Военный репортер. Глава 2. Два журналиста

Максим Глушаков
Мы сошли на почти пустой перрон. Голова побаливает. Я с трудом взгромоздил бейсболку и мы пошли на выход.

Было пасмурное утро. Ни встречающих, ни провожающих в такой ранний час не было. Лишь кучка солдат толкалась возле огромного тентованного грузовика.

- Вот - говорю я Олегу. - Как раз у этих солдатиков и спросим - как добраться до Горного.

Олег поежился под тяжестью сумки с камерой.

Мы подошли к ним. Пара солдат были в кузове, еще один свесив ноги, сидел на краю борта. Четверо стояли возле машины, курили и поплевывали на асфальт. У некоторых я заметил автоматы без магазинов, повисшие на плечах.

- Здорово мужики! - бодро сказал я. - Вы не в Горный едите?

- Здрасьте. В Горный - вяло ответили солдаты

- Не подбросите?

- Случайно не подбросим - гражданским туда въезд запрещен - ответил мне тот, что сидел на краю кузова. На его погонах виднелись две лычки. - А вам зачем?

- Мы журналисты, едем репортаж снимать о действиях м-м-м, э-э нашей армии. Вот мое удостоверение!

Я протянул сержантику свои журналистские корочки. Он бегло посмотрел их и отдал мне:- Ну не знаю, можете у нашего капитана спросить. Если разрешит - подвезем.

- Намек понял, мужики - я отвел в сторону Олега. - Жди меня здесь, я сейчас договорюсь.

- Договоришься? Ты же слышал, что проезд запрещен?

- И что? Хочешь обратно деньги отдавать? Ты не забудь, что мы полаванса уже пропили.

- Ну да, ну да - сообразил он.

- Давай десять баксов.

- Что? Куда? - не понял Олег.

- А я за нас обоих что ли должен платить? - я сделал наглую рожу и взглянул на него. Посмотрим, посмотрим, что из себя он представляет этот Олег. - Бабки гони говорю - от моей вчерашней дружелюбности не осталось и следа.

Олег достал небольшую сумочку из потайного кармана куртки, отсчитал деньги и протянул мне одну бумажку. Вид его был совершенно отрешенным.

- Стой здесь, я пойду договариваться - я положил деньги в карман и пошел к кабине грузовика.

Немолодой капитан сидел в кабине, лицо его было хмурым и помятым.

- Здравствуйте - сказал я. - До Горного не подвезете? Я журналист, со мной еще оператор. Нас послали сюда в командировку, узнать что происходит и вообще. Вот мое удостоверение - я вновь протянул свои корочки.

Все это время капитан молчал и лишь кивнул в ответ на приветствие. Он внимательно рассмотрел мою ксиву и тяжело заключил:

- Въезд на территорию республики Шахетия гражданских лиц, кроме там проживающих запрещен. Договаривайтесь с командованием - он отдал мне удостоверение.

- Товарищ капитан, зачем же с командованием? Мне проще с вами... В-вас отблагодарить - я постучал по карману. Капитан лениво взглянул на меня.

- Двое вас?

- Ну да. Я и оператор.

- Сколько? – буркнул он. Я молча вынул две помятые бумажки.

- Еще сверху одну накинь и садитесь.

Я достал еще одну десятку и положил капитану в папку. Он тут же отдал её водителю.

- Ладно, один в кузов, один в кабину - он подвинулся на большой седушке к водителю.

- Все, едем - сказал я Олегу, он уже истомился ждать. - Ты в кузов лезь, а я в кабину.

- А что, еще одного места не нашлось там?

- Не нашлось - обрубил я. - Кстати: с тебя еще пять баксов

- За что? - удивленно спросил он.

- Цены растут. Билеты дорожают.

- У меня сейчас нету мелких

- Ладно, потом отдашь - махнул рукой я. - Эй, мужики! - крикнул я солдатам. - Я вам тут пассажира подсажу, вы уж поаккуратнее с ним! Он оператор, техника у него! - Олег злобно посмотрел на меня. Ничего, ничего, потерпишь!

- Да мы аккуратные, не понимаем что ли - кивнули солдаты.

