Анна и король. История Анны Болейн

Евгения Торпачева
Удивительно, как многого историки не знают о женщине, перевернувшей историю Англии. Даже с датой рождения определиться не могут – Анна предположительно родилась между 1501 и 1507. Относительно внешности тоже спорят и спорят, обращаясь к многочисленным противоречивым свидетельствам современников. Одно можно сказать определенно: эта женщина никого не оставляла равнодушным – ее либо обожали либо ненавидели. Это ли не признак сильной личности?

La petite Boulin

Именно так называла малышку Болейн Маргарита Австрийская, которая была очарована талантами своей юной фрейлины. Анна вместе с сестрой Марией оказались в Брюсселе благодаря отцу, Томасу Болейну, который  находился там с дипломатической миссией.
Видя успех дочерей, Томас посылает их в Париж. Там фрейлины Болейн проявляют себя по-разному: Анна совершенствуется во французском языке, музыке, моде, танцах…Ну да, искусство флирта тоже постигает, как же без него при французском дворе? Но если Анна флиртом и ограничилась, Мария пустилась во все тяжкие: своими многочисленными романами девушка снискала себе славу великосветской проститутки.  У нее даже были отношения с королем Франции Франциском Первым! Монарх позже отзывался о фаворитке как «о большой любительнице приключений, самой бесстыжей из всех».

Что и говорить, сестры выросли очень разными. Мария была очаровательной хохотушкой, предпочитающей жить здесь и сейчас. Анна же была другой – в красоте сестре она явно уступала, зато превосходила в обаянии, утонченности и интеллекте. Типаж Анны просто опередил время: сейчас эта тоненькая темноволосая девушка с оливковым цветом лица покоряла бы подиумы, тогда же в моде были барышни белокожие, светловолосые, пышные. Удивительно, как обладая такой «немодной» внешностью, Анна Болейн всегда умудрялась окружать себя множеством поклонников.

Все или ничего

Отношения с Францией стали прохладными, сестер отзывают домой. Благодаря папе девушки попадают ко двору Генриха 8. Тот, как известно, был любителем слабого пола. Собственная законная супруга уже давно надоела Генриху. Катерина Арагонская вообще-то предназначалась его старшему брату, Артуру, за которого ее и выдали. Но юный король скончался, по клятвенным заверениям Катерины, так и не посягнув на ее честь. Вернее, посягнуть-то он пытался, но, видимо, что-то ввиду юного возраста не задалось. Правда, признаться мальчишке в этом было стыдно, поэтому утром он громко заявлял придворным «Сегодня ночью я побывал в Испании» (фраза хвастливого юнца впоследствии сыграет ключевую роль в бракоразводном процессе). Однако королева клялась и божилась, что девственна, соглашалась даже на осмотр врача. Катерине поверили на слово, ну а чтоб добру не пропадать решили подсуетить ее младшенькому, Генриху. Тот, в общем, был не против, в молодости Катерина была хороша. Но годы взяли свое, кроме того испанка так и не произвела королю наследника. Нет, она честно старалась, беременела регулярно, но все заканчивалось либо выкидышем, либо смертью младенца. У них была дочь – Мария, но кому в то время нужна была дочь…

В общем, Генрих к Катерине в опочивальню дорогу давно забыл и вовсю развлекался с хорошенькими фрейлинами. Под руку ему подвернулась и Мария Болейн – ей не впервой было согревать королевскую постель.
Как-то на празднике Генрих обратил внимание на прекрасную незнакомку – это была Анна. Девушка подняла на короля темные глаза – и Генрих понял, что покорен.
Амбициозная Анна не хотела идти по стопам сестры. «Все или ничего!» -- решила она. Подарки короля возвращались, на восторженные письма с признаниями в любви приходил неизменный целомудренный ответ…

«Я никогда не буду Вашей любовницей, -- доходчиво объяснила она королю. – Я люблю Вас, но полностью стать Вашей смогу лишь в статусе жены».
Генрих, наверное, малость опешил от такой наглости (это при живой-то королеве!), но призадумался. Недоступность Анны возбуждала его страсть еще больше, а старая жена надоела хуже горькой редьки. Нужен был развод!

Анна на тысячу дней

Развод короля был целой эпопеей. Католическая церковь высказала Генриху свое «фи». Дескать, Катерина – твоя законная жена, нечего нам лапшу на уши про брата вешать, тема закрыта, с приветом от Папы…Дело в том, что Генрих главным козырем выбрал незаконность их с Катериной связи, мол в Библии сказано, что взять жену брата – преступление, детей у такой пары не будет. Но Папа уперся, Генрих тоже уперся, а Анна в свою очередь уперлась  по поводу «ни-ни» до свадьбы. Проникновенно глядя Генриху в глаза, она убеждала его, что он глава страны и глава церкви, Рим не смеет диктовать Англии свою волю. Генрих позволил себя убедить, что он «самый-самый», порвал с Папой и Римом и стал главой англиканской церкви. Правда, дело затянулось на 7 лет – терпению Анны можно только позавидовать. Но, наконец, брак с Катериной был аннулирован, а ликующий король смог обручиться с дражайшей Анной.
 
Они получили, что хотели. Анна стала королевой, Генрих был допущен к телу. Хэппи энд? Не совсем. Ребром стоял вопрос о наследнике, заклинило на этом короля. Анна не растерялась, быстро забеременела, но родила как назло девочку. То, что Елизавете предстоит стать величайшей королевой, чье правление назовут «Золотым Веком», ее папа не знал, расстроился бедняга страшно. Скрипнул зубами, но пошел поздравлять жену, которая клялась, что уж в следующий раз точно будет мальчик.
Вместо мальчика пара получила два выкидыша (которые вероятнее всего были спровоцированы переживаниями Анны за короля, получившего в то время травму). В общем, обстановка накалилась, а тут еще королю часто стала подворачиваться миленькая фрейлина Джейн Сеймур…

Генрих устал от жены. По наущению придворных советчиков, давно нашептывающих ему гадости про королеву, фабрикуется дело об измене. Анну, пробывшую королевой лишь тысячу дней, обвиняют в отношениях с 5 мужчинами, включая родного брата. Что чушь это была полная, понимали все, но, помилуйте, господа, кому нужна правда в политике?

Всех осужденных приговаривают к смертной казни. В виде последней милости костер для Анны был заменен на отсечение головы. Специально для бывшей королевы из Франции прибывает искусный палач. Смерть этой женщины была быстрой и элегантной – все было решено одним взмахом меча, она даже не успела почувствовать боли.
Когда к власти пришла ее дочь, Анна была реабилитирована. Ее объявили мученицей и символом Реформации. Кстати, Анна действительно была религиозна, занималась благотворительностью, продвигала образование. Но в историю все-таки вошла как женщина, изменившая Англию одним коротким словом – «нет».