Рассказ Юрия Петракова Шиворот навыворот

Ольга Петракова 2
Рассказ Юрия Петракова

ШИВОРОТ  НАВЫВОРОТ
И за что ж нам такие муки! Прямо, наказание какое то. То в одну сторону все бегут, задрав штаны. То - в другую. То реформируют все что ни попадя. То ругают только что ими же реформированное самыми последними словами. И тут, скажу вам как на духу, никакая Советская или иная власть не при чем. Помню лет тридцать тому назад целую пятилетку переводили управление экономикой страны с трехзвенной системы на двухзвенную. А следующую пятилетку наоборот, с двухзвенной на трехзвенную. Правда, кого, куда и зачем переводили сегодня редко кто вспомнит. А что на нашей памяти касательно перевода к рынку и от рынка к базару, так это мы еще помним. Нахлебались по самые уши. Чуть те самые последние штаны не потеряли.
- Но то в экономике, - скажите вы. На что я вам отвечу, что и в науке и в культуре можно отыскать такие же примеры. Возьмем хотя бы наших сегодняшних соседей, ставших четверть века незалежными. То у них боролись за украинизацию, то против нее. И так по нескольку раз за последние сто лет. Туда – сюда. Сюда-туда. Хотя, как я понимаю, все происходило как бы само собой. Шиворот навыворот. И никто из них в этом не виноват. Хотели то, как лучше.
Помню вначале шестидесятых, а дело было на Донбассе, в одном из небольших шахтерских городков, назначили моего дядьку директором так называемой украинской школы. И не потому, что он был выходцем с Украины. Так уж получилось, что и мой дед, и моя бабка перебрались из Житомира в Сибирь еще до революции. По той самой Столыпинской реформе, которую мы тоже совсем недавно собирались внедрять, но что-то перестали. Видимо, передумали.
И вот родились у них в той Сибири шесть сыновей и одна дочка. Ну, дед с бабой по-украински еще говорили, а вот дети, так те ни бельмеса не понимали. Но школу кончили, отвоевали в войну и выучились на учителей. И решили вернуться на родину. Поближе к теплу, Стало быть, к Азовскому морю. И все пять братьев устроились директорами школ, а шестой, на тот момент был еще не устроенный. А потому согласился на первое попавшееся свободное место – украинскую восьмилетку. А школа и впрямь была неказистая. Всего-то два этажа. Учащихся на один первый класс только то и набрали. И не потому, что в самом городке и во всей прилегавшей к нему округе украинцев не было. А потому, что как рассуждали многие рассудительные родители поступить на дальнейшую учебу, не зная толком русского языка, было невозможно. Вот и получилось, что в семьях и в быту все промеж собой разговаривали на суржике, а учились в русских школах, чуть ли не в три смены. А потому и должность директора украинской школы была непрестижной.
И вот как-то раз собрались братья вместе и стали решать, что делать с младшим братом. Чем ему помочь. Как сделать его должность престижной. И что бы вы думали? Нашли решение этой проблемы. Аккурат, перед новым учебным годом, когда еще школа пустовала, залез он на чердак и переломил водопроводную трубу. Причем так аккуратно, что никто и не понял, почему вдруг потолок школы внезапно осел и провалился, а несущие стены дали большущую трещину. Так что никакому такому даже самому капитальному ремонту школа уже не подлежала. Вот и переназначили моего дядьку из директоров украинской школы в директора школы новостройки на 1176 учащихся. А поскольку в прежнюю украинскую школу сумели набрать учащихся только на один первый класс, то и школа была переведена в разряд русскоязычных.
А поскольку директор школы новостройки означал тесный контакт со всем руководством района, то и стал младший брат самым престижным директором из всех шести братьев.
Школу он построил. Лет десять отработал в ней, а потом перебрался южнее. К самому Азовскому морю. А еще через пару десятков лет школу пришлось снести.
Оказалось, что она была возведена на опасном участке. Земля из - под нее стала проваливаться в действующую под ней шахту.
Чем все это дело завершилось я теперь и не знаю. Только, сдается мне, что директором новой школы был назначен перед этим кто-то из таких же братьев. И теперь, в этой школе обучают украинскому языку. Все это, конечно и хорошо, и правильно, но зачем каждый раз при этом школу сносить?