729 Переход в Балтийск 14 08 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 729. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Переход в Балтийск. 14.08.1972 года.

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Письмо родителям, которое я начал писать ещё в понедельник 14 августа 1972 года, в день первого выхода БПК «Свирепый» в Балтийское море, а закончил второпях 07 сентября 19672 года опять перед выходом в море. Во время заводских ходовых испытаний (ЗХИ), которые продлились ровно 2 недели (14-28.08.1972), мы практически ежедневно на день-два выходили в море. На фотоснимках: Первый командир отделения рулевых, страшина 1 статьи Александр Кузнецов (осенний ДМБовский годок, период службы 1969-1972). На заднем фоне в «адмиральском кресле» командиры и офицеры штаба 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ. Рулевой, матрос Александр Суворов в районе своего «боевого поста» - румпельного отделения (крышка люка в румпельное отделение прямо перед закрытым лючком с тенью – автор). Первый в истории БПК «Свирепый» выход в море. 14.08.1972.

В предыдущем:

Все недели подготовки БПК «Свирепый» к выходу в море на заводские ходовые испытания (ЗХИ) я мечтал только об одном – выспаться всласть без подъёма, без побудок, без приборок, без завтраков, обедов и ужинов. Только спать, спать и спать, усмиряя и ублажая тихими жалобными стонами боль в мышцах и суставах, при этом имея только одно громадное желание – забыться, отрешиться от всего и «заснуть навеки».

Правда, во сне ко мне обычно приходила не моя красивая Фея красоты и страсти, а мой далёкий друг из деревни Дальнее Русаново дед «Календарь» в образе нашего старпома, капитан-лейтенанта А.А. Сальникова…

В понедельник 14 августа 1972 года, приняв на борт корабля большую группу заводских специалистов-наладчиков, БПК «Свирепый» буксирами был выведен из акватории СБР (стенда безобмотосчного размагничивания) Калининградского ПСЗ «Янтарь» и направился вниз по течению реки Преголя строго на запад в сторону выхода в открытое Балтийское море, в Военно-морскую базу Балтийск.

Конечно, мы все воспринимали этот выход на заводские ходовые испытания (ЗХИ) как праздник, как завершение труднейшего подготовительного периода изучения и освоения корабля, его достройки, насыщения оборудованием и пробных швартовных испытаний. Нам всем казалось, что вот сейчас начнётся настоящая морская вольная жизнь и морские приключения…

Во время перехода узостями Калининградского морского канала я сидел в своём румпельном отделении, вдыхал масляные испарения работающей рулевой машины, слушал гудение электромоторов и масляных насосов, привыкал к обстановке и обустраивал своё рабочее место рулевого в румпельном отделении.

Время от времени я поднимался по вертикальному трапу и высовывался из люка румпельного отделения ровно настолько, чтобы увидеть, что творится вокруг и в то же время услышать, как и когда зазвонит моё взрывобезопасный корабельный телефон либо рулевой телеграф и мне поступит команда перейти на запасной руль-штурвал.

Когда мне становилось грустно и скучно от одиночества и неизвестности, я начинал драить асидолом все медные и латунные таблички, ручки, циферблаты, поручни и корпуса приборов.

Кто-то из работников Калининградского завода ПСЗ «Янтарь» оставил остроумные хулиганские надписи в укромных местах румпельного отделения, особенно в тех уголках, в которых удобно было «шхериться», то есть прятаться, спать, лёжа либо на голой крашеной палубе, либо на какой-нибудь подстилке из ветоши.

Эти нацарапанные надписи помогли мне освоиться в румпельном отделении так, что я вскоре оценил приспособленческую находчивость работников завода, а также подивился чьему-то мастерству, с которым он (или они) оформили рабочее место рулевого на запасном рулевом устройстве.

Штурвал был небольшой, но классический, то есть в виде колеса из древесины дуба со спицами и островерхими ручками. Штурвал был в несколько слоёв покрашен корабельным водостойким лаком, лдегко или тяжело ходил вправо-влево (в заивисимости от режиа управления рулевой машиной – автор) и был очень ладен к моим рукам.

Манометры, трубопроводы, арматура, карманы для градусников, корпуса и ручки рулевого телеграфа, креномер, репитеры гирокомпаса и магнитного компаса – всё было оформлено в стиле «старины», даже медные или латунные таблички были не только простые прямоугольные, а с изгибом…

Мне очень понравилось моё рабочее место на боевом посту в румпельном отделении. Я с удовольствием чистил и драил буквально всё, что здесь было – своё заведование и заведование «маслопупов» (БЧ-5).

