Джеймс Пофэм. Он слышит скорбящих

Инквизитор Эйзенхорн 2
ОН СЛЫШИТ СКОРБЯЩИХ
Джеймс Пофэм (1900)
http://www.truegospel.net/Popham/025.htm

Ибо Он не презрел и не возненавидел скорби страждущего, не закрыл лицо Свое от него, но когда он воззвал к Нему, Он услышал
Пс.22.24 KJV

Этот Псалом есть поистине псалом Господа Иисуса Христа. Он принадлежит Ему, это Его выражения, когда Он был здесь, на земле. Святой Дух был в псалмопевце, выступая в качестве Духа Христова, и в высшей степени замечательно то, что мы находим Христа являющим Себя ясно и торжественно через вдохновленное Духом пророчество этого псалма. Этот текст относится к Нему от начала до конца.
В это утро меня в особенности поразило, как последовательно Писание, относя эти слова сначала к Самому Христу, а затем к Его мистическому телу, наполненному и движимому Его Духом, следующему по стопам Его страданий и молящемуся Его скорбной молитвой. Предшествующие слова дают здесь в высшей степени  замечательный аспект: "Боящиеся Господа, хвалите Его, все вы, семя Иакова, прославляйте Его и бойтесь Его, все вы, семя Израиля" (KJV). И текст дает основания для этого увещевания: "Ибо Он не презирал, не ненавидел скорби страждущего». Таким образом, мы должны иметь в виду страдания и смерть Христа на протяжении всего нашего странствия, если мы в Церкви Христовой, ибо это тема хвалы, прославления и страха Божия. Если мы приходим к этой великой истине, то мы поймем, что Исайя писал о Христе и как это благословенно:  "ранами Его мы исцелились" (Ис.53.5). Стоны, слезы, молитва, печали и сокрушение сердца Господа нашего Иисуса Христа есть тема хвалы Его детей. Хвалите Господа, ибо Он не презрел и не возненавидел страдания, и Его Сын Сам пострадал! Хвалите Господа, ибо Он услышал Своего мучающегося Сына, когда Он молился. Прославьте Господа, потому что Его Сын был покрыт позором. Прославьте Господа, потому что Господь Иисус Христос пострадал под Его судом, пострадал от  врагов, которые забрали Его одежду и бросали жребий о Его одеянии. Хвалите Господа, потому что Господь Иисус Христос сказал: "Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение народа" (Пс.21.6). Следуя Духу в этой истине, мы увидим, что основание нашей надежды и причина нашего благодарения и хвалы - это всегда страдания, гонения и муки Господа Иисуса Христа. И как елей тек на бороду Аарона и на полы его одежд, орошая его целиком, так Господь Иисус, будучи Жизнью и Главой Своих детей, действительно отчасти проводит их, каждого в свое время и меру, через то, что испытал Он Сам. Он мучился, и Отец не презрел Его страданий. Он молился, и Его Отец слышал, как Он молится. Таким образом, каждое скорбящее, удрученное дитя Божье может молиться и плакать, зная, что Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа не презрит и не возненавидит его скорбей и не отвернется от его молитв. И если вы слабо понимаете эту истину, более или менее отчетливо занимающую мой ум сегодня, я хочу с помощью Господа раскрыть ее вам. Это истина, ведущая нас к небесам, если мы знаем ее. Она есть часть славы  Христа, и она становится жизнью и опытом Церкви.
