Алиби

Юрий Мещаненко
                       ARMARIUM BOHEMICA


                                 Miscellanea


Литературные переводы Юрия Владимировича Мещаненко



                ЯРМИЛА ГАШКОВА



                РАССКАЗЫ

      о слабых женщинах и сильных мужчинах

                и наоборот




Издательство: "PRITEL KNIHY"
Прага
1927
Страниц: 222

                АЛИБИ

                (Стр. 67 — 72)


— „Кто это?“

— „Я“.

— „Но кто "я"?“

— „Не узнаёте меня по голосу, Верочка?“

— „Простите меня — приветствую — так это Вы. Не сердитесь, я боялась открыть — одна дома, наши уехали, а девочка — в отпуске“

   У Кауцкого «упал камень с сердца».

— „Я очень рад“, — сказал и сразу же начал снимать пальто.

— „Смотрите, оставите меня тут посидеть? Такая собачья погода, немного согреюсь“.

— „Где Вы ходили под таким дождём?“

— „Так, от улицы к улице“.

   Кауцкий собрал всю отвагу и выговорил:

— «У меня нет денег. Пришёл к Вам занять, Верочка».

   Вера растерялась.

— «Кауцкий, — сказала смущённо, — Вы, наверное, не поверите мне, но у меня тоже нет денег. Наши, — продолжала скороговоркой, чтобы Кауцкий её не прервал — наши оставили мне тысячовку. Пополудни тут остановилась сестра, шла что-то покупать и ей не хватило денег. Пришла за помощью, я ей и отдала ту тысячовку — завтра она мне её вернёт — и я Вам её займу».

   Кауцкий побледнел.

— «Вы не верите, Кауцкий?»

— «Верю, но не могу ждать до завтра».

— «У Вас что-то случилось?»

— «Я хочу есть и мне негде переночевать».

— «Вы хотите есть? Я тоже, Кауцкий, и прямо сейчас готовлю ужин. Там много всего, достаточно для двоих. Проходите на кухню, там и поедим».

   Кауцкий опустился в кухне на стул. Он был уставшим до смерти.

— «Верочка, Вы ангел. Хожу с утра от квартиры к квартире, как нищий. Никого ещё здесь нет. Петишка приедет завтра. Томашек и не написал. Шоурка здесь нет. Состояния не нажил, весь в долгах, к Моравцу уже не могу, в кофейне мне вчера предложили, чтобы, наконец, уже заплатил, так я сегодня уже и в кофейню не пошёл. Вчерашний кофе — был моей последней едой.

— «Предпоследней», — рассмеялась Вера, накрыла стол и поставила перед Кауцким ужин.

   Кауцкий уже не отвечал. Набросился на еду. Вера украдкой посматривала на него и ей стало его жалко.

— «А что Ваша квартирная хозяйка?»

   Кауцкий пожал плечами.

— «Месяц назад прервала со мной договор, а сегодня — там уже поселился новый жилец».

— «Она не может Вас просто так выбросить на улицу».

   Кауцкий сардонически усмехнулся.

— «У меня есть только то, что ношу на себе, больше ничего. И, если  бы мой гардероб не был бы таким убогим, был бы уже давно в ломбарде. Я думал, что несколько дней пересплю у Томашека, но...»

— «Оставайтесь до утра, Кауцкий, здесь. Постелю Вам в папиной спальне. Но Вы должны будете утром встать и как-то пробраться из дому или же остаться здесь опять аж до вечера. Вы знаете, если бы это стало известно... или, если бы об этом узнали наши. Упаси, Господи!»

— «Спасибо Вам , Верочка. Я подумал об этом сразу же, как только Вы сказали, что одна дома. Если бы не была такая собачья погода, сел бы где-нибудь на каменную тумбу или на скамайку, но я уже настолько простывший... ботинки у меня протекают».

— «Ну, так быстренько разувайтесь и бегом в постель, а я заварю Вам чаю».
Вера поставила чайник, принесла отцовские шлёпанцы, постелила отцовскую постель, затопила печки, налила в умывальник воды и, из осторожности, опустила жалюзи.

 —«Так, — сказала, когда вернулась к Кауцкому, — теперь идите чудесненько в спальню и раздевайтесь. На постели лежит ночная сорочка. Некрасивая, но наш отец не следит за модой. Когда ляжете — позовите, я принесу Вам чай. Но что-то пообещайте мне, Кауцкий. Никогда и никому не говорите, что Вы у нас ночевали и  что мы были вдвоём. Обещаете?!»

