Что такое опыт?

Алексей Ратушный
Партии были сыграны на разных ресурсах.
Первая по времени на ЧессСамаре.ру, вторая на Личесс.орг.
В обеих я играл чёрными с сильными партнёрами.
Дебютные построения были различными: новоиндийская защита в первой и гамбит Энглунда во второй.

В первой я мог на двадцатом ходу поставить этот мат, но толком не успел разглядеть его  - тем более, что мой партнёр сдался! - и только анализируя сыгранную партию нашёл этот кратчайший изящный путь к победе.
Зато найдя однажды этот механизм во второй партии «распознал» структуру и на двадцатом ходу такой мат поставил, причём ставил его осмысленно, создав сначала угрозу этого финала.
Мой партнёр угрозы не разглядел и мат случился!
Сразу отмечу, что мат этот  отнюдь не «стандартный».
И то, что он встретился в разных партиях, у разных партнёров говорит о том, что имеются какие-то внутренние логики и мотивации, которые разных людей привели к одинаковому финалу.
Понятно, что мной двигали одни и те же логики и идеи.

Так что позволило мозгу «распознать» позицию?
Совпадающие на сто процентов элементы позиций показаны на центральной диаграмме. Понятно, что в первую очередь нас интересует конфигурация фигур около атакуемого короля.
И здесь обращают на себя внимание три основных элемента:
Ладья на b1, конь на d2, при короле на c1.
Важно и то, что оба раза конь ставит мат с пункта a2.
Какую-то вспомогательную роль могут сыграть и одинаково расположенные пешки, поскольку шахматист придаёт большое значение в первую очередь именно пешечным структурам.

При молниеносной игре именно «опыт» играющего имеет первостепенное значение. Он позволяет по нескольким элементам распознавать контуры конкретных расстановок. И уже решение «вытаскивается» не из расчёта а из долговременной памяти. Большинство моих оппонентов не имеют такого колоссального опыта решения и составления шахматных задач.
Собственно моя победа в «Сеансе Ферзьбери» была во многом обеспечена именно этим типом работы.
Тогда на Всесоюзном уровне мне удалось опередить 686 конкурентов!
Любопытно, что так активно решать задачи меня принудили многочисленные воспаления легких в детстве.
То есть на интуитивном уровне я использовал себе во благо ситуацию крайне неблагоприятную!
Вообще я полагаю, что исследования мышления шахматиста за партией, особенно в условиях острого дефицита времени на принятие решений – один из магистральных путей познания тайн нашего мышления.
Материала разнообразнейшего здесь невероятно много.

Официальный протокол Первой партии

Antariell (1575) - surmico (1498)
№ игры: 48212822
Пуля: 2м/игра +1с/ход
Играна 18 марта 2017 года

Дебют: A15. English, 1...Nf6 (Anglo-Indian defense)

1. c4 Nf6 2. b3 Nc6 3. Bb2 g6 4. Nf3 Bg7 5. g3 d6 6. Bg2 O-O 7. d4 e5 8. dxe5 dxe5 9. Qxd8 Rxd8 10. Nxe5 Nb4 11. Na3 Re8 12. Nf3 Nd3+ 13. Kd2 Nxb2 14. Rab1 Ne4+ 15. Kc2 Nxf2 16. Rhf1 Rxe2+ 17. Nd2 Bf5+