Прежде всего, я хотел бы смиренно и с благоговением и страхом Божиим обратить ваше внимание на Того, Кто страждет здесь. Это Иисус Христос. Он страдал и мучился от людей, презревших Его и хуливших, не поколебавшихся заявить, что в Нем бес и что Он сошел с ума, когда Он сказал, что Бог Его Отец, или что, когда Он изгонял бесов, Он делал это силой князя бесовского. Он пострадал от рук людей; это великая и страшная вещь. И если люди, которые заставили Его страдать, когда Он был здесь, на земле, не были прощены, то как они будут страдать в аду! Но лучше ли мы, чем они? Каким образом мы вели себя лучше? Не презрели ли мы Его? Если бы мы были там, мы могли бы любить Его и последовать за Ним? Нет, и если Он не призвал нас, как 11 Своих учеников, все мы были бы такими же, как книжники, фарисеи и священники, презрев  Его и обременяя всем, что наши нечестивые сердца могли бы придумать! Мы вполне могли бы сказать о Нем то же самое: "Он одержим бесом и безумствует, что слушаете Его?" (Иоан.10.20). Дьявол причинил Ему страдания. Он был искушаем от диавола в пустыне, Он был сорок дней и сорок ночей с дикими зверями и бесами, искушен во всем, что дьявол мог придумать, обращаясь к человеческой природе, возможно, - это только догадка - будучи в неведении об абсолютной чистоте той природы, что Сын Божий принял в союз с Собой, он обратился к ней, так сказать, в различных ее аспектах. Когда он приходит к нам, он хотел бы обратиться к нашей гордости и представить нам славу этого мира; когда мы голодны, он захочет обратиться к голоду, и будет искушать вас быть самонадеянным, чтобы удовлетворить его; так он пошел к Христу и искушал Его. Но Христос не имел греха. Его человеческая природа была безупречной, невинной, чистой, ему было невозможно согрешить, и поэтому бог этого мира, как сказал Христос позже, не имел в Нем ничего, ему, так сказать, не над чем было работать. Если он приходит к нам, детям Божьим, ему есть над чем работать, разве нет? В нас много неверия, гордости, тщеславия, самонадеянности. Он касается нас, через его глубокое знание человеческой природы, где мы очень чувствительны, и разжигает в пламя искры тщеславия и жажды, что у нас есть. Но когда он подошел к дорогому Спасителю, благословенному Господу Иисусу Христу и, искушая его, ничего не нашел в Нем, на что он мог бы оказать влияние и что могло бы быть совращено искушением, ибо в Нем не было ничего приемлемого для дьявола.
Он страдает от закона, которому Он подчинился. Это дивно - что Христос "подчинился закону" (Гал.4.4). Если бы Он этого не сделал, Он не мог бы "искупить подзаконных". Но Он подчинился закону, чтобы его притязания на человеческую природу достигли Человека Иисуса Христа. Это не сухая доктрина. Это то, что является жизненно важным для спасения избранных благодатью, и пусть Господь откроет эту истину в наших сердцах. Это жизненно важно для спасения. Ибо мы должны подчиняться закону, в противном случае мы будем прокляты, и если не найдется Поручителя на наше место, способного привести Себя в состояние ответственности за грех, если Поручитель не исполнит Свои обязанности и не примет на Себя наш долг, наше спасение невозможно. О, какая это милость для нас - что Иисус Христос пострадал от закона! Он подчинился ему, и Его святая рука оказала ему послушание, невозможное для нас. Он утвердил в Своем святом сердце святость закона, которую он не мог получить от нас, падших грешников. Он утвердил в Своих привязанностях высшую любовь к Богу, которую Он требовал от нас и не получал. Он утверждал в Своей воле совершенное единство со святым Богом, что никогда, никогда Он не мог найти в нас после грехопадения Адама. И Он утвердил Его жизнь, потому что Он стоял на месте людей, чьи жизни были отняты за их грехи. Пусть Дух Христов откроет это для нас! Я думаю, что Его небесный свет осветил в моем понимании немногое по этим вопросам, с тем чтобы я мог выразить их, хотя это очень слабо и недостаточно. И, братья мои, я прошу Господа привести вас к этим вещам: что Христос подчинился закону для четкой цели - искупить подзаконных". Если когда-нибудь мы получаем от Святого Духа свидетельство того, что Христос отдал Свою жизнь на месте наших утраченных жизней, мы должны быть в высшей степени счастливы, если мы были согласно нашему опыту освобождены от закона, от гнева и суда Божия, когда Христос сказал: "Совершилось!".
И, наконец, Христос пострадал от Своего Отца. И можно сказать, что это была самая худшая, самая тяжкая, самая пронзительная из всех Его скорбей - когда Отец скрыл от Него Свой лик. Тот, Кто был вечно в лоне Отца (Иоан.1.18), Сын, пострадавший в человеческой природе, Тот, Кто всегда делал то, что радовало Отца, Он воскликнул, когда Его душа страдала в самой глубокой агонии: "Почему Ты оставил Меня?". И это бедствие, мои дорогие друзья, небеса принесли нам, если мы заинтересованы в нем. Это бедствие отвратит нас от самих себя, приведет нас к престолу благодати, приведет нас перед Господом, в смиренной молитве и прошении. Эта скорбь принесет утешение и мир, утешение и счастье в наших душах, будучи применена к нам Духом Святым.