— «Обещаю, разве бы я мог... Поверьте, если бы у меня был выбор или  я имел бы немного энергии, я бы не подствлял Вас опасности, что какая-нибудь дворничиха...»

— «Но не бойтесь. Когда Вы пришли, на лестнице было уже темно. Бр-р-р, Вы нехорошо кашляете. Идите спать, Кауцкий».

   Через минуту уже лежал Кауцкий, укрытый аж до подбородка в перинах.

   Вера дала ему чашку чая, пожелала доброй ночи и закрылась в своей комнате.

   Утром у Кауцкого поднялась температура. Вера снова заварила ему чай, подала аспирин, наказала, чтобы вёл себя в квартире тихо и ушла к сестре за тысячовкой из опасений, чтобы сестра не забежала к ней.

   Когда вернулась, Кауцкий просто пылал. Она сняла с него рубаху, накрест наложила компресс, принесла полоскание и ухаживала за ним , как сестра.

   Кауцкий лежал три дня. За это время Вера выгладила его костюм, исправила подкладку на пальто, починила пообтрепавшиеся  брюки и рукава.

— «Ну, а сегодня вечером Вы должны уйти. Могут вернуться наши. А наши никогда не способны понять...»

— «Спасибо Вам, Верочка. Никогда не забуду, что Вы для меня сделали. Благодарю Вас. Теперь уж, наверное, застигну Томашека. Наверное, и те деньги не потребуются...» — подразумевая  те сто крон, что ему заняла Вера.


                * * *


— «Верочка, ты слышала, что натворил Кауцкий?» — спросила Иржина.

— «Кауцкий? Что бы он мог натворить, это приличный парень. Мой наилучший товарищ».

— «Он сделал это якобы от голода. Украл в кофейне зимнее пальто».
Вера возмутилась.

— «Как это Кауцкий украл зимнее пальто?»

— «Да, у него были плохие дела, набрал уже полно долгов. Ну, и накануне украл зимнее пальто в кофейне. Его старший официант запомнил... Сегодня у них очная ставка. Мне его так жалко, такой трудяга-студент —  и так испортить себе жизнь...»

— «А это правда?»

— «Ну, он утверждает, что нет. Что в тот день в кофейне не был. Ну, а где был  — не хочет рассказывать. Но официант утверждает, что он был-таки в кофейне. Ничего у него вроде бы не нашли, но всё свидетельствует о том, что сделал это он».

— «Когда, ты говоришь, это было?»

— «Не знаю, какого числа это было, но было это до приезда Томашека. Ты знаешь, именно в этот день хозяйка выбросила его из квартиры на улицу. Он был без гроша, а когда пришёл к Томашеку, имел уже в кармане сто крон».
 

                * * *


— «Что Вы делали, обвиняемый, двадцатого сентября?»

— «Я ходил к знакомым, чтобы занять денег на ужин и ночлег».

— «Были ли в кофейне между шестью и девятью?»

— «Не был».

— «Где Вы были между шестью и девятью, обвиняемый?»

   Кауцкий задрожал. Он мог сказать, где был и имел на это свидетельства, но не мог скомпрометировать Веру.

— «Где Вы были между шестью и девятью», — повторил судья.

— «Не помню».

— «Он был у меня, — отозвалась Вера, — был сильный дождь — и он остался у меня».
Вера стала рядом с обвиняемым.

— «Он был болен. Возьмите с меня присягу».

— «В какое время он  к Вам пришёл?» — спросил судья, когда Вера была вызвана для дачи показаний.

— «Полшестого», — ответила Вера.

— «Когда он от Вас ушёл?»

   Вера побледнела.

— «Когда ушёл? — повторил судья.

— «На третий день», — ответила Вера, строптиво встряхнув головой.


                * * *


— «Кауцкий, — сказала Вера два года спустя, —  Еник меня не любит. Он узнал о том, что ты был у меня тогда и обозвал меня грязными словами, хотя я ему рассказала всё, как было».

   Кауцкий покраснел.

— «Я пойду к нему, объясню, докажу ему...»

   Вера закрутила головой.

— «Не ходите, Кауцкий. Если он мне не верит — не знаю, что ему  и сказать».


                * * *


— «Простите, — сказала пани Фрышкова пани Марешовой, — известно же, что он её бросил. Она, голубушка, имеет метку и какую!»


                * * *