- А это вам, чтобы не скучно было - я достал две бутылки водки, приготовленные на всякий случай. - Только чтобы капитан не видел, не слышал.

- Во-от это нормально! - тихо сказал сержант. - Будет чем скрасить досуг! - все посмеялись и сели в грузовик.

***

Капитан по-прежнему был хмурым. Он то и дело раскрывал свою папку, проверял документы и со вздохом закрывал её.

- Расскажите чем вы занимаетесь - мой голос словно прорубил тишину: капитан и водитель уставились на меня.

- Я солдат вожу. Вернее сопровождаю. Туда - пополнение, обратно - трехсотые, двухсотые.

- Трехсотые? - я впервые слышал это определение, которое потом буду не раз слышать в радиоэфире.

- Ну, трехсотые - раненые, двухсотые - трупы - сухо произнес капитан.

- М-м, ясно. А что там вообще происходит?

- Где?

- Ну в Горном?

- Эх-х. Война там. Вот что происходит - капитан положил папку на приборную панель. Паренек-водитель поправить кепку и ухмыльнулся. Я выглядел полным дураком.

- Только ты учти - отозвался капитан. - Я вас довезу, а потом я тебя не знаю - ты меня не знаешь. Будете выбираться сами.

Мы приехали на аэродром. Не знаю как, но капитан смог договориться с охраной и нас пропустили.

Аэродром был полуразрушен. Два самолетных ангара оставили после себя лишь сгоревшие скелеты. В паре мест возле летного поля виднелись воронки. В стороне стояла искореженная БМП. Мы с Олегом долго не могли понять, что нам делать, с чего начать.

Потом, среди толпы военных мы увидели нескольких гражданских. Старушки сидели на тюках с вещами, молодая женщина стояла с грудным ребенком на руках. Старик в облезлой шапке курил самокрутку. Мы подошли к ним.

- Кхм, извините - я не знал как обратиться. - Мы журналисты, приехали издалека, хотели бы узнать о том, что здесь происходит, как обращаются с мирным населением, что вы можете сказать о происходящем здесь?

Олег начал снимать. На нас сразу обратили внимание. Три старушки сразу же стали что-то кричать на своем языке, редко вставляя в крик русские слова. Женщина тихо плакала в сторонке, по её лицу катились огромные, как  градины, слезы. Старик все также безучастно курил.

- Они разорили наши дома, нашу землю! Зачем вы сюда пришли, зачем? Порядок наводить? Мы и без вас бы тут порядок навели, трусы! - взбешенным голосом кричала одна из старушек.

- Я жила здесь пятьдесят лет, ни в какую политику не лезла! Зачем ко мне в дом залезли? Что я им сделала, а?! - громко ворчала другая, все время поправлявшая платок.

- А ты их больше послушай, они тебе много интересного расскажут! - со злым весельем бросил мимо проходящий офицер с кобурой на поясе. От этого старушки словно освирепели.

Женщина с ребёнком продолжала рыдать: - Мужа... Убили... Куда я теперь... Нет никого...

Лишь дед по-прежнему курил, потом все же сказал: - Да правильно все. Не слушайте вы этих дур старых! Тут давно бардак творился, а все независимые! У неё вон, мужа шахи убили, только потому, что русский был и идти защищать дэка отказался. Коровы бл... - он громко выругался.

Старушки набросились на деда, посылая на него все больше и больше проклятий. Он лишь отмахиваться, пару раз гаркнув своим еще не стариковским басом.

- А что вы здесь делаете, на аэродроме? - выслушав всех сказал я.

- А самолета ждем - ответил старик. - На Северодонск. Там вроде и жилье обещали временное.

Мы еще немного послушали людей. Проклятия, доносившиеся в сторону армии, были неисчислимы. Но было в этом что-то наружное, заготовленное, будто бы заученный текст. Я выслушивал каждого, но правдивым мне показались лишь плачущая женщина с ребёнком и тот старик, что безудержно курил в стороне. У каждого своя правда.

Мы стояли с Олегом и смотрели на самолеты. Вокруг них возился персонал, топливозаправщик заправлял один из бортов керосином. Солдаты на постах то и дело посмеивались и постоянно обращали внимание на нас, водя опущенными вниз стволами автоматов. Мы были здесь словно с другой планеты.

