Чем бы дитя не тешилось

Алексей Ратушный
Именно так ставят вопрос многие родители, педагоги, воспитатели и няни.
Лишь бы не плакало!
Моменты «игры» ребёнка, как правило, не рефлексируются, не прорабатываются и не фиксируются должным образом.
Есть очень простые слова, которые всё прекрасно «объясняют».
Ребеночек возится с игрушками, ковыряется в песочке, булькается в водичке – чего тебе ещё надобно, старче?
Проходят годы.
Дети вырастают.
И вырастают они очень и очень разными.
Нам не дано предугадать.
И вновь на всё есть простые слова и примитивные объяснения, типа:
- Генетическая предрасположенность!
- Яблочко от яблоньки недалеко падает.
Изначально детские сады – это места присмотра за детьми, родители которых заняты «делами».
В период СССР детский садик – это инструмент превращения женщины-домохозяйки в женщину-труженицу, в женщину-рабочую, в женщину – строителя коммунизма.
Садик на 300 мест превращал 300 домохозяек в 300 работниц!
Это – грубая схема. Понятно, что иногда это было 170 работниц, иногда 220.
Главное – с трёхлетнего возраста ребенок из аморфной непонятной неконтролируемой семьи попадал под присмотр специального отряда сотрудниц, где его оберегали от, кормили, поили, укладывали на дневной сон, воспитывали.
И именно здесь детская игра становилась объектом немного более внимательного изучения.
Немного более.
Не более того!
Как устроены многие наши психологи-педологи?
Они прочтя или услышав что-нибудь открывают рот и из него льются потоки «высоконаучных» слов.
Для неподготовленного уха обычного родителя, занятого производственными или коммерческими проблемами всё это – абракадабра за семью печатями.
Здесь любой нормальный родитель ведёт себя как на приёме у специалиста-врача.
Он ведь для того и пришел к специалисту, чтобы получить рецепт излечения от.
Но признайтесь сами себе честно: а бывают ли случаи врачебных ошибок?
А встречаются ли ситуации, когда доктор не вник, не понял, не внял?
Хорошо, если дело само по себе ясное: ножка складывается пополам там, где коленки нет и не было, и вся опухла и очень сильно болит.
Или высоченная температура, нос заложен, жуткий кашель.
Хотя, конечно, ничего хорошего в таких состояниях нет.
А вот если болит непонятно что, и непонятно где?
И боль исчезает и возникает в новом месте?
Или еще веселее – не спится!
Вот просто третий месяц не спится!
Я к тому, что проблемы с хорошими врачами существуют.
Точнее проблемы с отсутствием хороших врачей.
Со специалистами работающими с детками они тоже наличествуют.
Их много и они весьма и весьма разнообразны.
А тут специалист психолог открыл рот и льёт, льёт, льёт!
И так много новых словов произносит, и так много непонятных словей пропевает, что мочи нету слушать далее.
А низя!
Я прожил длинную по меркам моих уже умерших сверстников жизнь.
Не самую длинную, но немного длиннее среднестатистической протяженности жизни.
По моим скромным расчетам очень многие мои партнёры, коллеги, друзья и товарищи ушли на 10-15-20 лет раньше меня.
Всю  эту жизнь я изучал слово «игра».
Мне повезло сказочно.
Я не только читал об игре в самых разных книжках.
Не только много лет постоянно общался с выдающимися игроками, игрологами,  игротехниками.
Мне довелось задавать свои вопросы самым крутым из них!
И получать вполне вразумительные ответы.
Шансов отмолчаться я им не оставлял.
И собрав воедино всё, что мне известно об игре, как таковой, я заявляю: понятие «игра» у них абсолютно не проработано!
Играть с этим словом или играть самим этим словом, это одно.
Серьёзно прорабатывать это понятие – совсем другое.
Абсолютное большинство людей ежедневно профессионально работающих с детьми воспринимает эту универсальную категорию как простое и понятное «занятие» и не более того.
Я никого не виню в таком отношении: оно задано социумом.
Производители игрушек заинтересованы в сбыте своей продукции.
Люди работающие с детьми имеют массу других забот и проблем.
Потратить на это столько лет и сил, сколько потратил автор этих строк мало кто в состоянии.
Читать то, что я об этом уже опубликовал – увольте!
У людей море своих проблем и забот.
Я не Лев Толстой. Не Сергей Есенин. Не Александр Пушкин.
Вон Бальмонта-то читать некогда!
На Уткина времени нет.
Так что здесь я не в претензии.
Дети вырастают.
Очень и очень разными.
Сто пятьдесят диссертаций – это слишком мало, чтобы разобраться в категории «игра».
Слишком мелко для этого универсума универсумов.
Представьте для сравнения, что кто-то покажет вам стопку диссертаций по 300 страниц, в которых темой является Бог!
Вы же просто улыбнётесь!
Или процитируете Иоанна: «Этих книг не вместит и целый мир!»
То же самое и с категорией Игра.
Пусть даже она на порядки поменьше  и попроще Всевышнего.
Дети в конце концов – а куда им деваться? – вырастут!
А пока вот вам надежный инструмент в практической жизни:
- Чем бы дитя не тешилось!