Законы природы

Феликс Цыганенко
Не в обиду за день уходящий,
я хочу чтоб во веки веков
на земле, на родимой, почаще
вспоминали своих моряков!
               
   Журнал «Север»   7-8  2001      


   Фамилия братьев-моряков Гайдукевич, согласно преданию, имела корни с княжескими именами. Что и немудрено, если их Родина – небольшой городишко в Киевской губернии, где в прежние времена обитала многочисленная польская диаспора. В память о католиках остался внушительных размеров костел и кладбище с родовыми склепами и гранитными памятниками. Но братья затруднялись сказать: какое отношение их фамилия имела к княжеским именам? Если глава семьи – военнослужащий и участник войны, а мама была учительницей начальных классов.

   Старший  сын Игорь Гайдукевич после службы на Северном флоте закончил Ленинградское арктическое училище и был направлен в Мурманское морское пароходство.  Ему нравились в Заполярье люди труда, добрые, искренние, сдержанные и культурные. Но главное, что покорило Гайдукевича: способность северян придти в тяжёлую минуту на помощь товарищу.

   В отличие от Игоря,  Валерий Гайдукевич – младший брат, с отличием закончил судомеханическое отделение Калининградской мореходки. И получил назначение в Управление рефрижераторного флота. Валерий полюбил море ещё на первой плавпрактике. Казалось, что у обоих братьев никаких проблем на жизненном пути, все планы и мечты сбываются. Перспектива стать старшим механиком у рыбаков или в китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» была у Валерия вполне реальна.

   Увы… трагедия случилась, когда транспортный рефрижератор с Гайдукевичем–младшим на борту  покидал   Калининградский рыбный порт и оставил за кормой устье реки  Преголя.  Однако звёзды так расположились, а может проделки дьявола, но в машинном отделении не сработал предохранительный клапан у воздушного баллона хозяйственных нужд и произошёл  взрыв. Рядом оказался Валерий, невольно прикрыв моториста Мартынова и получил в область сердца смертельную дозу от осколка корпуса баллона.

   Случилась большая, непоправимая беда  и  моряки, по согласованию с Управлением флота, оставили последнюю  память о товарище.  Тело 2-го механика Валерия Гайдукевича на самолёте доставили на Родину…

   Страшное известие настигло  брата Игоря в Атлантике, на пути в Канаду. Капитан теплохода пригласил Гайдукевича в свою каюту и вручил ужасную своим содержанием радиограмму. В состоянии сильнейшего стресса  –  ни мыслей, ни слёз – Игорь застонал и бессильно опустился в кресло.
   - Крепитесь, Игорь Петрович, - это всё, что мог сказать капитан Олег Свиридов. Да и не было в природе тех слов, что могли утешить, унять эту боль.

   Некоторое время  Гайдукевич не спускался в машинное отделение и отсиживался в каюте. Бывалый моряк вдруг ощутил непонятный страх перед океаном, что разбушевался рядом, за иллюминатором каюты. А ведь раньше, напротив, он выходил в шторм на ботдек и любовался яростной игрой природы. Сознание Игоря вдруг пронзила мысль, что надо спешить жить! Всё в этом мире относительно, хрупко и недолговечно. И ценить каждый, отпущенный Богом день, особенно на берегу! Надо любить женщину, как в последний раз, любоваться яркими красками полевых цветов и блестящими капельками дождя на листьях берёзки. Сколько ещё отпущено судьбой для созерцания земной красы?..

   В состоянии душевного потрясения, с приходом в порт приписки, Игорь поспешил домой. Проведав родных и разделив с ними горе, он уехал в Румынию, на один из морских курортов. Гайдукевич хотел отвлечься и успокоится. Увы, не получилось... Среди загорелых, красивых и наслаждавшихся жизнью людей, он остро почувствовал одиночество. Образ брата преследовал повсюду: в баре за кружкой пива, на пляже, а однажды - в море.

