Станица Тергень поселение Кубанских казаков

Виктор Мартынов Булыгин
По указу 1736 года императрицы Анны Иоанновны и правительствующего Сената было решено построить и открыть почтовый -  тракт Нерчинск на Шилке – Нерчинские заводы на Аргуни, были основаны опорно-этапные поселения через каждые 30 километров Так стали вокруг опорно-этапных сёл строиться вспомогательные сёла.
 Все они приписывались к притрактовым   и к Нерчинским заводам.
Так вблизи села Колобово выстроились и заселились сёла Лукино, Куникан, Жидка, Усть-Ягьё, Верхний и Нижний Тергени.  Тергень, Шелопугинского района, расположено в стороне от трассы, о его местонахождении можно  по небольшому указателю – добираться предстоит   девять километров. С сопки, спуск с которой заканчивается прямо за околицей, рассмотреть всю окрестность села и по разбросанности домов определить,  было оно гораздо большее, чем теперь. На окраине виднеются развалины молочной фермы,  другой стороны – остов зернотока, а заброшенных, развалившихся уже и   домов – не перечесть.   и всепрощающий народ остался в нашей глубинке. Сносят и невнимание властей,  неустроенность жизни и прощают своей Родине всё. Любят и не забывают селяне живущие ещё там и уехавшие
свой бедный и богом забытый уголок – малаю родину. Казачество составляло особую социальную группу населения России. Его следует рассматривать с двух сторон:
 во-первых, как военное сословие, а во-вторых, как особую категорию крестьянства.
Образование Забайкальского Казачьего Войска относится к 30-м годам XIX века,
а положение о нем было издано в 1851 году. положению от 17 марта 1851 года пограничные казаки Иркутской губернии приняли название -
Забайкальского Казачьего Войска, которое должно было содержать четыре русских и два бурятских конных полков,  в шесть сотен.  от 21 июня 1851 года крестьяне, приписанные к Нерчинским горным заводам, в Забайкальское Казачье Войско. Они составили двенадцать пеших батальонов,  них же зачисляли и станичных казаков Нерчинского округа. Батальоны составили три пеших бригады.
 Пограничные бурятские и тунгусские войска также включались в Забайкальское Казачье Войско.   В такое Забайкальское войско и был приписан казак Кубанского войска Федотов Иван Иванович.
Который прибыл в место приписки с женой и двумя детьми мужского пола в станицу Верхняя Тергень, в начале формирования войск казачьих 1851 году.
А через два поколения у внука Ивана родились дети по имени Лука Иванович, Вавил Иванович, Николай Иванович,   Алексей Иванович, дочь  Вера и Анна.
 Жили казаки куренями  и сыновья селились невдалеке от отца на свой земельный удел. Курень же был обнесён одним общим добротным забором из слег. И выходит дети жили своими семьями, но в одной ограде.
Лука Иванович Федотов среднего роста, крепкого телосложения был рядовым казаком. А вот братья Вавил,  Николай  и Алексей имели казачье звание - есаул, что соответствовало общевойсковому званию - майор. Лука Ивановича
 был женат на женщине из соседнего села Балагуровой Марии, которая родила старшего сына Агапа и младшую дочь Евдокию. После родов Евдокии мать Мария ушла в мир иной, оставив двухгодовалую Евдокию на руках отца.
  Лука Иванович больше не женился, любил он свою жену Марию не мог представить свою жизнь другой женщиной, да и дочь не хотел, чтобы её воспитывала мачеха. Вот так они  и жили - отец Лука, сестра Вера и Евдокия.
  А вскоре трагически погибли брат Марии - Павел и жена Балагуровы оставив трёх летнего сына на попечение Луки Ивановича. Лука Иванович нёс испрано казачью службу. В свободное время от службы вёл крестьянское хозяйство -
( сеял хлеба,содержал исправно скот, много времени уходило для поддерания строевой формы лошадей) в общим занимался всем и растил Евдокию и Федота.
Но вот просмотрел как то в трудах, и  дочь Евдокия в шестнадцать лет родила  дочь Екатерину, отцом которой был Федот Павлович которому тоже исполнилось семьнадцать лет.
