Завтрашний день

Вера Третьякова
Прошлый 2016 год стал для меня, моей семьи  годом утрат. Уходили в мир иной родственники, друзья, хорошие знакомые. 
В сентябре, на девяносто пятом году жизни, ушла моя мама Александра Леонидовна Мешкова.
Ушла в полном сознании исполненного долга, не обременив своих родных затяжными болезнями или немощью.
За неделю до кончины бабушку приехал навестить её старший внук. Это была их последняя встреча. Да простит меня мой племянник, но я втайне от него записала этот разговор на диктофон.

После маминой кончины прошло больше семи месяцев, но только сегодня я впервые открыла и прослушала ту запись. 
В ней и подведение итогов жизни, и завещание родным.


«… За всё я бралась и ничего не боялась. Никакой работы. Никакой встречи с друзьями и врагами. А они были – и друзья,
и враги. И всё надо было пережить.  Человеческая жизнь так создана – на переживании… 

А я прожила своё.  Не стыдно за пройденную жизнь.  Как я оставила родительский дом и поехала жить неизвестно куда...
И ни о какой перспективе речи не было. Просто жить! Просто жить…

Долгая жизнь у меня была. Не забыть мне 41-ый, 42-ой! Дай Бог не повторить военных дней! Мир до бесконечности!
Без войны! Она нам не нужна. Она разорение одним и наживу другим даёт. Золотой середины нет.

А вам я добра желаю. Сколько возможно! Добро – оно всегда им остаётся. Надо им пользоваться правильно. Не разбрасывать, не раскидывать, а ценить. Великое дело!

Живите в постоянной заботе друг о друге, о людях, о семье, о детях, о своём здоровье. Будешь здоров – будет и дело.

Живите дружно. Дружба есть спасение! Помогайте друг другу словом и делом. Святая обязанность – помогать!

Дай вам Бог силы, терпения, знания. Всё у вас есть. Надо только пользоваться правильно.

А мне можно уходить. Видит это Господь или не видит – не знаю. А уходить надо…

Какой он всё-таки завтрашний день? ...»


Фото: Мои родители. 9 мая 1985 года.