Итак, опыт Господа Иисуса Христа был таков, что Бог Отец не презрел и не возненавидел страданий Его Сына. Люди презрели Его. Они смотрели на Него как на чужака, как язычники презирали скинию с ее грубым покрытием из шкур, ничего не зная о ее тайной красоте и славе. И люди, ничего не зная о Божественности и человечности Христа, - ибо не было вида и величия в Его человеческой природе, хотя Он безгрешен и вечно един с Богом как Личность,  и Дух обитает в Нем без меры - люди, не видя и не зная этого, презрели Его. "Он был презрен и умален пред людьми", но Отец не презрел Его скорбей. В этих скорбях был замысел завета. Они были исполнением совершенной воли Божьей. В скорбях  Его поддерживала любовь, любовь, которая удерживала Его от обиды: - "Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения" (Пс.118.165). И потому в Его скорбях было совершенство, угодившее Богу. Иисус идеально исполнил волю Пославшего Его, чтобы быть пораженным Им. Он исполнял святую волю Божию, когда люди презрели Его и отвергли, и потому Он страдал. И в этой скорби Он молился, он провел ночь в молитве, Он пошел к Отцу Своему. "В дни плоти Своей, когда Он принес молитвы и моления с сильным воплем и со слезами к Нему, что мог спасти Его от смерти" (Евр.5.7 KJV). Он мог бы просить у Отца двенадцать легионов Ангелов и получил бы их, но в Его сердце было то, что лучше всего остального: "Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс.40.8). Теперь, если Дух приводит нас к тому, чтобы убедиться в этом - какова же слава страданий Христа для нас! Какую красоту мы должны увидеть в скорбях этого страдающего Человека! Он пострадал не как грешник, ибо Он не грешник. Грех был вменен Ему, но Он    был "святым, непричастным злу, непорочным и отделенным от грешников" (Евр.7.26).
И Он молился, и Отец услышал Его. Я знаю, сказал Он, "что Ты всегда услышишь Меня" (Иоан.11.42). Он знал, что на сердце у Отца Его. Вы знаете это иногда, когда вы молитесь, Он всегда это знал. Вот единство между Христом и Отцом, вот связь, которая должна была существовать между человеческой природой Христа и Вечным Богом, Которому Он молился. Если Господь приподнимает завесу для нас, мы будем видеть немногое из этого, но я хотел бы с благоговением пойти дальше и обсудить со смиренным трепетом эту могучую и таинственную тему. Подчиненность Господа Иисуса Христа к Отцу, тайна, что Бог и Человек в одном Лице молится Богу. Но Он действительно молится, и о молитве Христа сказано: "не закрыл лицо Свое от него, но когда он воззвал к Нему, Он услышал". Он молился, чтобы Бог прославил Его, и Господь это сделал. Когда Он был в пустыне искушаем от дьявола, и дьявол отошел от Него, Он потом взалкал, и ангелы были посланы с небес, чтобы служить Ему. Когда Он был в Гефсиманском саду, и в молитве смирил Себя перед смертью, которая была рядом с Ним, Он взял чашу, которую Отец вложил в Его руки, и полностью отдал Себя Божественной воле, и тогда началась Его агония, и кровавый пот настолько ослабил Его человеческое тело, что ангел был послан с небес, чтобы укрепить Его. Это прекрасная тема, и я чувствую себя недостойным излагать ее вам, но у меня есть надежда на ваш интерес. В ней есть великая торжественность, и если Бог делает это духом и жизнью для нас, мы будем иметь основания славить Его, что бы с нами ни происходило, когда мы взираем на страдающего Человека Иисуса и, так сказать, слышим Его молитвы. Господь говорит, что Отец Его не презирает скорби страждущих. Он не только взирал на Своего страждущего Сына, но Он  ценил Его страдание, Он видел обремененного, израненного, скорбящего возлюбленного Сына Иисуса Христа и услышал Его молитву.
Что все это значит? Отцу было благоугодно таким образом удалить проклятие, возвеличить и прославить закон, уничтожить  силу имеющего державу смерти, то есть диавола и, следовательно, принести избавление каждого человека, для которого дорогой Спаситель пострадал и перенес все несчастья. И, как только это станет известно нам, это будет убивать наше природное легкомыслие и принесет подлинно духовное сострадание страдающему Христу. "Они будут смотреть на Меня, Которого они пронзили" (Иоан.19.37 KJV), и  "будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо" и т.д. Покаяние, евангельское покаяние, не является публичным, оно совершается в духе. Это не подобно фарисеям, любящим молиться на рыночных площадях и на углах улиц, чтобы видели их люди. Это частное дело, и когда вы каетесь, вы хотите быть в одиночестве. И страдающий Спаситель будет через веру производить этот дух в вас, о котором пророк Захария говорит, что так должно быть в доме Давида, и в доме Натана, и все те дома, которые были названы, будут оплакивать Его.
