Рекомендую. Вадим Филимонов

Николай Белоглазов
Небольшой рассказ "Полёт вверх по отношению к небу" автора Вадима Филимонова состоит из трёх примерно равных частей. Можно их условно назвать:

1 завязка
2 монолог
3 развязка

По каждому из них есть, что сказать, и говорить это нужно отдельно.

В каждом из них есть открытия для читателя.

В завязке рассказа Литературный Герой (далее ЛГ), - человек творческий, художник, фотограф, писатель, - замечает в бинокль женщину, которая также смотрит на него с балкона дома напротив. Дальнейшие действия героев определяют развитие этой завязки в интимной плоскости.

Казалось бы, банальная история про случайную связь.

Но есть одна особенность. Эта особенность делает завязку отдельным художественным элементом.- Случайная связь "держится" на расстоянии.

Можно представить возникновение подобной случайной связи в обстановке дешёвого бара, или вспомнить распространённое описание таких случайных связей. Схема их проста: сначала некая «искра», потом связь. Возникновение «искры» обычно в современных описаниях пропускают, подразумевая её как саму собой разумеющуюся или просто не подозревая о ней. А в классических описаниях эту «искру» называли «любовь», иногда «страсть». Поэтому, вероятно, «любовь» и пропадает через три дня после свадьбы, остальные же годы отданы попытке осознать, куда же она ушла.

Чтобы избежать путаницы, и чтобы понимание не ускользнуло от нас, отметим, что «искра» - это определённая психологическая настройка, направленная на поиск «нужного» человека. Искра пролетает тогда, когда эта настройка завершена. Чувствуется только эта «искра», сам же процесс настройки проходит несознательно.

То, что автор возникшую случайную связь «держит» на расстоянии, не позволяя ей перейти во вторую стадию её простой схемы, заставляет смещаться читательское внимание на момент «искры», т. е. на момент несознательной психологической настройки ЛГ.

Это не только не удаётся сделать писателям, штампующие схематичные описания возникновения связи, но вообще мало кому, под гнётом тех же штампов, удаётся заострить на этом должное внимание.  Поэтому завязка рассказа представляет некое открытие для читателя о себе самом. Это самое ценное и приятное открытие, какое только возможно для читателя.

Завязка рассказа полностью избавляется от банального развития.

Вторая часть рассказа – монолог самоубийцы. Автор использует простой приём: набирает его без знаков препинания и капсом, которым условно принято набирать громкую речь и крик. Прелюдия к этому длинному монологу коротка: она берёт его за рукав.

Сама встреча, благодаря которой и стал возможен этот монолог, произошла через несколько дней, возможно недель, с момента пробежавшей «искры». Эта встреча продолжает развиваться по логике случайной связи: двигается к интимной близости. Она вся «вшита» в монолог.

Но и монолог имеет одну особенность. Эта особенность в том, что монолог имеет характер исповеди.

После того как «искра» банальной случайной связи начинает восприниматься как психологическая настройка, душевная сонастройка героев, читатель вправе ожидать, что глубокое преобразование психологического состояния преобразует и второй, «заключительный» этап из схемы случайной связи. Поведение героев меняется.

Для понимания того, что происходит во время монолога нужно привлечь представление об исповеди. Монолог имеет характер исповеди, но исповедью не является хотя бы потому, что настоящая исповедь спасла бы от самоубийства.

Исповедь это тоже определённая психологическая настройка, но направленная на получение эффекта «очищения души».

Можно условно сказать, что психологическая настройка по поиску «нужного» человека переросла или доросла до уровня психологической настройки, для которой свойственна жажда «очищения души».

Эта усилившаяся жажда и создаёт вторую часть рассказа – монолог самоубийцы.

Иначе эффект «очищения души» можно назвать катарсическим эффектом. Эта жажда передаётся отчасти и читателю. Автор подводит читателя к катарсическому эффекту. Приводит на память то состояние психики, которое свойственно для сильных, подвигающих моментов жизни, подобных исповеди. Это ещё один ценный подарок для читателя, сделанный автором.

В контексте рассказа для героини это состояние тоже ценно. Можно долго настраиваться, чтобы найти «нужного» человека, но настраиваться на то, чтобы найти человека, с которым можно поговорить, можно всю жизнь, и так его и не найти.  Поэтому, человек, с которым можно поговорить – воспринимается как подарок судьбы.

Почему произошла эта встреча, и почему она произошла именно так? Может быть, героиня устала нести свой груз? Или ЛГ был художником и оказался тем самым, «понимающим»? Или у него есть то, что называют «талантом»? Или это просто обстоятельства, из-за которых случайная связь перекалилась? Вопросы остаются открытыми. Но как бы там ни было автор даёт возможность сформулировать эти вопросы правильно, а правильно поставленный вопрос – наполовину решённый вопрос. Эти вопросы – тот ценный подарок читателю, который даёт третья часть рассказа.

Монолог заканчивается выделенной фразой автора: «больше болтать не буду». «Исповедь» закончилась, теперь она воспринимается как болтовня, как заключительный этап банальной случайной связи.

Развязка рассказа – расставание.  ЛГ посещает «смутное опасение, замешанное на страхе, потерять её навсегда». Это обычное, казалось бы, расставание любовников совсем скоро будет восприниматься читателем иначе.

Особенность последней третьей части рассказа выражена в восприятии ЛГ.

ЛГ – тот самый «понимающий» человек, тот самый с кем «можно поговорить» героине, тот самый редкий подарок судьбы человеку. «Понимающим» он стал благодаря установившейся специфической связи-«искре». И именно через восприятие ЛГ читатель может понять происходящее с героиней.

Вернёмся снова к помощи понятия «исповедь». Исповедь это шаг на новый уровень – душевный, личностный, психологический - духовная ступень лестницы, по которой человек взбирается, прилагая усилия. Исповеди просят на смертном одре: перед завершением земной жизни - это единственная просьба, имеющая смысл, ещё одна возможность подняться вверх в жизни, но уже не земной. Известно, что на ступень выше по духовной лестнице поднимается тот, кто работает над собой, и исповедь как «психологическая настройка» требует работы над собой.

Героиня получила как подарок то, чего добиваются долгим трудом, и закономерно, что она, без должной подготовки, не смогла этот подарок удержать. В восприятии ЛГ в ней есть «что-то от Богоматери с Младенцем, но только без Богоматери и без Младенца». Героиня получила человека, которому может исповедаться, но эта «исповедь» не приводит к спасению её жизни. Мысли о самоубийстве не оставляют её. Исповедь осталась возвышенным мгновением. В трагичный момент гибели героини ЛГ видит устремляющееся вниз тело, вниз по отношению к земле, но и видит, пусть на короткое мгновение,


ПОЛЁТ ВВЕРХ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕБУ

http://www.proza.ru/2008/03/25/391



автор Вадим Филимонов

http://www.proza.ru/avtor/vif321