   Да, Игорь был хорошим пловцом, но непонятный страх обуял его, стараясь взять в плен и покорить. Морская вода, в чьих объятиях он пребывал, как спрут сковала движения и тянула на дно. Это как во сне: чувствуешь, что тебя кто-то душит, пытаешься вырваться, но тело не подчиняется разуму. Сердце бешено колотилось и разрывая невидимые оковы, Игорь изо всех сил погрёб к спасительному берегу. Царапая пальцы о каменистый берег, так что кровь выступила из под ногтей, он лихорадочно карабкался по камням на утёс. Задыхаясь, Игорь выбрался на берег и рухнул в траву. Всевышний пожалел Гайдукевича-старшего...

   Жизнь арктического моряка в Мурманском пароходстве шла своим чередом. Солнце по-прежнему всходило на Востоке, а Земля вращалась вокруг Солнца, невзирая на людские радости иль горе. Как и при легендарных мореплавателях: Христофоре   Колумбе,  Америго  Веспуччи, Френсисе  Дрейке и…  очередной арктической навигации   –  полярный день уступал звёздной полярной ночи со сполохами северного сияния…

   Закончив походы по морям Ледовитого океана, Игорь Гайдукевич приехал на отдых в небольшой и тихий украинский городишко. В первый же день, с цветами в руках, он зашагал в сторону леса, на городское кладбище. Это не было простой данью памяти родным. Каждый раз, едва переступал порог старенького домика, где прошло их с братом детство и откуда переселились в Вечность любящие родители, он спешил к ним на встречу.  Уходя из жизни, Галина Степановна, успела посадить в ногах Валерия белую берёзку, печально склонившую листочки над могилкой. Любящая мама как будто поручала нарядному деревцу оплакивать младшенького сынка и стеречь его покой.

   Могилы отца, Петра Яковлевича, мамы и брата Валерия находились на старом польском кладбище в утопающей зелени хвойного леса. Звенящая тишина, нарушаемая лишь кукушкой, отмеряющей чьи-то годы жизни, располагали Игоря к грустным мыслям и философским размышлениям.
   - Что оставляем мы после себя? Детей, которым отданы частицы души и сердца, а будь возможность  –  отдали бы всего себя? Не здесь ли смысл жизни и мы приходим в этот мир, чтобы продлить род себе подобных?!  Каждый из нас – лишь звено в большой семье и чтобы сохранить её, необходим маленький человечек. Игорь вдруг понял, что нет лучшего счастья на Земле, чем наблюдать, как из живого комочка в пелёнках вырастет девственной красоты стройный юноша или как утренняя роса, нежней свежести девушка. Дети придут тебе на смену и замкнут жизненную цепочку. А самое интересное и волнующее, что именно Ты – автор этого чуда!

   Где, как не на кладбище поразмышлять о том, кто же  автор уникального организма мироздания, кто изначально «разложил всё по полочкам»? Кто зажёг и поддерживает горение Светила, кто подарил счастливый миг, называемый жизнью? Если это Всемогущий Создатель, то почему наказывает не по грехам имущим?! За что отправил на небеса жителя Земли, не испытавшего в полной мере того, что отпущено иным? А может моряки - первые в реестре заложников?! Не потому ли случаются на море нежданные трагедии? Или всё-таки, это проделки Люцифера, который, стараясь вырвать Бога из нашего сознания, посылает людям беды?!  Когда небо забрало единственного и младшего брата, в мятежной и сомневающейся душе возникали вопросы…

   Всё кратковременное пребывание в этом солнечном мире можно строить догадки, придерживаться той или иной философии, но никогда не получить доказательный ответ…  Игорь поднял голову и долго вглядывался в облака, что струились над  верхушками высоченных сосен. Но лишь кроны могучих деревьев шелестели на ветру, снимая с души тоску и грусть. Так может зелень листвы и хвои, лесная птица да игривая рыжая белочка на сосне, как и всё прочее - законы природы?..