Далеко от города

Щавелев Иван
  - Что это, мать твою такое?! За что я тебе плачу деньги? – главный редактор традиционно в пух и прах разносил меня и сданный мною материал.
  - То, что вы просили, - потупив взгляд, чуть ли не прошептал я в ответ.
     Сказать по правде, я давно уже привык с ним не спорить. В любом случае  буду не прав. А мои слова: «Вы же вчера говорили, вы требовали именно это», в лучшем случае вызовут его молчание, а в худшем…. В худшем все мои коллеги услышат порцию отборнейшего, даже не трёх, а пятиступенчатого мата. Когда разносили кого-нибудь другого, моего коллегу или двадцатилетнюю девочку-практикантку, то мне даже не верилось, что этот человек когда-то был членом Союза писателей СССР, активно печатался, читал лекции и даже вёл активные переписки со звёздами нашей эстрады. Казалось, что он пришёл в главреды прямиком с улицы, с какого-нибудь хозяйственного рынка, где он тренировал свои связки на нерасторопных и плохо понимающих русский язык китайцах и вьетнамцах.
  -  Мне плевать, что через три дня у тебя отпуск! – продолжал он, - Надо будет, неделю тут безвылазно просидишь, каждое предложение, каждое слово исправишь! Мне по барабану!
     А вот тут он слукавил. Не по барабану. Года три назад у нас работал Пашка. Человек общительный, лёгкий на подъём и, что самое главное, с устойчивой психикой. Естественно, учитывая его способности, его посылали вести переговоры с клиентами, спонсорами. Это был случайный человек в нашем деле. Даже не знаю, что он наплёл нашему шефу, но тот ему почему-то поверил и «поставил на довольствие». Наверное, он просто не смог его сломить во время собеседования. Таких наш начальник, как минимум уважал. Пашка учился на ходу.
Он не скрывал, что у нас он надолго не задержится, максимум на год, ведь вот-вот в другом месте должно освободиться место, о котором он давно мечтает и на которое он способен претендовать. А тут ему надо просто пересидеть, просто заработать свою кровную копеечку. Естественно, он ни с кем особо не сходился, более того, был неописуемо рад, когда начальник доводил до слёз очередную начинающую журналистку («обрубал крылья» - так называлась эта унизительная процедура).
     Но и Паша недолго гоголем проходил по нашим узким коридорам. Ему попался сложный, но, к сожалению, очень важный клиент, который по идее должен был стать нашим спонсором. Но не стал. Я никогда не пытался вникнуть в наши «дипломатические игры». Вроде, как я слышал, Паша повёл себя очень некорректно: опоздал на встречу, слишком много смеялся и шутил. Спонсор подумал, что его воспринимают чересчур несерьёзно, поэтому переговоры свернул на первом этапе. А Пашке было всё равно, он уже был одной ногой на новой работе. А вот наш шеф вспылил и решил лишить его премии. Но не на того нарвался…
     Паша посоветовался со своими друзьями-юристами, собрал документы и направился в мировой суд. Тут наш «интеллигент» перепугался не на шутку. Ему стали мерещиться детективы, судебные приставы, он стал нас бояться, ведь у каждого была возможность подать на него в суд.
     Паша был милосерден. Он предложил окончить дело мировым соглашением: начальник возвращает ему премию и они забывают друг о друге, как о страшном сне. И все счастливы. В тот же день дело было закрыто…
     Но судов наш шеф боится до сих пор, поэтому чересчур явно Трудовой Кодекс не нарушает.
  - Хорошо. Я всё исправлю.
  - Даю тебе полдня! Не справишься – распрощаемся!
     В тот день мне пришлось задержаться, но мой материал (который откровенно говоря существенных изменений не претерпел) благополучно был сдан в набор. А через три дня я отбыл в отпуск, который впервые за много лет обещал стать особенным.

