Жаркое лето 56-го

Иракли Ходжашвили
Жаркое  лето   56-го 
 
 Было это, кажется, в 56 году, когда маме удалось достать для меня путевки в пионерский  лагерь и она решила не отправлять меня тем  летом к папе в Туапсе.
    Насколько  я  помню,   мама  всегда  работала  одновременно  в  двух  местах.  Собственно  говоря, это  она  делала  и  во  время  учёбы  в  медучилище, работая  или  учетчицей  в  ночную  смену  на  хлебозаводе,  или  медсестрой  одновременно  в  двух  родильных  домах.  Какое-то  время  после  моего  рождения,  когда  меня  не  с  кем  было  оставить,  она  даже  брала  меня  с  собой  на   дежурства  и  я  спал  в  свободных  кроватках  для  новорожденных.  Оказывается,  однажды  заведующая  отделением  увидела   это,  но  не  стала  наказывать  маму  за  такое  нарушение,  очевидно,  не  только  потому,  что   сама   была   добрейшим  человеком  и  вошла  в  мамино положение (кстати,  я  и  родился-то  в  этом роддоме!),  но,  вероятно,  и   из-за  того,  что  мама  была очень  трудолюбивой  и  аккуратной  акушеркой  с  «хорошими  руками».
     Итак,  на  одной  работе  ей  дали  путевку  в  пионерлагерь  на  море, в  Кобулети, а  на  другой — в  Квишхети.  Сейчас  я  думаю,  что  ей  так  повезло  потому,  что,  вероятнее  всего, это  были  «горящие»  путёвки: желающих  отправлять  своих  детей  на  море  в  июне,  когда  погода  еще  довольно неустойчива  и  море  еще  не  такое  уж  и теплое, наверное, было  не  так  уж  много. Так  же,  впрочем,  как  и  вывозить  их  в  августовскую  жару  в  жаркий  Квишхети,  где  есть  только  небольшая  речка . (Кстати, во  время  весеннего  таяния  снегов  и  обильных  дождей  Шола  разливается  и  несет  с  гор  много  песка — «квиша» — и   поваленных  деревьев — «хе», — что  и  дало,  по  преданию,  название  селу.)
     Ну  как  бы  то  ни  было,  мама,  очевидно,  была  рада  и  такой  возможности.  Она   вышила  на  белье  и  одежде  мои  инициалы,  сложила  вещи  в  маленький  фибровый  чемоданчик  (одолженный  у  Чагуловых,  соседей  по   балкону),  надписала  на   нём  химическим  карандашом  (его, как  марку,  смачивали, обычно,  языком, отчего  у  мамы  стал  он  фиолетовым!)  мои  имя  и  фамилию,  и  я  отправился  в   свой  первый  «самостоятельный»  выезд  в  кобулетский  лагерь.
     (Тогда  я  не  знал,  что  во  времена  позднего  средневековья  в  Кобулети  располагался  крупнейший  в  Закавказье  невольничий  рынок,  откуда  по суше  и  на  кораблях  увозили  рабов — в  т.ч.  женщин  и  детей —преимущественно  в Турцию. Со  второй  половины XIX века  окрестности  поселения  приобрели  курортное  значение — врачи Пантюхов  и  Передельский  отмечали  благотворное  воздействие  местного  климата  на  сердечно-сосудистую,  нервную  систему  и  на  органы  дыхания.      
          Указом  царя  Александра II-го  эти  земли  были  подарены  им  высоким  военачальникам, проявившим  себя   в  русско-турецкой  войне. Они  начали  строить  красивые  дома,  основав  посёлок  «Смекаловка»,  ставший   местом  отдыха  знати.)
    Конечно,  мы,  «лагерные  дети»,  не  были  «рабами»,  но  и  свободы  не  было  никакой — весь  месяц  просидели  за  забором  лагеря. 
    О  тамошнем  пребывании  у  меня  в  памяти  осталось  только  то,  что  на  море  нас  водили  редко, вода  была  холодная, поэтому  купались  мало,  а  из  лагерной  жизни  запомнилась  игра  в  «камешки».
     На  пляже  подбирались (с  «запасом»)  небольшие  (диаметром в  3-4  см)  округлые  плоские  камешки  и  бросали  4  камня  одновременно  так,  чтобы  палец  свободно  проходил  между  ними  (некоторые  ребята  отращивали  длинный  ноготь  на  мизинце  и  так  «проводили» его,  когда  камешки  ложились  очень  близко  друг  от  друга). Потом  надо  было  щелкнуть  по  одному  камешку  так,  чтобы  он  коснулся  другого  (+10 очков),  если  удавалось  при  этом  задеть  и  третий  камешек, то  прибавлялись  30,  а  если  одним  щелчком  «сбивал»  все — то  50 очков!  Уже  не  помню  до  «сколька»  играли, может,  и до  1000, потому  что  других  забав  я  что-то  не  помню.
