730 Первый выход БПК Свирепый в море 14 08 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 730. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Первый выход БПК "Свирепый" в Балтийское море. 14.08.1972 года.

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. Первый в истории БПК «Свирепый» выход в море. Рулевой, матрос Александр Суворов за штурвалом рулевой колонки «Альбатрос 22-11» во время ЗХИ – заводских ходовых испытаний БПК «Свирепый» в Балтийском море. Кстати, с этой фотографии я рисовал сам на себя шаржи в нашу корабельную сатирически-юмористическую стенгазету «Ну, погоди!». 14-28.08.1972.


В предыдущем:

Весь путь из Калининграда в Балтийск за рулём в ходовой рубке стоял командир отделения рулевых, старшина 1 статьи Александр Кузнецов. Когда мы выходили из Балтийска и вышли в море, то по расписанию смены вахт за штурвалом стоял я. Вот как эти события были отражены в письме родителям…

- Здравствуйте дорогие мои, мама и папа! С горячим морским, только что проветренным свежим 7-ми бальным юго-восточным ветром-приветом к Вам ваш сын Саша, то бишь, я. Ну, начну с того, что сообщу, как вы уже догадались, - мы в МОРЕ!!!

- Только что пришли (из Калининграда – автор) и стали здесь в старом Балтийске. Всё знакомо, всё так же, как 5 месяцев назад. Только кое-что изменилось, но как всё в нашей стране – к лучшему.

- Настроение праздничное, ведь впервые наш корабль выходит в море. Командир корабля торжественно поздравил экипаж с первым выходом корабля в море, а я, сидя на боевом посту (в румпельном отделении – автор), слушал и поздравлял (мысленно – автор) всех товарищей.

В первый же день выхода в море Балтика встретила нас ощутимой качкой, сильным волнением и свежим ветром (7 баллов). При этом небо было в клочьях облаков, которые неслись с ужасающей скоростью и облик облачного неба менялся каждую секунду, выстраивая замечательные чётко и контрастно высвеченные облачные картины.

В первый же день команда наладчиков вместе с флагманскими специалистами проверяла работу всех машин и механизмов ГЭУ (главной энергетической установки). Турбины пробовали на разных режимах, оборотах, на холостом и рабочем ходу и т.д. Одновременно проверялась работа всех корабельных систем и первые же часы пребывания БПК «Свирепый» в море выявили «кучу» недостатков, проблем и неисправностей.

Вскоре в отсеках машинных отделениях, несмотря на довольно ощутимую ударную болтанку, возникла привычная горячая и насыщенная атмосфера матерного разбирательства с вечными вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Я стоял «на руле» за штурвалом рулевой колонки «Альбатрос 22-11», старался держать корабль, который шёл на малом ходу, против ветра и волны и слушал доклады с боевых постов, от которых командир корабля и все высшие офицеры на ходовом мостике всё мрачнели и мрачнели…

Что же делать? Даже в сказках у сказочных героев ничего сразу и без помех не получается. «Ничего, всё будет нормально, мы справимся со всеми недостатками и огрехами, главное желать этого, не бояться и делать» - так сказал наш командир корабля по КГС (корабельной громкоговорящей связи) и началась нормальная работа по программе заводских ходовых испытаний (ЗХИ).

С этого дня и всю первую неделю на корабле было около 350 человек экипажа, заводской сдаточной команды, представителей военной приёмки, Балтийского флота и так называемых «смежников», то есть представителей контрагентов, которых срочно вызывали в Балтийск. Практически ежедневно БПК «Свирепый» выходил в море и возвращался в Балтийск, так что волей-неволей наша швартовная команда и вахтенные офицеры так научились швартоваться, что просто подходили носом к пирсу, сами сверху набрасывали на пал кольцо швартовов, а потом, отрабатывая машинами и винтами, мягко и вплотную прижимались бортом и кормой к причальной стенке. Зачастую швартоваться приходилось уже в глубокой темноте начала ночи…

По программе и по ходу заводских ходовых испытаний БПК «Свирепый» десятки раз выходил в море в разные районы Балтийского моря и таким образом провёл в море более 60 суток. Командование ДКБФ не торопилось принять наш корабль с недоделками и недостатками, потому что на БПК «Свирепый», на наш экипаж и на нашего командира корабля, капитана 3 ранга Е.П. Назарова был «особый расчёт» - нас хотели изначально сделать «дежурным боевым кораблём ВМБ Балтийск».

Кстати, 14 августа 1972 года погода была отличная, настоящая морская, с ветерком, облаками и волнением, но относительно тёплая: с утра 9,9°С тепла, днём - 17,7°С, в полдень – 24,8°С и без осадков. На следующий день температура воздуха повысилась до 29,2°С, в среду 16 августа 1972 года – до 29°С, а в четверг 17 августа 1972 года принёсся фронт мощного циклона, начался мокрый дождь с ветром (10 мм осадков).

Что значит 10 мм осадков? Для площади, равной 1 кв. м 10 мм осадков означает 10 000 см3, то есть 10 литров воды (один обрез или ведро). Для площади, равной 100 кв. м, 10 мм осадков означает 1000 литров, для площади, например, 600 кв. м это уже 6 тонн воды, а для площади верхней палубы и надстроек корабля пр.1135, вероятно, счёт уже идет на сотни тонн воды, которая не просто падает с неба, а с силой капель «водяной шрапнели» несётся по ветру…

Кстати, дождь и шторма августовского атлантического циклона будут идти с 17 по 28 августа, то есть все дни и недели программы ЗХИ – заводских ходовых испытаний БПК «Свирепый», так что для экипажа корабля это было дополнительное испытание.