* * *

     Так уж получилось, что после смерти бабушки мне в наследство достался целый дом в деревне. Не надо мне завидовать и проклинать членов моей семьи, никаких особенных дивидендов мне это наследство не приносило. Дом был таким старым и находился так далеко от большого города, что продать его в первое время не представлялось возможным. Я попытался избавиться от него сразу, как только открылось наследство. Мне казалось, что установил справедливую, можно даже сказать, милосердную цену, но покупателей найти не удалось. Ни мои знакомые, ни знакомые моей жены не хотели связываться с халупой в дебрях Среднерусской возвышенности.
     Пробежало три месяца.  Приближался мой отпуск.
  - А, может, мы всё-таки съездим туда? Посмотрим на наше наследство, - как-то перед сном предложила мне жена.
  - Даже не знаю…. Я там так давно не был, да, и не горю особым желанием туда возвращаться.
  - Ну, надо же провести предпродажную подготовку. Вообрази себе, найдём мы кого-нибудь, повезём его туда документы оформлять, дверь откроем, а оттуда змеи поползут. Неужели ты думаешь, что такой дом кто-нибудь купит?
  - Мы и так его почти даром отдаём. Можно сказать подарок делаем, кусок земли продаём в экологически чистом районе! – возмутился я.
  - Милый! Это нужно сделать. Съездим хотя бы дня на три или четыре. Хотя бы просто приберёмся там. Обещаю, не буду заставлять тебя чего-нибудь строить или ломать. Просто приедем, пыль протрём, окна помоем, мусор со двора вынесем, фотографии сделаем и назад поедем.
  - А ребёнок?
  - С мамой оставим. За три дня ничего с ним не случится.
  - Ох… даже не знаю…. В принципе ты права…. Но мне так не хочется туда возвращаться, связываться со всем этим. Честно, если бы сейчас ко мне пришёл человек с сотней тысяч рублей в кармане, то я бы не раздумывая отдал бы ему ключи от домика.
  - Я понимаю тебя. Для этого нам нужно поехать туда.
     Мне сразу это место не понравилось. Я, наверное, отношусь к тому редкому типу людей, у которых слова «ностальгия», «воспоминание», «детство» не вызывают никаких нежных и трепетных чувств. Передо мной, как и на работе, стояла непростая задача, как можно скорее избавиться от этого проклятого дома. И, как и на работе, я был готов не ограничивать себя в выборе средств для достижения этой непростой цели.
     В первый день на нас глазели. Мы ведь с женой новенькие, городские, вроде как, гламурные, модные и современные. Ничего хорошего ждать от нас не стоит.  Да, старики и люди, чуть постарше меня узнали и признали. Да, был такой мальчик, время от времени сюда летом приезжал, на речку бегал, да яблоки в бабушкином саду трескал. Это, конечно, изрядно повеселило мою жену, но настроение моё в лучшую сторону не изменилось.
     Конечно, если взяться за этот дом всерьёз, то нам даже не хватит отпуска, работы там непочатый край. Последние годы жизни бабушка почти не вставала, поэтому две из четырёх комнат были закрыты на замок уже многие годы. Придомовой огородик почти полностью порос бурьяном, даже соседки-старушки были не в силах поддерживать его в надлежащем порядке. Мои родители частенько сюда приезжали, что-то покупали, что-то привозили, на что-то тратили, в том числе и мои деньги. Но я никогда не задавался вопросом, что здесь происходит, как и большинство россиян, которых не интересуют внутренние дела Австралии. Или, например, Монголии…
     Стоит сказать, что наши телодвижения не прошли незамеченными. Уже на второй день соседи, особенно у те, у кого были дети помоложе, начали предлагать свою помощь:
  - Вам с крышей помочь?
  - Да, нет, что вы! Мы с крышей точно ничего делать не будем!
  - Ну, хотя бы забор переделать.
  - Да, пусть стоит…
  - Что же вы хотите сделать с домом?
  - Продать.
  - Как продать?
  - Обыкновенно. Как и всё на свете продают.
  - Так ведь он же скоро развалится.
  - Ну, на дрова тогда его растащите…
  - Эх, - вздыхали старики.
     Через три дня всё было в принципе закончено. Но мы с женой так устали, что решили ещё денёк провести в нашем доме. Весна добралась и до этих отдалённых мест. Через вымытые окна свет проникал во все четыре комнаты (немного посовещавшись и позвав на всякий пожарный случай пятнадцатилетнего мальчишку, мы всё-таки вскрыли замки). Было тихо, пусто и немного холодно. Где-то неподалёку, под такими же старыми яблонями, как и у нас, сидела деревенская молодёжь. Кто-то рассказывал анекдот, мальчишки и девчонки почти непрерывно ржали. Вечером они жгли костры, пекли картошку, сидели до ночи, пока их не начинали звать родители, бабушки, дедушки. Лаяли собаки, пели и перешёптывались птички. В полях таяли остатки снега, весело бежали ручейки, кое-где образовывались временные пруды, заводи, запруды. Из-под прошлогодней листвы прорывались новые растения, новая жизнь, а в местах, где припекало особенно сильно, распустилась мать-и-мачеха. Соседский кот сидел на нашем покосившемся заборе и с любопытством смотрел на нас, на уставших городских жителей, которые были не в силах подняться с бабушкиного дивана и, которые время от времени забывались в коротком двух или трёхчасовом сне. Мы снова просыпались и наш безмолвный страж снова пристально следил за нами. Парни и девушки мирно спали в своих родимых домах…
     Да, и нам с женой спалось очень хорошо. В этом сне было, что-то новое. Вернее… даже не знаю, как объяснить. Казалось, что мы когда-то уже это переживали, может быть, очень давно, может быть, в прошлой жизни, но с нами это точно было. Я не могу это объяснить, но могу с полной уверенностью сказать, что это было хорошо.
     На следующее утро мы уехали. Но облегчения от сделанного мы не испытали. Наоборот, было как-то тяжело, во время обратного пути мы преимущественно молчали и смотрели в окно. Чем ближе мы приближались к городу, тем явственней проявляла себя весна, и тем хуже становился воздух…

