Индейцы Флориды. Северные утина

Игнат Костян
Армада конкистадоров Эрнандо де Сото, продвигаясь в 1539 году сквозь земли западных тимукуа в направлении страны индейцев апалачи, вошла в земли принадлежавшие неизвестному индейскому племени. Главный город этого племени располагался на реке Ичитукни (Ichetucknee River). Эта река как указывает исследователь Джон Свантон, на индейском наречии называлась «Oetcotukni», что буквально означает «где есть водоем». Река протекает в Северо-Центральной части Флориды по территории современного  государственного парка Ичетукни-Спрингс (Ichetucknee Springs State Park) и впадает в реку Санта-Фе.
Мучаемые жаждой конкистадоры и их скот после долгого путешествия, наконец-то, обрели источник, где они могли утолить жажду и пополнить запасы пресной воды. Прохладные воды реки, питаемые многочисленными родниками стали долгожданной ванной для утомленных испанцев, которые могли омыть здесь свои раны и просто спокойно полежать в этой воде под тенью свисающих над рекой ветвей лесных деревьев.
Пребывая в неге, испанцы тогда не знали, что из зарослей за ними настороженно наблюдают хозяева этой земли – индейцы племени «пресноводных». Столицу страны этих индейцев испанцы на своих картах обозначили термином Агуакалейкаен (Aguacaleycuen). Вождя управлявшего городом, именуемого также Агуакалейкаен, де Сото, как обычно взял в заложники, и потребовал, чтобы тот довел испанцев до индейского города Узачиле (Uzachile), где по имеющейся у испанцев информации могли находиться серебро и золото.
Дойдя до города Узачиле 25 сентября 1939 года, испанцы, пожелали заключить союз с вождем этого города против индейцев апалачи, в страну которых они направлялись. В необходимости данного соглашения испанцев убедили Агуакалейкаен и другие вожди-заложники, сопровождавшие испанскую армаду. В качестве парламентера к вождю Узачиле де Сото направил вождя Агуакалейкаена. Однако последний, сговорившись с вождем Узачиле, убедил того, устроить испанцам в место теплого приема западню.
В результате завязалось сражение, в ходе которого, ранее захваченные де Сото заложники из числа индейских вождей, все как один перешли на сторону Узачиле.
Бой выиграли испанцы, и по его окончании де Сото лично казнил, всех вождей-заложников, в том числе и вождя Агуакалейкаена. В городе Узачиле испанцы оставались на протяжении четырех дней, подвергая его разграблению. Гарсиласа де ла Вега отмечал: «В этом городе христиане опустошили 200 домов и запаслись большим количеством кукурузы, фасоли и тыквы».
Таковы первые упоминание европейцев об одном из племен Западных тимукуа, проживавших в Северо-центральной Флориде, которое испанские источники ХVI – ХVII веков называют «пресноводными» (агуа дульсе) или утина (utina) в соответствие с именем вождя Утины (Outina) возглавлявшего в период первых контактов с европейцами конфедерацию Восточных Утина (Ютина).
Первоначально же термином «агауа дульсе», то есть «пресноводные», как мы уже отмечали в главе посвященной индейцам племени агауа дульсе, испанцы называли восточных утина (ютина) проживавших в западной части бассейна реки Сент-Джонс. Восточные утина и их верховный правитель Утина, как известно, воевали против тимукуанских племен потано и сатурива, о чем повествовалось выше.
Термин «утина» на языке тимукуа означает «мощный» или «моя земля». Сами же индейцы вышеуказанной области естественно себя так не называли. Испанцы же, в период, формирования провинции Тимукуа (ХVII в.) всех индейцев, проживавших на ее территории между западным берегом реки Сент-Джонс и восточным берегом реки Сувонни, а также к северу от реки Санта-Фе до южных окраин современной Джорджии, окрестили одним термином – «тимукуа», поскольку все туземцы тех земель говорили на диалекте языка восточных тимукуа, или как принято говорить сегодня – «правильном тимукуа».
Однако использование термина «утина» зародившегося в ХVI веке по отношению к группам тимукуа проживавшим в Северо-центральном регионе полуострова современными учеными, до недавнего времени вносило путаницу в классификацию индейцев тимукуанских групп, поэтому антропологи Джеральд Миланич и Кен Джонсон, предложили тимукуаговорящих индейцев утина разделить на восточных (агуа дульсе, и др.), и северных. Согласно этой научной концепции все группы западных тимукуа (кроме вождеств Юстага и Узачиле), города которых, располагались к северу от реки Санта-Фе, а также в восточной долине реки Сувонни, принято относить к Северным утина (Northern utina).
Таким образом, восточная граница страны Северных утина проходила по пресноводным районам западной части бассейна реки Сент-Джонс.
На западе земли Северных утина граничили с землями племени юстага.
