Микулашский подарок профессора Доубека

Юрий Мещаненко
                       ARMARIUM BOHEMICA


                                 Miscellanea


Литературные переводы Юрия Владимировича Мещаненко



                ЯРМИЛА ГАШКОВА



                РАССКАЗЫ

        о слабых женщинах и сильных мужчинах

                и наоборот




Издательство: "PRITEL KNIHY"
Прага
1927
Страниц: 222


МИКУЛАШСКИЙ ПОДАРОК ПРОФЕССОРА ДОУБЕКА


                (Стр. 116 — 119)



— «Подарю пани Тржесилковой что-нибудь на День Св. Микулаша*", — решил профессор Доубек, и эта мысль засела в его голове.

   Пани Тржесилкова завладела его сердцем.  Это было впервые, когда женщина так сильно овладела его сердцем. Сам профессор Доубек был поражён пылом своей страсти. Он не знал ещё в своей жизни любви, которая внушила бы ему мысль что-нибудь подарить. Целую ночь он крутился в постели, а когда утром, в половине восьмого, вставал, предположил:

— «Ну, это, наверное, будет стоить мне больше на крону двадцать».

— «Но почему бы это должно было подорожать на крону двадцать, — рассуждал он уже в трамвае, — просто куплю подарок на крону двадцать дешевле».

   Это натолкнуло его на мысль, что он должен жёстко установить сумму, которую он пожертвует на алтарь победы над пани Тржесилковой.

— «Ну, а так как она — ангел, то стоит более пятидесяти крон».

   Он испугался своей щедрости и попытался сам с собой поторговаться.  Но она явилась ему, поливающая утром цветы на подоконнике, выспавшаяся, румяная, в очаровательном халатике, кричащая бархатистыми глазами ему в окно «Доброе утро, пан профессор Доубек», явилась ему, роскошная и улыбающаяся, и он сказал себе твёрдо:

— «Решительно она стоит дороже пятидесяти крон только без кроны двадцати. Получается сорок восемь крон восемьдесят геллеров».

   Когда в полдень он шёл из школы на обед, брёл по Праге, размышляя:

— «Если бы знала, ах, если бы она знала, как я её люблю», — и его взгляд точно так же бродил по витринам, выискивая заветный ценник: 48.80,— Кр.

   Той ночью ему приснился сон. Будто он идёт по набережной вместе с пани Тржесилковой, и он её спрашивает:

— «Вы любите рыбок?»

   Пани Тржесилкова улыбается, кивает головой и её золотые кудри поблёскивают под полями её шляпки. Вдруг из реки выпрыгивает рыба и падает на камни прямо перед паном профессором. Он наклоняется, хочет предложить эту рыбу пани Тржесилковой, а рыба вдруг говорит человеческим голосом:

— «Не так просто. Заплатите за меня сорок восемь крон восемьдесят геллеров».

   Профессор Доубек лезет в карман, чтобы достать кошелёк. Но бумажник прирос к его правой ладони. Он пытается левой рукой выдернуть кошелёк из правой, старается, изо всех сил тянет, но тщетно.
И тут рыба взметнулась, подпрыгнула, выкусила у него кошелёк из руки и проглотила. Профессор мгновенно сообразил, что в кошельке была сотеннная и закричал во сне:

— «Дайте мне сдачу пятьдесят одну крону двадцать геллеров».

— «Кошмарный сон, — сказал профессор Доубек, когда проснулся, — но символический. Теперь уже не буду повсюду таскать с собой денег больше, чем необходимо».

   Открыл кошелёк, отсчитал сорок восемь крон восемьдесят геллеров, спрятал остальные деньги, лёг на кровать и вернулся к мечтам о пани Тржесилковой. Он думал о ней нежно и страстно, мечтая о её руках, волосах, шее. Он, горячий, даже обжигающий, шептал, обнимая подушку:

— «Что бы я отдал за то, чтобы ты была со мной, моя единственная, моя дражайшая. Я добавлю ту крону двадцать, добавлю, мой ангелочек».

   Утром, после той ночи, полной горячих сновидений, увидел профессор Доубек бархатные очи в окне над пеларгониями и фуксиями.  Вдова Тржесилкова поливала цветы, улыбалась профессору Доубеку, в её глазах играли тысячи бесенят. Профессор Доубек раскрыл объятия и послал в воздух поцелуй. Пани Тржестикова отошла от окна. В этот день профессор Доубек купил подарок. Купил красную вазу на которой был ценник: Раньше 50,- Кр, Ныне 30,- Кр.

   По пути домой он размышлял каким способом вручит свой подарок, и решил, что его сопроводит стихом:

        Я есть ваза, Ты — цветок
        Жизнь пустая рассвети;
        Роза в вазе, Ты  — исток,
        Мне объятья расцвети.

   И в таком состоянии, переполненный поэзией и страстью, проходил мимо цветочника.

   Опомнился только тогда, когда уже стоял внутри и лепетал:

— «Да, букетик, но не дороже пяти крон».


                * * *


— «Что же это за письмо», — подумал профессор Доубек, когда дома открыл белый конверт.

— «Маркета Тржесилкова — Эмил Пешак объявляют...»

— «Женщины, — говорил позже профессор Доубек, — стоили мне многих ночей и больших денег».

   Это была правда. Вазу в магазине всё таки взяли  назад со скидкой, но вот пять крон за букет фиалок были выброшены на ветер.


               

                Примечания переводчика


*Праздник святого Микулаша (в русской православной традиции — День Св. Николая Угодника) отмечается в Чехии 5 декабря, это — красивый и самый любимый в народе
праздник из предрождественских.


                * * *