Солнце духа и Болото бездуховности

Елена Шувалова
    Дух нации выражается в её языке. Эту истину открыл немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835).

   Основным в лингвистической концепции  Гумбольдта  является учение о тождестве «духа народа» и его  языка. «Язык  народа есть его дух и дух народа есть его  язык  – трудно представить себе что-либо более тождественное», - утверждал философ.


  Дух русской нации отразился в Русском языке. Современный Русский язык - это Язык Пушкина. Он будет современен нам всегда, и это всегда будет - язык Пушкина.

 
   Дух русской нации живёт в языке Пушкина, концентрируется в самом явлении Пушкина. Именно для общения с этим духом, - без которого нация не может быть живой и жизнеспособной, - проложена тропа к Пушкину, которая не зарастёт, пока в подлунном мире (то есть, в России - "полунощной стране") жив будет хоть один пиит (то есть, - духовный человек, - человек, способный воспринять поэзию).


                *   *   *


  В сказке Карло Коллоди нет нескольких персонажей, которые есть в сказке Толстого. В частности, в ней нет никакого Тарабарского короля.

  Кто такой этот Тарабарский король и для чего он придуман, - вместе со своим Тарабарским королевством?

  Нам известен тарабарский язык, тарабарская грамота. Это - придуманный язык; придуман он для того, чтобы передавать секретные сообщения тому, у кого есть шифр к ним. Придумал его, - кстати, - отец первого царя из династии Романовых, - Михаила, - патриарх Филарет.

  Разберём это слово -  "тарабарский" - по частям.
 
 Тара. Через нем. Таrа – то же из ит. tara от араб. tarh; "отходы, скидка"...

 Получается, тара  - это то, в чём перевозят товар. То, что потом выбрасывается. Ёмкость для товара.

 А что такое - "бара"?

Бара.
старин. то же, что болото ; В морях, в езерях и в барах всяка душа живущая скверна есть. / Викисловарь.

Получается, что тара - это упаковка-мусор, а бара - это болото...

 Тарабарский язык, - таким образом, - "болото в упаковке", - то есть, - то, что должно завести противников в болото.
Замечательно, что такой язык выдумал именно патриарх Филарет. Ведь благодаря тому, что самоотверженный Иван Сусанин завёл в болото отряд поляков, смог сесть на русский престол сын Филарета (Фёдора) Михаил Романов.

  Болото у древних славян было символом смерти. Так же, болото - символ бездуховности.

    "Болото  предстает  как   символ  стагнации, распада и гибели. Ассоциируемое с  болотом  физическое разложение становится олицетворением разложения духовного. Последнее происходит в результате отсутствия динамического начала, остановки духовных процессов.
 Болото , как переходная зона между сушей и водой (не вода и не суша), является одним из пограничных локусов и рассматривается как место обитания нечистой силы. В целом, в связи с символикой стихий,  болото  предстает как элемент ландшафта, в котором ощущается недостаток двух активных (воздуха и огня) и избыток двух пассивных начал (воды и земли).
В славянской мифологии  болото  является  символом  смерти (туда в заговорах «ссылаются» все болезни и смерть). Трясина — это образ ловушки для героя; будучи образована двумя антагонистическими духу стихиями, она символизирует искус материальным, поддавшись которому, человек обрекает себя на гибель. Как отмечает М. Шнайдер, болотистые земли являются  символом  «разложения духа», то есть местом, где происходит этот процесс благодаря отсутствию двух активных элементов (воздуха и огня) и смешению двух пассивных элементов (воды и земли). Именно данное значение отражено в сказках и легендах о рыцарях. Так, в истории о Гавейне, рыцаре Круглого стола, главный герой оказывается в  болоте , что означает его неспособность довести начатое дело до успешного завершения, как нельзя починить сломанный меч." / Словарь символов и знаков.

  Противостоят болоту (воде и земле) - огонь и воздух.

  Именно их находят за картинкой с нарисованным очагом герои сказки Толстого - голубой свет и расходящиеся лучи солнца.

  Солнце - символ духа. Дух выражается в языке. Русский дух выразил через язык величайший наш гений - Александр Сергеевич Пушкин.

  Судя по всему, герои находят в подземелье - истинного Пушкина, - Солнце Русской Поэзии...


                *   *   *

  Отрицательные герои (в пьесе, где и появляется особа Тарабарского короля) уничтожаются при помощи молнии, которая есть огонь и воздух.


  Каким же образом чистый, божественный Золотой ключик мог оказаться в нечистых руках Тарабарского короля?..

  Но ведь к тарабарской грамоте приходилось прибегать именно так называемым "положительным" героям Истории, - начиная с самого патриарха Филарета.  Этот искусственный язык был создан для заманивания в болота непонимания противников, врагов.

  Поскольку положительный герой всегда живёт в окружении врагов, - постольку он и прибегает к этому языку  -так как мир несовершенен, - и правду в нём можно доверить только посвящённым.

  Отрицательные же герои - по крайней мере, в сказке Толстого, - никакого другого языка и не знают. Отрицательные герои в сказке о Буратино - безбожники (впрочем, разве они не всегда - безбожники?).

  Язык, в котором нет Духа (Бога) - и есть тарабарский, бессмысленный язык.

  Государство, в котором пользуются таким языком, может держаться только на страхе. И Тарабарский король действительно пугает.

  "Тарабарский король (топает ногами). Схватить! Связать! Растоптать! Брамбамбрыссимо! Карамбабиссимо!

  Все - в ужасе".

  Золотой ключик, - как открыла внучка Толстого - Е.Д.Толстая, - взят писателем из романа немецкого романтика Новалиса. У Новалиса золотой ключик призван открыть новый Золотой Век, обрести Новую Атлантиду.

  Атлантида Новалиса - это королевство Поэтов.



Продолжение: http://www.proza.ru/2017/05/03/536