К нам приблизился неровный строй. В нем я заметил того сержанта, которому передал две бутылки водки. Он улыбнулся мне и показал большой палец. Я махнул рукой - ему ехать туда, в Горный, а что там его ждет? Война ведь.

Вдруг я почувствовал на себе какой-то пристальный взгляд. Я обернулся. И не поверил своим глазам! Передо мной, словно из-под земли, появился мой одноклассник Сашка Серегин!

- Леша! Ты! Откуда?

- Санек!

Мы обнялись. Олег, стоявший рядом, скривился в полуухмылке. Я рассказал Сане, откуда мы и что здесь делаем. Санек присвистнул: "Вот же ведь куда добрались, тут и гражданских то почти не бывает!"

Потом вспомнили школу. "А помнишь как ты...", "Ну да, а помнишь нашу классную…" , "Хо-хо, как же!, А Ленку из параллельного?". Мы долго смеялись.

Передо мной стоял капитан, комбат Сашка Серегин. В потертом камуфляже и измазанный грязью берцах, он совсем не напоминал того Сашку, который когда то спасал меня на уроках у доски, которому я помогал на контрольных по истории. Но глаза и его все время смеющееся лицо я не мог не узнать.

- А ты то как здесь? Что в Горном?

- Ох Леша. Если в двух словах - полная задница. Возимся на месте, хрен знает, что завтра будет. А из ставки твердят: скорее захватить, скорее очистить... Долгая песня.

- Мда, дела. А мы тут уже поработали немного - я кивнул на ждавших самолета старушек.

- А-а, эти. Знаешь, их послушай - у нас руки по локоть в крови и пришли мы, чтобы их грабить. А сами то... Рыльце в пушку.

Он кивнул мне: "Пошли, отойдем к моему бэтэру". Мы прошли двести метров - возле здания аэродрома виднелись четыре восьмиколесных бронетранспортера. Солдаты окружили их, слышались возгласы, хохот и смешки. Никто не думал о войне.

- А я за пополнением приехал. И тут - такая встреча! - развел руками Саша. Я улыбался в ответ - мне тоже было приятно его увидеть. Но что мне - я завтра-послезавтра уеду, а он?

- Сейчас отрапортуюсь местному начальству, ты тут побудь пока. Вон с моими поговори - он показал на других солдат, куривших на броне. Они отличались от вновь приехавших: поношенные бушлаты и обмундировка, местами штопанное и заляпанное, поверх надеты бронежилеты и разгрузки, заполненные запасными магазинами и гранатами, на ногах - угвазданые грязью кирзачи. Они что-то рассказывали приехавшим солдатикам, снисходительно поглядывая на них сверху вниз. Казалось - бывалые солдаты, ветераны разговаривают с новобранцами. Хотя разницы в возрасте между ними не было никакой. Лишь разница в опыте.

- Они тебе кое- чего другого расскажут - буркнул Саня и ушел. Мы с Олегом подошли к БТР.

- Здорово мужики, мы журналисты. Приехали снимать репортаж о войне - нам для газеты  надо. Расскажите что-нибудь?

- А по телеку покажут? - сразу спросил один солдатик.

- Врать не буду - скорее всего нет. Мы из газеты, не с телевидения.

- А-а - опустил глаза солдат.

- А чего рассказать? - отозвался другой, сидевший на броне парень.

- Ну как вы тут живёте-воюете, что тут у вас происходит?

- Да вам наверное уже вон те все рассказали - кивнул на гражданских солдат в большом не  по размеру бронике. - Какие мы тут все оккупанты да головорезы.

- Ну а теперь ты расскажи, что думаешь - специально, немного с вызовом ответил я и  взглянул на него исподлобья. Он немного запутался, когда Олег навел камеру, но тут же  сообразил: - Да на самом деле это они головорезы все.

- Кто они?

- Конечно не эти. Шахи - те боевики, что воюют. У нас в батальоне потери полсотни  человек от них. Раненых много.

- Мы тут уже неделю, а все на месте топчимся - откликнулся вдруг рядом сидевший солдат.  - Хорошо они там засели. Наших мочат. Везде потери большие. И не только потери.