    Наверное,  гоняли и в  футбол,  но  мячей  было  мало,  а  на   площадке  играли  старшие  ребята  и  нас,  мелюзгу,   они,  очевидно,  не  привечали.  Другим  нашим  занятием  было,  помню,  вырезание  узоров  на  прутиках.  Срезали,  или  обламывали,  с   деревца  или  куста  более  или  менее  ровную  веточку,  прутик  и  потом  перочинным  ножиком  (у  кого  он  был, конечно),  или  осколком  стекла  осторожно  делали  надрезы  на  мягкой  коре; лишнюю  «кожицу»  с  веточки  удаляли  и  оставался  или  узор,  или  какая-нибудь  надпись.
Если  у  кого-то  из  ребят  были  очки  (почему-то  кажется,  что  тогда  было  меньше «очкариков»),  то  в  солнечную  погоду  мы  уже  выжигали  на  очищенных  ветках  «орнаменты».  Иногда  с  этой  целью  использовали  и  вогнутые  куски   разбитых  бутылок.
     Можно  было  за  кусок-другой  хлеба  (горбушки  ценились  выше — их  можно  было  натереть  чесноком,  если  его  доставали)  одолжить  ножичек,  или  очки. Но  вообще-то, помню,  всё  время  хотелось  есть…
И  это  мне — которого  дома  умоляли  хоть  что-то  поесть!
     Потом,  между  лагерями,  я  дней  десять  был  в  какой-то  деревне    у  родственников  маминой  подруги  Като.   
Мне  запомнилась  жара  и  протекающая  около  деревни  речка-канавка,  на  которой  взрослые  устроили  запруду  для  многочисленной  детворы,  и  в  которой  мы  бултыхались  целыми  днями (воды  было  в  ней  чуть  выше  моего  колена).  Я  научил  других  детей  игре  в  камешки  и  вскоре  это  стало   уже  повальным  их  увлечением.
    И  еще — всё   время  хотелось  есть!
     Я  помню, мы  по   чьей-нибудь  «наводке», или  просто  по  запаху,  узнавали  у  кого  сегодня  печется  в  тоне  хлеб  и  играли  где-нибудь  поблизости. Иногда  во  время  выпечки  какой-нибудь  хлеб  или  отлепляется  от  стенки,  или  соскакивает  с  шеста  при  вытаскивании  из  тоне, падает  на  угли  и  сгорает,  или  подгорает.  Если  успевают  его  вытащить,  то  такой  сильно  подгоревший  хлеб — «кути»— обычно,  добавляют  в  корм  свиньям,  а  если  не  очень  уж  сильно — то  он  перепадал  нам  и,  на  наш  вкус, — не  было  ничего  вкуснее,  чем  его  кусок, намоченный  в  воде   и  посыпанный  крупной  солью! А  если  удавалось  еще  где-то  достать  зеленый  лук,  или  чеснок — то  никакие  пирожные  и  в  голову  не  приходили!
     А  меня  там  научили  играть  бараньими  косточками   ;;;; —кочи,   «альчики».  Их   надо  кинуть   с  расстояния  так,  чтобы  они  выбили  другую/-ие  косточки  из  выставленного  ряда.  Выбитые  косточки — выигрыш. В  городе  такие  косточки  были  все  же  относительной  редкостью,  поэтому  в  кочи  мы  играли  просто  бросая  так,  чтобы  они  падали  или  на  «алчу»  (вогнутой  поверхностью  вверх),  или   на «балта» (выпуклой).  Так  что  перед  возвращением  в  Тбилиси  к  моим  камешкам  добавился   уже  и  солидный   запас   костяшек.
     Потом  меня  на  несколько  дней  взяла  с  собой  тетя  Китти  (дочка  Роберта  и  Маруси — близких  друзей  моей  бабушки),  чья  семья отдыхала,  кажется,  в  пансионате   в  Кечхоби  (Боржомское  ущелье).
Там  я  впервые   катался  на  настоящем  поезде-«кукушке» — по  горам  и  через  речку!  Не  то,  что  у  нас  в  Тбилиси,  в  саду  Муштаид.  Там  тоже  есть  настоящая  «кукушка», но  она  всё  же — детская   железная   дорога,  хотя  и  первая   в  мире!
    (Кстати, при   строительстве  и эксплуатации  ее,  среди  прочих  учащихся  железнодорожной  школы, принимали  участие  и  мои  папа  с  дядей).
Я  помню,  как  мы  зигзагами  медленно  карабкались  по  склонам  гор.  Говорили,  что,  зная  лесные  тропы,  в  некоторых  местах  от  одной  деревеньки  к  другой  быстрее  было  добраться  пешком, чем  на  поезде.