 Теперь я хотел бы оставить эту великую тему, у меня нет благодати и мудрости, чтобы полностью войти в нее. Здесь нужно много мудрости и благоговения, и большое помазание Святого Духа для любого человека, чтобы открыть уста и сказать об этом. Я довел ее до вашего сведения, и пусть Господь побудит вас через драгоценную веру войти в нее. Позвольте мне повторить, что я сказал: вы пойдете на небеса только таким образом. Если вы прибегаете к престолу благодати, то за этим стоит страдание, это скорби страждущего Спасителя, человек Христа Иисуса.
Но еще одно замечание, и позвольте мне сделать его здесь. Этот текст является очень обнадеживающим. В нем открывается полнота Евангелия; здесь мудрость построила дом, вытесала семь его столпов, здесь заклан телец и приготовлено вино. О ком идет речь? Простой вопрос. Говорит пророк Исаия, или Дух Божий в нем: "Жаждущие, идите к водам". Страдающие грешники, посмотрите на пострадавшего Спасителя! Израненные души, посмотрите на раненого Христа! Те, кто истерзан чувством вины, посмотрите на Того, Кто был согнут бременем греха, вмененного Ему! У всех вас есть свой Христос, как Христос имел на Себе грехи всех Своих людей. У вас есть бремя, Он понес ваше бремя и бремя множество людей, которого никто не может перечесть, и которые все были заинтересованы в Нем, ибо принадлежали Ему от вечности. Кающиеся грешники, приходите со смиренной верой! Бедные грешники, вы наверняка поражены тем, что открылось вам в ваших сердцах,  и вы видите кровавый пот Иисуса - и какое утешение для вас, что самые худшие, самые гнусные, самые виновные могут с дерзновением прийти к престолу благодати и будут помилованы!
Кроме того, имеет место то, о чем я сказал, а именно, то, что принадлежит Главе, принадлежит членам. Вы можете в это поверить? Это правда. Пусть Святой Дух делает это для вас. Бог смотрит на скорби страждущего Сына и не презирает, не ненавидит несчастье? Да, это так. Но что такое страдание, что Бог не презирает в членах Христовых и не гнушается в них? Эта скорбь является результатом духовной жизни, неизменного, растущего убеждения в греховности. Она может быть внешней, и слава Богу, если это так, но распространение проказы, глубокое обольщение, невыразимое зло, истечение соков греха, которое не доходит до глаз других, но видно нам самим - это несчастье. Вы скажете: «Конечно, Бог должен презирать это". Он презирает грех, но горе и скорбь из-за него, тайные стоны Он не презирает.
Можете ли вы верите в это? Можете ли вы верить в себя? Вы можете спросить себя: "Ты христианин? Как ты можешь даже думать о благодати, если в тебе творятся такие гадости?". Старый враг может поразить вас, и, если ему будет разрешено, что-то от вас скроет, он только укажет на ваши грехи, вы увидите их и забудете все остальное, они опечалят вас и вы будете горевать, вздыхать и плакать пред Господом снова и снова. Но этот ваш недуг, страдающие святые, Господь не презрит и не возненавидит. Вы можете споткнуться в том, что касается меры ваших убеждений, глубины или отсутствия таковой, можете споткнуться, потому что вы не знаете, когда это началось. Но Господь смотрит на вас. Какое счастье, что Господь смотрит на скорбящего грешника, который скорбит о своем грехе! Он не презрит печаль о грехе, о котором вы вздыхаете и склоняетесь перед Ним. Он не презрит это горе и бремя, которое вы несете.
Может быть, вы истерзаны страхом и сомнением в своем интересе ко спасению.  Вы не сомневаетесь в том, что Христос может спасти вас и устроит ваше спасение, что праведность Христа достаточна, чтобы оправдать грешника, но для вас вопрос, как Он даст вам правду. Я проходил через эти сомнения и опасения, как и многие люди Божьи. Они видят средства спасения, но сомневаются, применит ли их Господь для них? Они видят убежище - но примет ли Он и покроет ли их лично? Они видят спасение, но благословит ли Он их? Они сомневаются в этом, и обременены этим сомнением. Это их боль, рана, горе, это калечит их и делает очень слабыми. Это несчастье.