* * *

     Незаметно пробежал отпуск. Начались серые и однообразные будни. Начальник матерился, я исправлялся, вроде как самосовершенствовался. Дважды в месяц приходило сообщение от Сбербанка. Зачисление зарплаты. Всё было стабильно. Даже покупатели на дом так и не находились. Да, и сказать по правде я уже не так активно их искал…. Более того, мне временами снился наш дом, соседский кот и смешливые деревенские ребята. В редкие минуты досуга я просматривал специализированные сайты: меня интересовало строительство, устройство дома, садоводство, законы о землеустройстве. Меня затягивало. Бывало, что дома в Интернете я находил тамошние панорамы: деревня зимой, река летом, лес осенью. И залипал. Бывало, что часа на два. Бывало, что жена заставала меня за этим занятием.
  - Знаешь, надо бы нам на майские в деревню съездить, - уложив ребёнка спать, предложил я жене.
  - Я тоже об этом думала.
  - Надо бы забор поставить, да, и с крышей чего-нибудь сделать. А то ведь и правда дом развалится. Надо ведь следить за своей собственностью. Её ведь можно и лишиться за ненадлежащий уход.
  - Да, ты прав. Я тоже об этом читала.
  - А что ты ещё читала?
  - Читала, что черёмуха оказывается очень полезное растение. Воздух очищает. Представляешь. А у нас в городе черёмуху днём с огнём не сыщешь!
  - Да, уж и не говори…
  - Я думала, что нужно садиком всерьёз там заняться. Представляешь, у нас будут свои яблоки, морковка, картошка, ягоды какие-нибудь! Не надо будет всякую гадость в магазинах покупать! Для дочки это будет так полезно. А то она так часто болеть стала.
  - Да, и в доме надо дыры разные заделать. Так хоть теплее будет. Хоть ребёнка можно будет привезти. А то в нашу последнюю ночь я порядком замёрз.
  - Я тоже…
  - Тогда в выходные по магазинам, дорогая?
  - По магазинам!
     В выходные мы истратили много. Даже очень много. Но, в отличие от большинства случаев, это были очень нужные и своевременные траты. Жена хорошенько оторвалась в отделе садоводства.  Мне казалось, что её покупки были намного тяжелее, нежели мои, хотя я купил инструменты, доски, шифер…
Конечно, мы с ней взяли ещё дополнительные дни отгулов. Конечно, мой начальник меня хорошенько обматерил.  Но…. Это всё благополучно забылось, когда наша гружёная под завязку машина, простоявшая четыре часа в пробках, благополучно выбралась на скоростное шоссе, а потом и в соседнюю область.
     Первом делом было приятно отметить, что нас снова вспомнили. Было приятно, что дом наш пусть и кривенько, но всё-таки стоит, и местная активная молодёжь с ним ничего плохого не сделала.
     На этот раз мы от помощи не отказывались. Во-первых, работы нам предстояло очень много, а времени, даже несмотря на отгулы, было у нас очень мало. Работать в три-четыре пары рук намного сподручнее и быстрее. А, во-вторых,  руки мои росли тогда не из того места, да, и голова соображала не так быстро и нестандартно, как требуется при любом строительстве или ремонте. Да, и в этих делах я тогда был полным профаном и толком не знал с какой стороны мне взяться за ремонт забора, за такое простое дело, которое по плечу любому деревенскому подростку. Они мне были даже не помощниками, а моими первыми учителями.
     Соседки же, да, можно сказать, все особи женского пола, что были поблизости, стали поучать мою жену премудростям садового дела. Совершенно бескорыстно, не принимая никакой платы (хотя жена моя очень настаивала и первое время злилась из-за того, что у неё никто не берёт денег) они несли в наш сад какие-то семена, луковицы, ростки, черенки. Мы даже и не представляли, что на белом свете существуют такие цветы, деревья, кустарники, овощные культуры. А они всё несли и несли. Показывали какие-то календари. Даже пытались объяснить мне устройство теплицы, говорили, что ничего сложного в ней нет и, что дня за два её можно поставить, даже место показали, где она раньше у бабушки стояла, но я только отмахнулся, не время ещё так застраиваться. Меня и жену всё ещё терзали сомнения:
  - Неужели вы всё-таки будете дом продавать? – интересовались мои новые друзья в наш последний день перед возвращением в город.
  - Посмотрим ещё, что да как…