На юге и юго-востоке с племенем потано (граница пролегала по реке Санта-Фе – И.К.) и на севере с племенем харапаха (Harapaha – также тимукуанское вождество располагавшееся в устье реки Алапаха (Alapaha), на границе южной Джорджии. Харапаха многие исследователи относят к Северным утина – И.К.).
Площадь, населяемая Северными утина в период контакта с европейцами, как полагают ученые, соответствовала площади археологической культуры долины реки Сувонни (Suwannee Valley culture), датируемой периодом 750 года до н.э. по период первых контактов с европейцами. Этот регион, как полагают исследователи, заселялся на протяжении тысячи лет и ранее относился к археологической культуре Уиден-Исланд (Weeden Island Cultures – 1000 г. до н.э. по  начало ХVI в. н.э.) – предшествовавшей культуре долины реки Сувонни.  Общим для этих двух культур является то, что они относят к такому периоду развития народов Северной Америки, который в науке называется периодом Вудлэнда (Woodland period – лесной период).
Характерными чертами культур долины реки Сувонни и Уиден-Исланд является присутствие двух типов керамики (светского и ритуального назначения). Образцы керамики ритуального назначение, как правило, обнаружены учеными в курганных насыпях, в то время как черепки керамики светского типа археологи преимущественно находили в «навозных кучах».
Керамика светского назначения была простой и не имела узорных орнаментов. Керамика, используемая в священных обрядах, наоборот, весьма вычурно украшалась индейцами. Некоторые из священных сосудов Северных утина, найденные в курганах, были богато украшены и по происхождению были неместными, а импортными, что указывало на развитые торговые отношения этих индейцев с соседними племенами.
Воссозданная учеными модель данных культур указывает на то, что люди, населявший этот регион, интенсивно эксплуатировали водно-болотные и речные ресурсы и вели полуоседлый образ жизни охотников и собирателей.
Курганы региона, который населяли Северные утина, использовались индейцами для различных целей. Эти курганы к тому же еще и отличались по форме (имели прямоугольную форму, и форму равнобедренного треугольника – И.К.). Одни курганы служили постаментами для святилищ, другие были просто местом захоронения.
Святилища располагались на вершинах курганов. Там же жрецы проводили священные обряды отпевания усопших. Вождей и знатных людей индейцы погребали внутри святилища. 
Перед погребением тело вождя покойного Северные утина помещали на деревянной платформе внутри святилища, потом по истечении некоторого времени (четыре дня) клали его в деревянную гробницу, над которой сооружали земляное надгробие. Опять же спустя время, после того, когда тело истлевало, индейцы сжигали останки и гробницу, а пепел развеивали.
Помимо описанных захоронений, Северные утина на протяжении многих столетий применяли захоронения в склепах (костницах). Индейцы отделяли плоть от костей способом, описанным в предыдущих разделах, после чего очищенные кости покойного заворачивали в шкуры или клали в ящики (в европейский период), которые помещали в специальных углублениях (ямах) погребального кургана. Вместе с останками покойного индейцы помещали в могильник предметы быта, которыми он пользовался при жизни, а также его личное оружие и украшения.
В период ХVI – ХVII веков Северные утина представляли один из мощных племенных союзов в Северо-Центральном регионе Флориды и в административном плане были организованы как одно независимое вождество или же как полагает Джеральд Миланич – в конфедерацию мелких вождеств.
Проживали Северные утина небольшими общественными группами, связанными между собой кровнородственными узами в небольших селениях сконцентрированных, как правило, вокруг одного крупного города. Крупные же города находились на значительном расстоянии друг от друга. Группа таких поселений (3-4) образовывала вождество, которым управлял лидер одного из доминирующих родовых кланов. Несколько вождеств заключали союз между собой.
Испанские источники начала ХVII века указывают на факт того, что у северных утина наблюдалось преобладание одних вождей над другими, по принципу старший-младший, что, по мнению ученых, служит доказательством существования у северных утина института верховного правителя, возглавлявшего доминирующее вождество в регионе. Однако, по сравнению с Восточными утина, а также племенами сатурива или потано главное вождество Северных утина было на много слабее, чем наиболее интегрированные вождества указанных тимукуанских племен.
Исследователь Джон Уорс в работе «Вождества тимукуа испанской Флориды» (Timucua Chiefdoms of Spanish Florida, 1998 г.), наоборот, утверждает, что вождества Северных утина были разобщенными и не имели единого политического центра в отличие от своих восточных соседей. Ученый в качестве доказательства своих выводов приводит ряд аргументов, в частности отсутствие наличия в регионе населяемого Северными утина курганов-платформ, на которых строились дома вождей и знати, а также множество различных типов керамики несвойственного этому региону происхождения, что также, по его мнению, говорит о разобщенности вождеств северных утина.
Обустройство городов Северных утина практически идентично тем типами городской архитектуры, которые были характерны для народа тимукуа в целом. Тоже можно сказать и об обычаях, обрядах, верованиях, принципах охоты и рыболовства, культуре питания, орудиях труда, военной практике и внешнем облике этих индейцев. Характерные черты всего этого описывались выше, в предыдущих разделах, поэтому повторятся, нет смысла.