- А что еще? - меня задел взгляд этого серьезного и хмурого солдата. Только сейчас я  разглядел, что он намного старше других, он медленно посасывал сигарету в углу рта и  тонкой струйкой выдыхал дым.

- Издеваются.

- Как издеваются?

- Да так. Вчера вот видели - парня к кресту самодельному приколотили. Живого распяли.

Я содрогнулся от сказанного. Как и все те, кто приехал с нами. Холод ужаса пополз по  спине огромными мурашками.

- И головы отрубают - сказал другой. - Еще когда только входили - кто поначалу в плен  сдавался, думали подержат и домой вернут, им что-то обещали. А когда те сдавались -  мучали.

- Ужас какой-то. И как вы воюете?! - я поразился, что эти солдатики после всего  увиденного испытанного могут воевать.

-  Так и воюем. Мстим по маленьку. За них. А как еще?

Эта война представлялась совсем по-другому. Местный конфликт, сепаратизм, подавляемый  властями с помощью армии, разрушение, разорение, эти беснующиеся старушки с их оголтелыми призывами уходить отсюда. И эти парнишки. Совсем ещё пацаны. Зачем то воюют  здесь, за что? Долг Родине? Он таким должен быть? Все было совсем не так, как мне  представлялось ранее.

Я стоял и долго не мог переварить все сказанное ими. Мыслями я уже был там, в этом городе, и хотел узнать - что же там происходит в самом деле? За себя я уже решил – надо ехать. Ехать с Сашкой. Олег тычит меня в бок: - Я камеру выключил. Чего задумался?

- Сейчас, сейчас. Подожди.

Я вышел из толпы. Увидел стоявшего у крыльца здания Сашу и пошел к нему. Он о чем то  переговаривался с незнакомым офицером. Вот он отошел.

- Саня, ты же сейчас в Горный поедешь?

- Ну да, а куда же ещё? - он поправил висевший на плече автомат.

- В общем. Я с тобой поеду.

- Че-го?

- Что слышал говорю. Поеду с тобой!

- Да ты что Леша, никак с ума сошел?! - Саня изменился в лице. - Я что потом тебя, не дай бог, в  цинке домой увезу?! Ты не понимаешь, что там война, а не место для прогулок?!

- Я все понимаю Саша! Я все осознаю. Твои ребята мне кое-что рассказали.

- Тебе этого мало? Ты решил своими глазами увидеть?! - он словно читал мои мысли.

- Да. И если ты печешься за мою жизнь, то знай, что за себя отвечаю сам! Не детский  сад.

- А я думаю как раз наоборот - пошутил Саша. - Ты уверен, что хочешь ехать со мной?

- На все сто.

- А этот? - он кивнул в сторону Олега.

- Не знаю, спросить надо.

- Ладно. Иди спрашивай.

Я подошел к Олегу. Тот что то делал с камерой, посматривая в глазок объектива. С виду  он был спокоен.

- Что делаешь?

- Слушай - обрубил Олег. - Давай поскорее отсюда уматывать. Что-то не нравится мне все  это.

- Что не нравится? - спросил я. Он все также судорожно теребил камеру, нажимал на  кнопки.

- Да все! Солдаты эти, ужасы. Бабки, старики. Наснимали - хватит, того что услышали -  тоже. Давай ловить попутку и валить отсюда.

- Я как раз хотел предложить тебе другое - сказал я, но уже понимал, что он со мной не  поедет.

- Что другое? - Олег взглянул на меня тревожным взглядом и я увидел его бледное лицо.  Видимо он еще не отошел от рассказанного солдатами - говорил он быстро и нервно.

- Смотаться в Горный, посмотреть что там. Мой друг Саня согласился нас подвезти.  Материала больше снимем, увидим, что за война.

Олег моментально осекся, сложил камеру в сумку и произнес: - Ты что, Леша, совсем тю-тю? Ха-ха! Ты сбрендил?! Ехать туда?!

- И что? Ты же журналист?! - я уже понял, что навязанный мне коллега дальше местного  аэропорта не станет ступать и шага. Сомнения развеялись.

- Я журналист, а не сумасшедший! Если хочешь - езжай сам туда! Только потом сам  выбирайся, я тебе не нянька!