     (Кстати, мост  через  р. Цхенисцкали (цхени—«лошадь»,  цкали —«вода») по  заказу  всё  того же  Александра II-го  был  сконструирован  самим  Александром  Густавом  Эйфелем  и  носит  его  имя.)
    Детей  было  мало,  играть  было  практически  негде — домики  располагались  на  склоне  горы, — не  разгуляешься.  Ходили  несколько  раз   по  грибы,  но,  как  видно,  из-за  сухого  июля   грибов  мы  так  и  не  набрали.  Интересно  было  искать  паровоз,  услышав  его  гудок. Смотришь   на  склоны  гор, окружающие  деревеньку   со  всех  сторон,  и  только  по  дыму,  поднимающемуся   над   деревьями,  определяешь  местонахождение  поезда! 
     Странно,  но  в  Кечхоби,  в  этом  признанном  хвойно-курортном  месте,   мне  совсем  не  хотелось  есть!  Чтобы  меня  хоть  как-то  подкормить  (говорят,  что  я  был  очень  худой — не  знаю,  по  отдельным  сохранившимся  карточкам  я  таким  себя  не  считаю,  но  женщины  знают  это  лучше!),  Китти  кормила  меня  на  завтрак  манной  кашей,  да  не  такой  «водяной»  и  комковатой,  как  в  детсаде,  а  на  молоке  и  с  маслом! Но  то  ли  отвращение  к  той  манке  слишком  глубоко  засело  во  мне,  то  ли  нелюбовь  к  молоку  и  маслу,  но  для  меня  это  было  ужасным   испытанием.
     Как  я  выдержал  эти  несколько  дней — не  представляю,  но  ту  кашу  вспоминаю  до  сих  пор  (и, кажется,  с  тех  пор  больше  и  не  ел).
     После  «отдыха»  на  море  и  в  хвойном  Боржомском  ущелье   до  начала  третьего (августовского)  потока  в  Квишхети,  отправили  меня
в  очередное  курортное  место — Сурами,  где  у  семьи  другой  маминой  подруги  был  старый  родительский  дом.  Зимой  в  нем  никто  не  жил, а  летом  туда  вывозили  всех  детей,  с  которыми  я  был   знаком  с  «горшка».  Моими  одногодками  были  Медико  и  ее  двоюродный  брат, с  которым  они жили  в  одном  тбилисском  дворе,  а  ее  сестра  и  брат  были  постарше  нас. 
     Вот  в  Сурами  детей  было  полно!  В  ближнюю  рощу  практически  не  убегали —  какой  интерес  карабкаться  по  склонам  горы!  Поэтому целыми  днями  мы  пропадали  в  нашем,  или  чьем-то  дворе,  или  на  пыльной  улице,  по  которой  практически  не  было  транспортного  движения.  Любили  убегать  в  недалеко  расположенную  крепость  и  лазить  по  ее  развалинам. 

(По       поводу  Сурамской  крепости  есть  одна  легенда,  восходящая  к  XIII-му  веку:  готовясь  к  защите  своей  страны  от нападения  персов,  народ  возводил  крепость,  но  каждый  раз, когда стена  достигала   уровня   крыши,  она   обрушивалась. «Стена  выстоит, если в  нее  будет  замурован  самый  прекрасный юноша», — сказала гадалка. И нашелся  юноша,  который  совершил  самопожертвование  ради  спасения  Отечества. 
Благодаря этой  жертве  крепость  была  воздвигнута,  и  никакой  враг  уже  больше  не  смог  ее  разрушить. Но  что  устоит против  сильного  землетрясения...  и  времени,  конечно!
Кстати,  в  1984 г.  Сергеем  Параджановым  и  Додо  Абашидзе  был  снят  последний  параджановский  фильм  «Легенда  о  Сурамской  крепости».)