Следующий контакт Северных утина с европейцами произошел в период недолго господства в восточной Флориде французских поселенцев сконцентрированных в форту Кэролайн.
Контактируя с Восточными утина, в точности с королем Утиной, французы узнали, что западнее от них проживаю родственные им племена, которых возглавлял вождь Онатиаква (Onatheaqua).  Вождество Онатиаква в 1564 году, как указывают на то французские первоисточники, доминировало в Северо-центральном регионе Флориды и являлось правопреемником вождества Агуакалейкаен. Ученые считают, что город Онатиаква, о котором сообщают французы в документах 1564 года, располагался на реке Ичитукни в том самом месте, что и город Агуакалейкаен, о котором повествуется в летописях экспедиции де Сото.
Французы понимали, для того чтобы их колония безмятежно существовала и разрасталась необходимо было заключить союзы с вождями племен, проживавших к западу от реки Сент-Джонс. Они рассчитывали добраться до гор Аппалачей, изобиловавших, как они себе тогда представляли, сокровищами. В понимании французов отроги этой горной системы, почему-то должны были находиться на территории принадлежащей народу апалачи.
Для того чтобы пройти к этим горам, французам нужно было заключить союз с племенами юстага и Северными утина, в точности лично с вождем юстага по имени Хустаква (Houstaqua), и вождем Северных утина Онатиаквой, которые якобы охраняли подступы в страну апалачи, а также имели контролируемый доступ к сокровищам в горах Аппалачи.
Как на деле реализовывались эти устремления французов неизвестно. Известно лишь то, что вождь Северных утина Онатиаква однажды отправил свой военный отряд на помощь союзным силам французов и короля Утины, сражавшихся против индейцев потано.
Очередная страница истории Северных утина в дальнейшем связывается с процессами их христианизации, которые начались после основания испанцами в 1565 году форта Сент-Огэстин. Миссионеры в этот период сразу же хлынули в страну Северных утина с проповедью Евангелия, однако, на протяжении первых десятилетий контакта, попытки  приобщения этих индейцев к догматам христианства оказались безуспешными.
Первый же успех миссионеров в деле христианизации Северных утина относиться к 1597 году – времени, когда отец Хуан де Хунко прибыл в столицу племени город Аякуто (Ayacuto) и провел переговоры с кациком.
Город Аякуто на то время практически располагался в том же самом месте, что и прежние главные города Северных утина Агуакалейкаен и Онатиаква.
Кацик по имени Аякуто оказал теплый прием миссионеру и принял его предложение о совершении дипломатического вояжа в форт Сент-Огэстин, для переговоров с губернатором Флориды и последующего заключения взаимовыгодных договоров между индейцами и испанской колониальной администрацией.
Согласно достигнутым договоренностям, Северные утина соглашались открыть в городе Аякуто католическую миссию, которая была основана в 1608 году немного ниже (по течению реки Ичитукни) города Аякуто. На территории этой миссии названной сначала Сан-Мартин-де-Аякуто (San Mart;n de Ayacuto), а позднее Сан-Мартин-де-Тимукуа (San Mart;n de Timucua) по данным археологических раскопок располагались церковь, жилые постройки для монахов, площадь и христианское кладбище. После всеобщего восстания тимукуа 1656 года упоминания об этой миссии больше в испанских летописях не встречаются. Археологи полагают, что миссию в это время сожгли восставшие индейцы.
В течение последующих после 1608 года восьми лет, на территории страны Северных утина испанцы основали еще три миссии: Санта-Фе-де-Толока (Santa F; de Toloca), Санта-Крус-де-Тарихика (Santa Cruz de Tarihica), и Сан-Хуан-де-Гуакара (San Juan de Guacara), которые вошли в состав провинции Тимукуа.
Во время восстания 1656 года поднятого тимукуанскими племенами против испанского владычества, Северные утина в союзе с юстага и потано, стояли в авангарде вооруженного протеста. После того, как испанцам удалось подавить это восстание, первым делом свой гнев они обрушили на Северных утина. Лидеры племени были казнены, а остальных испанцы насильно переселили в страну индейцев апалачи, разместив их в деревнях, располагавшихся вдоль тракта Камино-Риал, соединявшего провинцию Апалачи с Сент-Огэстином. В этом месте, в период набегов ямаси и криков, Северные утина оказались абсолютно беззащитны, в результате чего, а также ряда перенесенных индейцами эпидемий (1665 и 1672 годы) их численность резко снизилась.
После 1704 года остатки Северных утина под натиском пришлых племен мигрировали из провинции Апалачи в район Сент-Огэстина, где смешались с такими же остатками групп других коренных народов Флориды. Часть из них в 1763 года была эвакуированы на Кубу, остальные же были поглощены криками, навсегда исчезнув из истории.