- Вот как ты заговорил?! - не выдержал и крикнул я. Солдаты покосились на нас. Саша  закурил и с улыбкой посматривал на нас. - Значит так - собирай монатки и вали  отсюда, а то вдруг на тебя какая-нибудь шальная ворона нападет! И передай главреду - я  поехал в Горный!  Уж как-нибудь без тебя смогу выбраться!

- Хех, герой!

Я ничего не ответил. Пусть думает что хочет. Я развернулся и направился к Сане.

- Подожди! Ты хоть статейку накидай какую-нибудь, мне что совсем с пустыми руками возвращаться?

- А ты не можешь? Ты же наснимал?

- Ну это тебя назначили статью написать, не меня. Я только снимаю.

- Сейчас разберемся.

Я снова подошел к Сане.

- Все видел?

- Угу. Вы ругались как новобрачные - рассмеялся он.

- Не хотел бы я иметь в мужьях, будь бы я женщиной, этого козла. Ладно, не до него сейчас. Я еду один, как слышал. У меня есть полчасика?

- Полчасика? - Саша взглянул на часы. - Нам до темна нужно добраться до места. Полчасика, пожалуй, есть.

И я сел писать. Скажу сразу - эмоции от сказанного били внутри меня фонтаном, и для журналистики эта статья представляла мало чего интересного. Но, как мне потом рассказали, её все же напечатали. Правда, под псевдонимом Иван Беспамятный. Саму статью приведу здесь полностью:

Эту крепость две сотни лет назад строили русские солдаты. Строили, чтобы оборонять дальние рубежи Родины от посягательств южных народов. Теперь русский солдат снова здесь – но в этот раз он уже пытается взять штурмом эту крепость, этот город, который строили его предки. Вот такие вот парадоксы истории.

Сейчас, когда происходят эти события, судить о происходящем можно только увидев все это. Это уже потом, по прошествии много лет, можно будет сказать что-нибудь внятное, сейчас – невозможно. Сейчас можно говорить только о том, что ты видишь.

А увидел я здесь армию мальчишек, молодых парней. Которых послали на непонятную войну, на войну за чьи-то интересы. Они не умеют воевать, они учатся на ходу. А плата за такое обучение – их собственные жизни. Уже сейчас понятно, что подобная война – преступна. И преступна не только для мирных жителей, которые прячутся  по подвалам от бомбежек и снарядов. Преступна по отношению к вот этим парнишкам.

Преступна потому, что полезли в осиное гнездо, не надев ничего для защиты. Не подумав, что будет, если разворошить это гнездо. А получилось, что гнездо большое. И злое. И кусают его обитатели не хуже хищных зверей.

А платим за это жизнями наших пацанов. Они и их матери еще долго будут проклинать власть в Столице за эту преступную слабость показать силу. И они правы.

Но сколько бы не гибло здесь наших парней, они не просто так погибают. Рассказы о несгибаемости духа русского солдата – это не сказки, это я смог воочию увидеть здесь. Они, бок о бок со своими старшими товарищами – офицерами, дерутся с армией, которая считает эту войну войной за свою землю. И дерутся классно. Несмотря ни на что.

***

- Все. Катись отсюда - я вручил Олегу текст статьи. Он свернул её и положил в ту
же сумку.

- Не так грубо! Катись...

- Это еще не грубо, Олежа. Мой пламенный привет главреду! - я послал ему воздушный поцелую. Толпа солдат радостно хохотала.

- Идиот! - услышал я сзади.


Военный репортер. Глава 1. Нежданная командировка -> http://www.proza.ru/2017/05/01/1793

Военный репортер. Глава 3. Добро пожаловать в АД  ->  http://www.proza.ru/2017/05/10/1674

Военный репортер. Глава 4. Старые знакомые. ->  http://www.proza.ru/2017/05/15/1699

Военный репортер. Глава 5. Война. День первый ->  http://www.proza.ru/2017/05/19/1839

Военный репортер. Глава 6. Война. День второй. ->  http://www.proza.ru/2017/05/24/1745

Военный репортер. Глава 7. Война. День последний -> http://www.proza.ru/2017/05/29/1794

Военный репортер. Глава 8. Возвращение -> http://www.proza.ru/2017/06/12/1630