Вскоре после выхода БПК «Свирепый» из акватории завода «Янтарь», я уже настолько освоился с работающей рулевой электрогидравлической машиной, что общался и разговаривал с ней, как с живым существом. Единственное, что мешало моему удовольствию и «моряцкому счастью» - это удушливый запах и атмосфера румпельного отделения… здесь всё мгновенно пропитывалось масляными парами…

Люк румпельного отделения находится на кораблях пр.1135 на корме по правому борту, поэтому я мог видеть всё, что было справа по ходу корабля. Так мы прошли берег посёлка Прегольский и его Правую набережную, густые лесные заросли форта №7 «Герцог фон Хольштайн», потом вошли в пролив между берегом и каким-то островком с низкими травянистыми берегами, потом справа показались какие-то огромные баки для нефти или горючего («Балттехпром» – автор), а потом ко мне пришли «маслопупы» - мичман и матрос…

Они бегло посмотрели румпельное отделение, спросили меня, кто так всё вычистил и «отдраил медяшку», с недоверчивым удивлением посмотрели на меня и покрутили пальцами у висков, а потом они стояли на корме, курили, а я «торчал» головой из люка в румпельное отделение и мичман рассказывал нам, где мы «плывём»…

Прямо на оконечности мыса-берега расположился СПК Рыболовецкий колхоз «За Родину», а за ним посёлок-городок «Взморье». Потом мы прошли мимо какого-то огромного порта-предприятия с большими корпусами, баками для нефти, причалами и пристанями, выступающими далеко в акваторию канала.

Потом рулевая машина заработала активнее, мы повернули налево и вошли в настоящую «узость» Калининградского морского канала. По правому борту открылся прибрежный посёлок «Светлый». Здесь канал был настолько узким, что мне казалось, будто мы цепляемся корпусом и бортами за его берега. Но узкий канал закончился выходом в широкую акваторию бухты «Приморская», это было уже почти как море, только тихое-тихое, гладкое и ровное…

Потом снова показались низкие берега каких-то песчаных островков, и мы вошли в узкий канал, ведущий прямо в гавань ВМБ Балтийск. Справа показались длинные выступающие перпендикулярно от берега дамбы причалов, скопище каких-то ржавых кораблей (Кладбище военных кораблей и Севастопольская гавань – автор).

Потом я увидел странное поле берега, на котором ровными рядами грудились обломки и обрезки корпусов кораблей. Потом на берегу показался паромный причал, к которому подходили железнодорожные пути, а потом я увидел знакомые плоские площадки для выхода на берег военных кораблей на воздушной подушке.

Всё, - это уже ВМБ Балтийск, наш база, наш дом…

БПК «Свирепый» и буксиры, которые нас вели, завернули направо и вошли в Военную гавань ВМБ Балтийск. Впереди открылся вид на причалы, у которых стояли боевые корабли. В центре военной гавани ВМБ Балтийск прямоугольным полуостровом выступал средний комплекс причалов – здесь располагался базовый клуб, штаб, службы, футбольное поле.

С некоторыми неприятными моментами под нервным руководством старпома, капитан-лейтенанта А.А. Сальникова, БПК «Свирепый» причалил к пирсу и буксиры ушли. Корабль тут же подключили к инженерным системам, началась погрузка на корабль всего того, что было необходимо для пребывания в море…

За 2-3 часа всё нужное было загружено на корабль, за это время на борт взошли флагманские специалисты, командиры и штабные офицеры 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ. После этого, уже самостоятельно звеня на высокой ноте новенькими турбинами, БПК «Свирепый» впервые взбудоражил винтами воду у причалов, обогнул «гнутые» молы, защищавшие вход в гавань №1 Балтийска, проследовал мимо Морской набережной, маяка и крепости «Пиллау» и, оставляя слева Южный мол, а справа Северный мол, вышел в широкий просторный Гданьский залив Балтийского моря.

Свершилось! БПК «Свирепый» впервые вышел в море!

Весь путь из Калининграда в Балтийск за рулём в ходовой рубке стоял командир отделения рулевых, сатршина 1 статьи Александр Кузнецов. Когда мы выходили из Балтийска и вышли в море, то по расписанию смены вахт за штурвалом стоял я. На фотоиллюстрации две фотографии этого памятного дня – Сашка Кузнецов за штурвалом, я на корме в районе румпельного отделения БПК «Свирепый» и моё письмо родителям.