* * *

     Ещё со студенческих лет мне хотелось заниматься чем-то своим, своим делом, своим бизнесом. Но преуспеть мне не удалось. Торговля часами, китайским нижним бельём и прочими безделушками прибыли особой не принесли. В лучшем случае удавалось покрыть свои текущие расходы. В совсем уж удачные дни удавалось сводить будущую свою жену на свидание. Но в восьмидесяти процентах случаев я терпел убытки. Через полгода мытарств я свой бизнес благополучно прикрыл, а то, что не удалось продать, раздарил своим друзьям и малознакомым приятелям из университета и фирмы, где я тогда подрабатывал курьером. С тех самых пор я больше в коммерцию не лез…
     Да, и, наверное, больше бы не полез. Вмешался Его Величество Случай. Очередной вызов к начальству. Очередной разнос. А в тот момент у меня было очень плохое настроение. Ребёнок заболел в очередной раз. Жена безвылазно сидела дома. Да, и она начинала грипповать. Вся эта ситуация напрягала и утомляла.
     Начальник снова начал орать. В этот раз совсем уж из-за ерунды. И тут меня прорвало. То, что я сдерживал в себе многие годы, то, что я боялся сказать даже шёпотом и наедине, вырвалось, как бешенный поток, который уже более не сдерживался плотиной. Шлюзы разорвало, машинное отделение затопило, а потом снесло к чёртовой матери. Если он ругался трёхэтажным матом, то я отвечал ему пятиэтажным, а, может, даже и десятиэтажным. Белый свет такого не видывал!
     Что сказать… на этом моя карьера в этом месте была закончена. Жена очень удивилась, что я пришёл с работы так рано. Потом разозлилась. Наверное, неделю у нас не получалось нормально поговорить. Она не требовала, чтобы я извинялся перед шефом, ибо она отлично знала, что это за человек. Не требовала, чтобы я тотчас нашёл работу. Она просто добивала меня молчанием. Уж лучше бы она пошла по пути моего шефа…
     И снова превратности судьбы! Внезапно объявился покупатель. Семья. Чуть постарше нас. Решили родителям на старости лет домик подарить. С одной стороны свежий воздух, тишина и покой, а  с другой у тех будет возможность пусть и не обременительно, но всё же трудиться в саду. Цена их напрягала, они думали, что на месте их ожидает подвох…. В наше время бросовым ценам уже никто не верит.
Хотя в чём-то они были правы. Да, их устроило состояние дома, сада, сами места им очень сильно понравились, и они уже, наверное, стали мечтать о том, как их старенькие родители будут сидеть на крылечке и пить чай долгими и тёплыми летними вечерами, но… в дело вмешалась моя жена.
  - Знаете, мы решили дом не продавать.
  - Мы можем дать больше… это не вопрос, - попытался исправить ситуацию мужчина.
  - Нет, дело не в деньгах. Мы так решили.
  - Тогда зачем мы сюда ехали, раз вы решили в последний момент отменить сделку?
  - Мы вам возместим все ваши расходы.
    Я давно уже свыкся с мыслью, что жена мудрее и продуманнее меня. И когда горе-покупатели обернулись, надеясь хоть в  моём лице найти поддержку против внезапно взбрыкнувшей жены, мне только и оставалось, что пожать плечами и промолчать. Мол, чего вы ко мне лезете, она всё решает.
  - Простите, - единственное, что я смог выдавить из себя.
    Они уехали. А мы остались здесь навсегда…

