Гренуй внушает отвращение, так как от него не исходит никакого запаха (особенность персонажа - великий парфюмер и повелитель ароматов сам не издает никакого запаха):
"Я знаю только одно: на меня этот младенец наводит ужас, потому что он не пахнет, как положено детям. ...От него вообще ничем не пахнет".

- Вот как описывает автор содержательницу детского приюта, где провел Гренуй первые восемь лет своей жизни:
"мадам Гайар обладала беспощадным чувством порядка и справедливости, ...  у этой бездушной женщины, ... внутренне она давно была мертва".
Таким образом, чтобы выжить в таком жестоком, беспощадном и бездушном мире, в котором родился и жил Гренуй, ему пришлось интуитивно, следуя инстинкту самосохранения, отказаться от каких бы то ни было душевных потребностей: 
"Для души ему не нужно было ничего. Безопасность, внимание, надежность, любовь и тому подобные вещи, в которых якобы нуждается ребенок, были совершенно лишними для Гренуя. Более того, нам кажется, что он сам лишил себя их, чтобы выжить, — с самого начала."

- Сверстники не принимают Гренуя, потому что он не такой как они, от него не исходит никакого запаха. 
"Дети тотчас почувствовали, что с Гренуем что-то не так. С первого дня новенький внушал им неосознанный ужас. ... Однажды старшие дети сговорились его задушить. Они навалили ему на лицо лохмотья, и одеяло, и солому. Когда мадам Гайар на следующее утро раскопала его из-под кучи тряпья, он был весь измочален, истерзан, весь в синяках, но не мертв. Они попытались проделать это еще пару раз — напрасно. Просто так, собственными руками сдавить ему глотку или зажать ему нос или рот, что было бы надежным способом, — они боялись. Они не хотели к нему прикасаться. Он вызывал у них чувство омерзения, как огромный паук, которого не хочется, противно давить".

Как часто общество безжалостно к тем, кто хоть немного выделяется из него, кто не такой, как все.

- Следующий человек в жизни Гренуя - кожевник Грималь. И что же? Ведь он точно так же выжимает души из своих мальчишек-чернорабочих, как и Гренуй впоследствии запахи из тел своих жертв, следовательно, он такое же чудовище: "Ведь в этом ремесле приходилось выполнять настолько опасные для жизни операции — мездрить гниющие звериные шкуры, смешивать ядовитые дубильные и красильные растворы, выводить едкие протравы, — что порядочный мастер ... нанимал безработный и бездомный сброд или беспризорных детей, чьей судьбой в случае несчастья никто не станет интересоваться".

Так же как и для Гренуя впоследствии, жизнь человеческая ничего не стоит для кожевника Грималя.
"С первого взгляда, который он бросил на господина Грималя, — нет, с первого чуткого вдоха, которым он втянул в себя запах Грималя, — Гренуй понял, что этот человек в состоянии забить его насмерть за малейшую оплошность".
Причем воспитательница Гренуя мадам Гайар "знала, что в дубильне Грималя у Гренуя — по человеческим меркам — не было шанса остаться в живых. Но она не испытывала ни малейших угрызений совести". Таким образом и эта мадам ни во что не ставит жизнь человека.


Хорошо усвоенный урок


То есть на протяжении первых восьми лет жизни - период, когда, в принципе, закладывается основа мировозрения человека, формируется его характер и модель поведения, - Гренуй получает изо дня в день следующий урок: жизнь человека - это ничто, используй других для своей пользы во всю и по полной программе, даже если это будет стоить им жизни, не мучайся угрызениями совести и т.д. Этому учили Гренуя его мать, воспитательница, сверстники (можно душить тех, кто не такой как мы, кто нам не нравится), мастер. Гренуй отлично усвоил урок - не задумываясь, лишил жизни первую девушку, чтобы "вынюхать" ее запах, и впоследствии еще 25 девушек, чтобы создать уникальные духи, магический аромат.


Чудовищный приговор


И какой же приговор вынесло через много лет общество убийце-парфюмеру, которого само и воспитало?
"...Жан-Батист Гренуй, — гласил приговор, — должен быть в течение сорока восьми часов выведен за заставу Дю-Кур и там, лицом к небу, привязан к деревянному кресту и ему будет нанесено двенадцать ударов железным прутом по живому телу, каковые удары раздробят ему суставы рук, ног, бедер и плечей, после чего он останется прикрученным к кресту до его смерти». Этот приговор так же чудовищен, как и то, что совершил Гренуй.

Как сказала бы герцогиня, отсюда мораль: жестокое общество порождает жестоких людей, пусть и гениальных (хотя нет, гений-то не обществом дается, лучше так: даже гениальные люди, воспитанные обществом, становятся чудовищами). Может быть, если бы мир был добрее, не было бы таких чудищ как Гитлер, Сталин, Ленин и иже с ними.