 Ушла в мир иной Екатерина не прожив и недели. Но молодость берёт своё и Евдокия снова забеременела всё от того же Федота - наверное любили - они он её она его. Но тридцатого декабря одна тысяча девятьсот тридцать первого года Федота Павлвича с несколькими казаками отправили в нестоль отдалённые места как врага
Советской власти сроком на четыре года. Узнал об этой девушке Евдокии житель села Шелопугино Булыгин Степан Степанович. Он до этого времени тоже был женат, но жена гуляла с другими мужчинами когда он был на покосе.  Посадил её на телегу вместе с её пожитками  и отвёз в отчий дом.
Когда приехал сватять Евдокию Лука Иванович предупредил его, что она беременна уже два месяца. Езжай Стёпа  домой подумай насчёт женидьбы, надумаешь приезжай я возражать не буду.
И пятнадцатого января одна тысяча девятсот тридцать второго года они поженились. А четвёртого августа одна тысяча тридцать второго года у них родилась дочь Мария.   Запись о рождении произвели четвёртого ноября якобы это их совместная дочь, украв ребёнка два месяца жизни. У Евдокии было всего пять детей живых и
два сына умерли после рождения.
В одна тысяча девятьсот тридцать пятом году Степан и Евдокия переехали жить на прииск Нижняя Шахтама, в колхоз отказался вступать Степан вот так покинул отчий дом. Оставив жить там братьев: - Михаила, Георгия, Иннокентия.  Да так и прожили на Нижней Шахтаме до одна тысяча девятьсот семьдесят третьего года, затем уехали в город  Хабаровск к детям - Марии, Василисе, Владимиру и их детям.
Там и ушли мир иной Степан прожил восемьдсят лет,а Евдокия девяносто два.
А вот ещё случай был у Евдокии - двадццть пятого декабря одна тысяча девятьсот тридцать шестого года Евдокии приснился
странный сон: Идёт она по своему  огороду и вдруг как из небытия пред ней остановился красивый мужчина средних лет. Посмотрел ей в глаза и сказал:- Я полюбил вас Евдокия и у меня есть большое желание чтобы вы подарили мне сына.
 Он будет красив, умён и всесторонне развит будет дарить людям честность, любовь и доброту.
 Только доброта может продлить жизнь зтой земли. Проснувшись рано по утру и выйдя за порог дома она увидела воочию того мужчину, что приснился ей во сне. Это был мой биологический отец Мартынов Иван Иванович,                освобождённый из мест политического преследования после пяти лет заключения, маме было двадцать пять лет отцу пятьдесят пять.
  Они полюбили друг друга. И в  одна тысяча девятьсот тридцать седьмого года
 появился я своей собственной персоной двадцать девятого сентября.
 Но недолго была их счастливая любовь, жена его снова отправила на Ленские прииска отбывать каторгу. Через год каторжных работ выпущен по решению прокурора и прибыл калекой на костылях.
Как потом мне говорил сама посадила, сама и выпустила. Прожил от роду - восемьдесят шесть лет в Вершине Шахтаме, ушёл в Мир иной  одна тысяча девятьсот шестьдесят четвёртом году и тоже помогла его любимая жена. Когда жил в Нижней Шахтаме
С Евдокией встречались каждый день по утрам. Я вырос с отцом с пяти и до тринадцати с половиной лет приходил к нему и играли с братом по отцу Григорием.
Вот такое моё рождение. Да я счастлив, что меня создали по любви и любили до самого последнего дня их жизни. Спасибо моим родителям и царствие им небесное - пусть земля им будет пухом. Мною созданы портреты отца и матери в краске и карандаше так, что вижу я их каждый день и они для меня живые.
Да, вот как и рассудить не знаю, но  отец Иван Иванович с десяти лет мне говорил: "Женись на Вере она тебе нарожает детей и я буду жить с вами.    Желание его жены были точно такими же. Да у них были дети: Александра, Иван, Пётр, Григорий и Вера с 1942 года рождения. Не женился на ней по причине, что она мне сестра. Такие свадьбы были в царской России, когда не хотели чтобы их капитал
не попал в чужие руки. Наверное и в данном случае предполагалось такое же
Как умер мой дед Лука есть рассказ в Прозе "Тайна смерти деда Захария"
О жизни моего отца Мартынова И.И. также есть рассказы в прозе.