* * *

     Ещё совсем недавно мне казалось, что я читаю очень много. Две-три книги в месяц казались мне каким-то невероятным результатом. Особенно на фоне моих соседей и коллег, которые, если и брали какую-нибудь книжку в руки, то это обязательно был бульварный роман или детектив. А чаще всего они проводили свои вечера в обнимку с гаджетом, пересматривая очередной сезон очередного мистического или безбожно романтического сериала американского производства…
Но стоило нам переехать в деревню, стоило нам окунуться в круговерть всевозможных дел, стоило испытать на себе перебои не только с интернетом, но и просто со связью, как тут же читать я стал больше и лучше.
     Конечно, первые недели три было тяжело, рука нет-нет, да и тянулась к телефону, к приложениям, к бессмысленным перепискам  и видюшкам, но потом начало отпускать. Некогда стало. Или просто неинтересно.
     Я чувствовал, что умнею на глазах, чувствовал, что мне стало легче выразить свою мысль, неважно в письменной или устной форме. Информация, которую я впитывал из книг и старых научных журналов, которые я совершенно случайно нашёл на чердаке, не улетучивалась через полторы недели после прочтения, а откладывалась и, более того, я пытался вообразить, где я смогу применить только что полученные знания.
     Хотя вначале не обходилось без курьезов и разочарований. Всю жизнь мне внушали, что чем вещь дороже и красивее, тем она лучше и удобнее в использовании. Для меня это было такой же непогрешимой истиной, как примеры арифметики из курса начальной школы, где никто и никогда не подвергает сомнению, что два плюс два всегда равняется четырём.
     Мне нужно было обязательно купить самый дорогой и, как мне тогда казалось, самый крутой спиннинг, который можно было достать в округе, самые продвинутые и притягательные для речных монстров снасти. «Теперь вся рыба будет моей!» - торжествовал я, выходя из магазина в районном центре.
     Однако, из этой затеи ровным счётом ничего не вышло. Смысл от оборудования, если ты его не умеешь правильно использовать. Сколько грузил, сколько крючков и поплавков я оставил на ветках деревьев, нависавших над заводью, которую мне нахваливали местные! Сколько метров лески запуталось во всевозможных видимых и невидимых глазу корягах! Вместо рыбалки я занимался верхолазанием с элементами плавания. Слава богу, ветки были крепкие, а заводь не очень-то глубокой…
     Уже потом меня, как маленького мальчика, Михаил Петрович учил рыболовным приёмам. И если вы думаете, что ему для удачной поклёвки и больших уловов нужна была какая-та продвинутая техника, то вы глубоко ошибаетесь. «Рыбу можно поймать и на гвоздик, примотанный к резинке от трусов!» - говаривал он время от времени. Сила не в том, что у тебя в руках, а в том, что в голове.
     Именно смекалка и сообразительность помогают нам выходить из многих неприятных и, как кажется на первый взгляд, непреодолимых ситуаций. Необязательно тратить много денег и нервов, иногда лучше сделать паузу и хорошенько обдумать свой следующий шаг. Помнится, моя жена хотела завести клюкву и уже собиралась заказывать саженцы из какого-то хозяйства в соседней области.
  - Зачем покупать саженцы, когда их можно на болоте накопать?
  - А далеко идти?
  - Всего три километра!
     И уже вечером того же дня жена моя устраивала клюквенную плантацию на нашем дворе…

