Доколь влачить нам Черных дней кровавое наследье

Хамзат Фаргиев
                Моя душа принадлежит Богу,
                мое сердце — Родине, а с моим
                телом делайте что хотите, палачи...
                Католикос-Патриарх Грузии Амвросий

В Черные дни 1944 г. Российское государство, облаченное в палаческий балахон коммунизма, подвергло ингушей и чеченцев поголовной экзекуции – депортации. Их души - достояние Господа, не подвластны коммунистическим и «демократическим» государевым мужам и им не под силу вытравить из нашей памяти воспоминания о Черных днях. Государство аморальным и беззаконным отказом от территориальной реабилитации истерзало память депортированных народов. Об этом поведал И. Кодзоев в стихотворении «Ингушский караван».*

Оно известно мне давно: 28 лет храню подарок Иссы - пожелтевшие от времени листы с еще неопубликованным тогда стихотворением. Оно резануло по сердцу: снова и снова привлекало к себе. Но вначале не все было ясно: душе не хватало восприятия. «Ну и куда же тебя занесло, Исса? Что это за стиль? Стихи, как лестница, ведущая в небеса, каждую ступеньку которой заменяет одно слово или же полсловечка. Нельзя было, что ли, написать, как пишут другие поэты...» Подумал... Однако на божий свет свою глупость не выпустил. Вскоре снизошло понимание.

Если оскорбление, несправедливость или угроза насилия обрушивается на человека, то он с железными нотками гнева и стальным блеском глаз начинает цедить сквозь зубы, чеканя каждое слово: «Ты... меня... достал... Тебе... лучше... прекратить… или же... я... вытряхну... из тебя... душонку... Ты... уяснил?..» Слова в такой подаче звучат угрожающе серьезно: далее оскорбителю или вершителю зла надо или идти на обострение, или отступиться.

И. Кодзоев в своем творчестве всегда пребывает в такой крайней степени противостояния c властью, и потому каждая его строка звенит, как дамасская сталь...

Солнца
пёк
жесток.
Тумана
месиво
кроваво.

Наш
караван
гони -
вдаль
его
стреми.

Под
нами
земля -
печи
плита
раскаленная.

Небо
над
нами -
покрытие
ниши
могильной.

В те Черные дни мужчин были лишены возможности противостоять злу, и бессилье ввергало их в отчаяние. Поэтому на их сердцах был кровавый туман. На глазах матерей смерть морила голодом и холодом их детей. Поэтому солнце пекло им жестоко. Столетия в пути этот караван мук и погибели... Однако поэт не сдается, ибо верит:

Из
стали
сотворены -
мы
бедами
неукротимы.

Против
нас
идти –
скоро
смерть 
обрести.**

У гIалгIай
нет
плоти -
у гIалгIай
лишь
души.

Мы
вышли
в жизни
путь –
уже
вечность.

Этот
Мир
мы
никогда
не считали
усладой.

Оборвет
наш
поход
лишь
Господа
Суд.

Солнца
пёк
жесток.
Тумана
месиво
кроваво.

Наш
караван
гони -
вдаль
его
стреми.

(Перевод Х. Фаргиева)

Слова и образы писателя свидетельствуют: никакие земные страдания и невзгоды не заставят нас отречься от любви к Родине. У нас «нет» плоти, ибо она тленна, а души наши - из стали. Плоть поглотит Смерть, а души, не подвластные ни врагу, ни тлену явятся к Создателю.

Вот в этом-то и состоит назначение поэтической лестницы Иссы Кодзоева. Краткими, рубленными строками – словами, он «возвел» нетленным душам «стезю» на небеса, дабы они «взошли» по ней к Всевышнему. Представ пред Творцом, они засвидетельствуют о трагедии поголовного выселения, пережитой народом, пролитой крови и отнятых благах. Лишь поведав об этом Господу, они сбросят с себя бремя ответственности и обретут покой.

Хамзат Фаргиев

2 мая 2017
http://kavkasia.net/Russia/article/1493768951.php

Примечания

Данная статья была написана мной на ингушском языке, а затем переведена на русский в вольном стиле:  http://www.proza.ru/2018/06/04/365

* И. Кодзоев. «ЦIе тетрадь» (Красная тетрадь), Назрань, изд. «Пилигрим», 2012, с. 21 – 22. Статья была написана на ингушском, при ее переводе счел возможным внести дополнения и эпиграф, отсутствовавший в оригинале. Автор эпиграфа - Католикос-Патриарх Грузии Амвросий, который в 1922 г. выступил против советской оккупации и злодеяний большевизма. Эти слова были произнесены им на суде, приговорившем его к 8 годам заточения. Он умер в 1927 г. В 1996 г. Грузинская православная церковь канонизировала его как святого Амвросия Исповедника.

** На мой взгляд, в этой строфе И. Кодзоев говорит о смерти божеского начала в человеке и народе, участвующем в покорении и угнетении, преследовании и грабеже, истязании и убийстве других народов.

+++

Картина крымско-татарского живописца Рустема Эминова из цикла «Черный рассвет и Поезда  смерти».