Многие страдают своего невежества и особенно от понимания его, ибо все люди невежественны, но не все чувствуют это. Они читаю, и часто чувствуют, как будто они должны закрыть книгу, и говорят, что они не умеют читать, потому что не научились. Они могут знать о Троице, не зная Евангелия, не зная Христа лично, не зная о Святом Духе, не зная о пути спасения, и оно поражает их. Но скорбь их не будет презираема, ибо они обращаются к Господу и просят Его, порой по многу раз в день: "Господи, научи меня тому, что я не вижу, учи меня, что я чужой в этой земле... не скрывай от меня заповедей Твоих" (Пс.119.19 KJV). И Господь не будет презирать этого недуга. Они лишены добра, как и все, и их пустота причиняет им скорбь и боль. Им не хватает познания Христа, и им кажется, что их пустота постоянно дает возможности и место для дьявола и его мерзостей, и это приносит им скорбь. Иногда они страдают от нежелания нести свой крест. Старая природа говорит: "Я этого не потерплю", и новый человек говорит: "Я хотел бы принять его". И человек страдает и говорит: "Господи, помоги мне, хотя я не понимаю, в чем именно". Перед таким человеком есть опасность, и она угнетает его. Такие люди боятся впасть в ошибку и думают, что они не могут назвать Бога своим. О, как много у них страхов! Испытав искушения и падения, они боятся собственных фантазий и наваждений сатаны. Они боятся пасть, боятся исповедовать, чтобы своим падением не навлечь упреки на Божьих святых и не поранить их, опозорив при этом и себя. Они могут бояться самих себя, когда чувствуют свои искушения и склонности ко греху.  Они страдают, потому что они ходят во тьме и не имеют света, не могут разжечь в себе искру веры и остаются в таком заблуждении, по-прежнему находясь во тьме. Они боятся, потому что они не получают ответа на молитвы, даже когда плачут и вопиют. Они скорбят, потому что их сердца тяжелы и бесчувственны. Они скорбят из-за дел провидения и страдают от соблазнов. Подумайте, не испытываете ли и вы такие несчастья!
Но разве Бог презрит тех, кто склонился под грузом греха и печали? Разве Он презрит ваш вопль и возненавидит вас от этого? Нет, но каждый страдающий святой постигнет в свою меру, насколько чудесен и славен Христос, и что Господь "не презрел и не возненавидел скорби страждущего, не закрыл лицо Свое от него, но когда он воззвал к Нему, Он услышал". Это прекрасный опыт, и я не могу не касаться его снова и снова. В живой душе есть вопль; живое дитя Божье должно плакать. Только мертвые души не знают своего состояния, и у них нет этого плача. Только живая душа чувствует, и она кричит от боли, жажды, от того, что делает то, чего не хочет, плачет и взывает к Господу! 
Есть два способа, которыми страдающие узнают, что Бог не отвратил Свой лик от них, но, когда они взывают к Нему, Он слышит. Обратите внимание на это, и я надеюсь, что то, что я собираюсь сказать, будет полезно некоторым из вас, даже если вы не признаете это. Во-первых, часто есть реальное чувство облегчения, когда человек молится, когда Дух помогает его немощам, когда он прибегает к престолу благодати, когда грешник видит бесконечные заслуги Спасителя и Его благость и милость, и это зрелище побуждает его обращаться к Богу в молитве и смирении, в горячем ходатайстве,  и святое чувство овладевает им: "Воистину Бог услышал меня". Он говорит: "Я чувствую, как будто я шепнул на ухо Богу, и Он снизошел  выслушать меня". Какое впечатление! Можем ли мы благодарить Бога за это? Иисус Христос дает ответ! "Я знал, сказал он Отцу, - что Ты всегда услышишь Меня". Однажды Отец сказал, в ответ на молитву Своего Сына, что прославит его имя, "И прославил и еще прославлю" (Иоан.12.28). И Христос сказал Отцу: «Ибо Господь Бог поможет мне, поэтому Я не стыжусь" (Ис.50.7). Если Дух помогает вам молиться, ваша молитва будет идти до небес и входить в Царство, как кадило с множеством фимиама, восходящего благоуханием к Богу. И  ответ придет , и вы скажете: "Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей, не лишил меня милости Своей" (Пс.66.20 KJV). Тогда это будет в вашем сердце, - что вы получили это через заслуги Христа. Отец улыбается через Христа, Он дает ответы через Христа, Отец светит на вас через Христа, и являет вам Его красоту, когда вы во Христе, и открывает вам, как Он добр, благ и милостив через Христа. Тогда вы скажете: "Благословен Господь, хвала Господу".
Позвольте мне напомнить вам, прежде чем я закончу, то, о чем я говорил в самом начале: пусть люди Господни славят Бога и прославляют Его за страдания, страдания Своего возлюбленного Сына. Может быть, мы придем к этому, а потом увидим, что наши собственные страдания являются одной маленькой, бесконечно малой каплей. Христос необъятен как океан, и все же Господь не презирает наших скорбей, не отворачивается от наших молитв, Он слышит их.

Перевод (С)Inquisitor Eisenhorn