Помню,  как  ныли  вечно  сбитые  до  крови  пальцы  на  ногах — ведь  играл  в  футбол,  бегал   целый  день  и  ползал  по  развалинам  в  плетеных  сандалиях,  откуда  они  торчали  голые.   А  еще,  кроме  всего  прочего,  в  том  числе  и  «камушек»,  мы  играли   как  в  кочи,  но  грецкими  орехами,  так  как  костяшек  у  нас  было  мало,  а  ореховые  деревья  стояли  в  каждом дворе.
     У  одного  из  соседских  мальчишек,  помню,  был  какой-то  не  «местный»  орех  большого  размера,  которым  он  пользовался  как  битой,  поэтому  выбивал  из  ряда  больше  наших  орехов.  А   когда  надо  было  самому  выставлять  их  в  ряд,  то он,  хитрюга,  ставил,  как  и  мы,  обычные  орехи. 
     Через  несколько  дней  интенсивной  игры  этот  ненавистный  нам  орех   то  ли  от  частых  ударов  о  наши  орехи,  то  ли  неудачно  отскочил  и  ударился  о  камень,   как  бы  там  ни  было, но, наконец,  ТРЕСНУЛ!    Мальчик  всё  равно  хотел   продолжать  им  играть,  но  тут  уж  мы   воспротивились!  Оказалось,  что  орех   хотя  и  был  большой,  но  скорлупа  у  него  была   потоньше  наших,  «местных»  орехов,  а  на  вкус  мы  никакой  разницы  между  ними  не  нашли.
     Стояла  очень  жаркая  погода,  дождей  практически  не  было. В  Сурами  всегда  было  тяжело  с  водоснабжением — хорошо,  если  у  кого  есть  свой  колодец!— и  нам  приходилось  носить  воду  и  наполнять  бочку,  потому  что  каждый  вечер,  перед  сном,  всю  нашу  ватагу  надо  было  отмывать  от  уличной  пыли.  Вода  в  бочке  за  день  нагревалась, так  что  мыться   было  даже  приятно,  не  то,  что  в  холодной  запруде   той  деревенской  речки!   
     А  потом  ужинали  чем  придется,  ведь  мы  были  голоднее  любых  волков!  И  тетя  Кето,  наша  «общая  мама»,  поила  нас  «шиповным чаем»! Сахара  было  мало,  да  и  сколько  его  надо  было  бы   на  такую  ораву,  так  что  несладкий  вкус  этого  напитка  запомнился  до  сих  пор.
     Ну  а  потом  мама  забрала  меня  из  Сурами  и  отправила  в  Квишхети.  На  этот  раз  я  уже  лучше  подготовился  к  лагерной  жизни  и  захватил  с  собой  дядин  старый  небольшой  перочинный  ножик  с   одним  лезвием  и  небольшое  увеличительное  стекло! И  это  меня  спасло  в  лагере  и  от  скуки,  и  от  голода,  потому  что  уже  не  надо  было  отдавать  свой  кусок  хлеба  или  стакан  киселя/компота,  чтобы  их  у  кого-то  одолжить. 
     Более  того,  ножик  очень  пригодился  еще  и  потому,  что  в  этом  лагере  играли  в  ;;;;;;;  (данаоба, «ножички»).
В  строго  определенной  последовательности,  разными  способами   и  с  разной  высоты  надо  было  бросить  нож  так,  чтобы  он  воткнулся  в  землю (при  наклоне под  концом  его  рукоятки  должен  был  пройти  палец!)  При  неудачном  броске  очередь  переходила  к  другому  игроку. Играть  могли  сколько  угодно  человек.
 За  пару  дней  интенсивных  тренировок (а  чем  было  там  еще  заняться?)  я  так  наловчился,  что  мог  уже  весь  «цикл»  выполнять  от  начала  до  конца,  раз  за  разом  втыкая  свой  перочинный  ножик  в  пыльную  и  изрытую  лезвиями  лагерную  землю  нашего  «уголка». Даже  придумывал  какие-то  новые  броски.   
  Мне  так  и  вспоминается  тот  лагерь — жара...  проволочный  забор  пионерлагеря,  сквозь  который  смотрим  на  «свободу»...  «режущаяся»  в  «ножички»  кучка  ребят,   укрывшаяся  от  воспитателей  и  вожатых  (которые, кстати,  совсем  и  не  морочили  себе  голову  по  поводу  того  чем  бы  нас  занять).
   

    Естественно,  когда  после  всех  этих   «отдыхов»  на  различных  курортах  я  перед  школой  вернулся  к  бабушке,  то  ясно  было, что  я  ничуть  не  поправился,  зато  стал  более  самостоятельным.
И  так  многому  чему  научился!..

О.С.  После  этого  я   уже  каждый  год   всё  лето  проводил  в  Туапсе,  куда  выезжали  с  бабушкой,  дядей,  с  двоюродным  братом  Петькой.
А  позже  папа   брал  на   работе  путевки  в  портовый  пионерлагерь  им. Володи  Дубинина,  где  я  несколько  лет  отдыхал  пионером,  а  в  студенческие  годы  уже  работал   фельдшером,  и  с  которым  у  меня  связано  немало  воспоминаний... 
Но  это  уже  совсем  другие   истории!                01. 05. 2017 г.