* * *

     Конечно же, к нам относились с определённой долей недоверия. Первое время, особенно молодые люди, люди средних лет, не очень-то верили в то, что мы добровольно покинули город и переехали  к ним на постоянное место жительства, пытаясь спастись от городской суеты. Им всё время чудилось, что за нами тянется какой-то криминальный шлейф, что мы совершили какое-то тяжкое преступление и теперь скрываемся в их глухих местах от правоохранительных органов.
     Первое время участковый чуть ли не ночевал у нас дома. Но, хочу сразу оговориться, это не воспринималось так остро, как если бы это происходило у нас в городе. Стоит сказать, что как только мы переехали в деревню, то стали спокойнее реагировать на очень многие вещи, перестали спорить, научились договариваться…
     Так вот, мы отлично понимали, почему участковый проявлял определённую обеспокоенность. Люди новые, городские, свалились, как снег на голову. Будь я на его месте, вёл бы себя аналогично. Поэтому мы старались вести себя максимально открыто и искренне, перед ним открывались двери всех комнат, подвалов и чердаков, отпирались чемоданы и сумки, преподносились документы. Через месяц, убедившись, что мы честные, пусть и странные люди, он от нас отстал, но убедил соседей в том, что нас не стоит бояться и сторониться. С этого момента жить стало намного легче и… веселее.
     Первыми после участкового нас на постоянной основе стали посещать соседские ребята. Особенно усердствовала Даша. Это была необычайно добрая, заботливая и талантливая девушка, которая в тот год оканчивала школу и готовилась к поступлению в институт, готовилась уезжать в Москву…. Внешне она ничем не выделялась, не могу назвать её дурной, но в свои семнадцать лет я бы не взглянул на неё, мне в её возрасте нравились девушки куда более… эффектные, как внешне, так и по характеру. Но стоит сказать, что Даша это та самая девушка, которой не надо набивать много шишек, она от природы наделена теми самыми качествами, к которым многие идут долгие-долгие годы. Она очаровывала и привлекала своей естественностью. В наше время это огромная редкость…
Даша нянчилась с нашей дочкой. Та воспринимала её, как старшую сестру и самую близкую подружку. Уходя из дома по делам, мы были полностью уверены, что наш ребёнок в полной безопасности: он будет весел, будет накормлен и уложен спать. Даша всё делала чётко, и как бы сильно не любила нашу Ксюшу, послаблений ей не давала.
     Иногда вместе с Дашей к нам приходил её… типа молодой человек, Артём. Даша не отвечала ему взаимностью, но он всё равно продолжал за ней волочиться и, удивительное дело, ни один другой парень не оспаривал его право  на эту девушку.
     И частенько мы с ним говорили о Городе, о будущей жизни, о карьере:
  - Не понимаю, зачем вы в эту дыру припёрлись?
  - Почему дыра?
  - Потому что здесь жизни нет! Здесь денег нет!
  - А где, по-твоему, жизнь кипит?
  - Конечно, в городе!  - озарился Артём,- Там клубы, там деньги, там работа, - он немного замялся, а потом добавил, - там девушки…
  - А как же Даша? – шёпотом поинтересовался я. Она в соседней комнате возилась с Ксюшей.
  - Ну, Даша это не то…. Она какая-та слишком правильная…
  - Это плохо?
  - Для прошлого века нет…
  - А зачем же ты за ней тогда бегаешь?
  - Ну, у меня же должен кто-то быть… а то пацаны засмеют.
  - А раз ты в город собрался, то не всё ли равно тебе на мнение пацанов?
  - Ну, пока-то я здесь…. Зачем вы сюда приехали? – решил он перевести тему.
  - Посмотри на меня внимательно. У меня сколиоз, посажено зрение, временами болит сердце, спина, руки и ноги. Раньше у меня чуть ли не ежедневно болела голова, была расшатана нервная система. Учти, мне всего тридцать два, и я не работал в шахте и даже не воевал. Весь это «букет» я заработал, просиживая штаны в редакции газеты и выслушивая поток однообразных и ежедневных, скажем так, замечаний от своего шефа.
  - А платили много?
  - На жизнь хватало. Хватало на летний отдых. Даже хватило на машину и всевозможные гаджеты.
  - Так это же клёво! Я об этом и мечтаю!
  - И тебя не смущают мои слова и перспективы, которые я тебе обрисовал?
  - Нисколько!
  - Не пугают кредиты?
  - Нет!
  - То есть ты считаешь, что это то, что тебе нужно от жизни?
  - Да! А что нужно от жизни вам, что вы нашли  в этой дыре?
  - Тишину нашёл, нашёл умиротворение, Думаю, что и счастье где-то на подходе…
  - Да, ну…
     Я не стал с ним спорить дальше. В конце концов, в семнадцать лет мы все мыслили примерно так же, как и Артём. Конечно, было печально, что он воспринимает Дашу, как временный этап в своей жизни, но я был уверен, что она без Артёма не пропадёт. Даже наоборот, мне кажется, что лет через десять он будет просить её об аудиенции. И вот тогда станет печально, время впереди, которого он всегда пытался бежать уже невозможно будет догнать и всё переиграть по-своему.

