З. п. - пчелам не приходится сомневаться...
ОБ ОСНОВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
1. Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах - насколько они возможны
Рене Декарт. "Первоначала философии"
Эразм Фроммсократ
- "Человеку, исследующему истину, необходимо..." как я понимаю: определить - для чего ему это нужно, что первым делом потребует дать определение собственно истине как явлению природы...
меня - в самом общем выражении устраивает формулировка "истина - то, что есть на самом деле, но не для всех очевидно из-за субъективности восприятия" -
которая вроде бы не оставляет сомнений в том, что
познание (восприятие разумом проявлений в действительности и непосредственное чувствование организмом действенности) истины
нужно мне для понимания( способности как-то объяснить) - почему мир такой, какой есть, а не какой-то другой, и почему человеки в этом единственно возможном (в этом участке мироздания) мире живут именно так, а не иначе...
Подвергать сомнению "все вещи" - можно по-разному, и сама последовательность выбора вещей для усомнения - имеет решающее значение...
То, что Декарт не сосредоточился на пункте
"я сомневаюсь - следовательно знаю не всё - потому что живу не вечно - следовательно не подлежит сомнению факт моего рождения без каких-либо знаний по причине отсутствия понимания чего-либо в момент рождения..."
- досадное недоразумение, ставшее причиной того, что вся последующая философия (за редчайшими исключениями) продолжает начатую ещё Платоном традицию - утверждать обусловленные недоразумениями заблуждения...
7. Мы не можем сомневаться в том, что, пока мы сомневаемся, мы существуем: это - первое, что мы познаём в ходе философствования
Рене Декарт. "Первоначала философии"
Эразм Фроммсократ
- Вот почему Декарту для того, чтобы удостовериться в своей способности отображать то, что есть на самом деле - необходимо было усомниться в своих представлениях, а пчеле - отображающей в своём "танце" маршрут к гречишному полю - не приходится это делать?
- Может быть потому, что пчела при этом не только что-то изображает, но и производит то, что адресаты её послания могут непосредственно чувствовать - а именно: запахи и радиоволны, оказывающиеся гораздо более информативными потому что они действительно есть и вследствие их восприятия в психике других пчёл формируется 3D картинка, сверяясь с которой они безошибочно находят искомый объект на расстоянии нескольких километров - тогда как сапиенс в своём сознании оперирует только искусственными условностями?
https://vk.com/wall-130598911_2945?reply=2954
© Copyright:
Виктор Золя, 2017
Свидетельство о публикации №217050401045