За минуту до человека

Анастасия Героева
За минуту до человека

Вчера я увидела шимпанзе.
Это было в зоопарке. Отдельное здание отведено под выставку экзотических птиц и животных. Коридор, и вдоль него - комнатки - вальеры за стеклом. Это был коридор обезьян.
Милые малыши размером с ладошку, кривляки - мартышки, задумчивый павиан. Последний задумчиво сидел на деревянной конструкции и смотрел куда-то вдаль. Изредка переводил взгляд на глазеющих людей, и снова, казалось, возвращался в свои мысли.
Затем еще пара обезьянок, а потом пустой вольер, и еще один, а в третьем окна закрыты жалюзи. И там, в закрытом вольере через стенку соседнего я увидела большой темный силуэт. Это был шимпанзе.
Это существо покрыто темной шерстью, но не полностью. Грудь, руки были с редким волосяным покровом, а ладони и стопы вообще без волос.
Он вышел на четвереньках из закрытого вольера, который служил им с подругой домом.
Шимпанзе встал на задние ноги, а руками взялся на конструкции из труб, которые были устроены в вольере для лазанья обезьян. И стал подтягиваться. Мышцы сокращались, ладони обхватывали трубу. Сложно было уложить в голове то, что я видела. Это был человек. Размеренно, планомерно он выполнял действия. Пару раз подтянулся, перелез в другое положение, прошел по трубе. Пока он подтягивался, я видела, что он держит нас в своём внимании, периодически смотрел на нас.
Затем появился второй житель этого вольера. Потом я узнала, что это женская особь.
Она подошла к стеклу и стала смотреть на меня. Я изучала её, она изучала меня. Я изучала её, она рассматривала меня и несколько человек, которые уже собрались рядом.
Она просто стояла на четвереньках, и смотрела на нас. Привставала, повисала на трубе и смотрела на нас. Рассматривала важдого, переводя взгляд с одного на другого и обратно много раз. Казалось, что она смотрит внимательно и с сожалением.
Она не бегала, не упражнялась. Она смотрела на каждого, слегка прогуливаясь перед стеклом.
Затем она отвернулась и не быстро пошла в сторону противоположного окна, полностью закрытого толстыми прутьями решетки. Затем она взялась двумя руками за решетку, обернулась на нас еще раз.
Вдруг дёрнула руками решетку, тряхнула её. И затем яростно стала трясти её с нечеловеческой силой и грохотом, изо всех сил стучать по ней ногами. Потом она в едином порыве развернулась, прыгнула на трубы в центре комнаты и скакнула всем весом на стекло, отделяющее зрителей.

Затем она стала ходить из стороны в сторону. Пришла работница зоопарка, подошла и прислонила ладонь к стеклу. Обезьяна подошла к стеклу, тоже прислонила руку к стеклу. Успокоилась. Будто улыбнулась..

В природе эти обезьяны живут общинами. Радуются друг другу - обнимаются и целуются.
Шимпанзе используют орудия труда - камни для того, чтобы раскалывать орехи, палочки, чтобы добывать муравьев из стволов деревьев. Используют хворост для защиты стоп от шипов. Лидером у них становится не самый сильный, а самый умный и волевой.
Встреча с этими существами меня поразила.
Удивительно было вступить в контакт с такими похожим на нас созданиями, посмотреть им в глаза.
Увидеть чувства и эмоции такие же, как у нас - любовь, внимание, раздражение, ярость. Удивительно, что на Земле есть кто -то почти такой же, как мы. Буквально за минуту до человеческого образа...