* * *

     Как бы я ненавидел и презирал деньги, но даже вдалеке от города без них прожить нельзя. Да, и душа моя томилась без какого-либо дела и требовала, чтобы я увлёкся чем-нибудь новым и всё-таки воплотил свою давнюю мечту о собственном деле.
     Надо сказать, что я не придумал ничего лучше, кроме как выращивать экологически чистые продукты. Во-первых, наши дорогие горожане, стеснённые жилищным кризисом и задавленные отравленной природой, нуждаются в  чём-то свежем и полезном. А, во-вторых, это дело в любом случае, даже при самой минимальной прибыльности, не позволит семье моей голодать.
     К любым новым и необычным проектам, особенно, если их начинают реализовывать горожане, в деревне всегда отнесутся с недоверием. Тем более они отлично помнят, как лет пятнадцать назад в соседнем селе появился весьма амбициозный и красноречивый молодой человек. Выступал он «не хуже дедушки Ленина на демонстрации», так всем мозги запудрил, так все поверили в скорое и светлое будущее, что буквально за полтора месяца он внезапно сделался владельцем огромных земельных угодий на месте которых он клятвенно обещался устроить какой-то суперсовременный агрокомплекс взамен канувшего в Лету колхоза, дававшего в своё время работу местным жителям.
     Люди ждали год, люди ждали два. Каково же было их удивления, когда вместо коровников, конюшен, гаражей, пашен и пастбищ стали вырастать коттеджи и дачные домики (для тех, кто победнее). Вместо работы они получили вечную головную боль в виде дачников, слетавшихся сюда на выходные, словно саранча.
Поэтому мне пришлось обивать пороги кабинетов местных чиновников, пытаясь выбить себе хоть какой-то клочок земли для строительство. Я не обещал им появления агрокомплекса. Убеждал их в том, что все расходы на рекультивацию земли, на строительство я беру на себя. Предоставлял им банковские гарантии. Боже, сколько писем я им написал ради того, чтобы, в конце концов, через полтора года просьба моя была, наконец удовлетворена и мне дали в пользование какие-то заболоченные земли. Но я был и этому несказанно рад!
     Надо ли говорить о том, что все эти полтора года я испытывал нужду, мы залезли в долги и, как это не стыдно признавать, наши престарелые родители содержали нашу семью. Если бы не жена… наверное, я бы оступился, и мы бы скорее всего вернулись в город и всё бы вернулось на круги своя только ещё в более худшем варианте…
     Дело моё только начинается. Конечно, объемы его невелики, но есть перспективы. Это невероятно мотивирует. Я жду, когда Даша окончит университет, умная и талантливая молодёжь мне очень нужна, тем более местная.
     Не скажу, что мне живётся легко, и я с упоением пишу вирши, как в своё время делал один некрасовский герой. Да, и дело, в общем-то, не в этом. Самое главное, что я свободен, не унижен и не оскорблён. Конечно, я не могу позволить себе многих вещей, о которых с упоением любил рассказывать Артём. Конечно, мои одноклассники и одногруппники уже успели построить куда-более успешные карьеры, нежели я, стали какими-то топ-менеджерами и замами, но не знаю, могут ли они с таким же упоением радоваться тому, что они имеют сегодня и сейчас.
     Я не считаю нужным обсуждать и осуждать выбор, которые сделали другие люди. Я выбрал свободу, кто-то выбирает благосостояние. В конце концов, большие деньги сильно развязывают руки. Это тоже своего рода свобода. Бог им судья! Проблема нашего общества не в деньгах и даже не в их отсутствии: чаще всего мы живём не своей жизнью, играем не свою роль, мы стараемся поступать так, как все, боимся выделиться из общей массы. Кто-то понимает это раньше, кто-то позже, кто-то бегает от этого умозаключения всю свою жизнь, а кто-то не придёт к истине никогда…
     Да, я не богат, не современен и не моден, зато я, как мне кажется, свободен и счастлив. Согласитесь, ведь это именно то, к чему мы должны стремиться. Если хотите, идите вместе со мной, а если нет, то прокладывайте собственный путь. В любом случае вы будете правы, потому что это ваша жизнь!