Мама
Как я уже упоминал, мама моя преподавала на музыкально-педагогическом факультете института имени Ленина. Она играла на пианино, учила студентов дирижировать. Очень часто занятия она проводила дома. Таким образом, музыка звучала в моей жизни с самого детства. Когда приходили гости, мама, бывало, играла для них Чайковского, Шопена, в общем классику, и это, очевидно, приносило большое удовольствие отцу. Он гордился тем, что у него такая утонченная жена. Хотя, как мне кажется, он мало что понимал в музыке. Во всем он искал смысл, а в музыке без слов, смысла он не видел. Поэтому он любил Высоцкого, и Окуджаву, и совершенно не понимал, как кто-то может слушать песни, например, на французском языке. А уж совсем без слов, то вообще непонятно, зачем такая музыка.
У нас дома в маленькой комнате еще стоял проигрыватель «Радиола». Под ним – запас пластинок, больше всего – детских со сказками: «Маугли», или как «Большая черепаха и львенок пели песню». Когда мне исполнилось лет 12, я стал слушать взрослые пластинки. Вертинский, которого очень любили мои родители, казался человеком, явно из другого времени, из другой страны, человеком другой культуры. Он представлялся мне воздушным, загадочным, не певцом, а скорее поэтом. Очень живо, как будто в кино, возникали в моем воображении его расплывчатые образы:
«В синем и далеком океане,
Где-то возле Огненной Земли,
Плавают в сиреневом тумане
Мертвые седые корабли.
Их ведут слепые капитаны,
Где-то затонувшие давно.
Утром их немые караваны
Тихо опускаются на дно.
Ждет их океан в свои объятья,
Волны их приветствуют, звеня.
Страшны их бессильные проклятья
Солнцу наступающего дня...»
Мне очень нравился еще Марк Бернес, особенно «Шаланды полнее кефали», но я стеснялся слушать эту песню при родителях, и особенно я не любил, когда ее включали при гостях, потому что ведь песня про меня, про Костю. Конечно же, мне льстило, что «все биндюжники вставали, когда «в пивную я входил». Но я совершенно не испытывал романтических чувств «к рыбачке Соне.» И в конце концов, даже если и испытывал, совершенно не обязательно об этом петь на всю ивановскую.
Мама приобщала меня к музыке с детства, она несколько раз пыталась отдать меня в музыкальную школу. Но ничего не выходило. Я оставался невероятно упрям в своем убеждении, что это занятие «для девчонок». Единственное на что я согласился это походы по воскресеньям в Консерваторию. Специальные образовательные концерты для детей, где красиво одетая тетя сначала объясняла значение музыкальных произведений или рассказывала о жизни великих композиторов. Потом оркестр исполнял их музыку. Для таких походов мне купили специальный пиджак, полосатый, с медными пуговицами, примерно, как у судьи Крикса в фильме «Здравствуйте я ваша тетя». Мне не нравился этот пиджак, точнее сказать, я его ненавидел, но сопротивляться я не мог, потому, что иначе бы заставили еще и в музыкальную школу ходить. А в консерватории мне нравилась совсем даже не музыка, а буфет. В перерыве мы с мамой туда обязательно ходили, ели бутерброды с красной икрой и запивали напитком «Буратино».
Lady Madonna.
- Але. Ты дома?
Голос Маслина дорожал, сильнее обычного.
- Ясное дело, раз подхожу.
- Приходи, приходи быстрей, мои родители уехали, брат тоже.
- Куда уехали?
- В «Поляны», это такой ЦКовский дом отдыха. На 2 дня. Да это и неважно куда. Главное приходи.
- Яблонского позовем?
- Позвал уже, он скоро придет.
Маслин был явно чем-то возбужден, но я не понимал, чем именно. Через пять минут я звонил в его дверь.
- Вот смотри. Моему брату купили магнитофон.
На столе стояла черная коробка с кнопками, индикатором, и с регуляторами частоты и громкости звука. Почти как пианино в моем доме, она таила в себе какой-то секрет. Маслин смотрел на нее влюбленными глазами. Осторожно он нажал на кнопку. Сначала послышалось негромкое шипение, и потом вдруг рояль, резко, сразу очень бодро. Звук нарастал, удары по клавишам нанизывались как бисер, вступивший голос казался молодым, звонким, и каким-то английским. Именно английским, а не американским. Акцент, может быть, я не понимал, почему я так подумал. Я никогда раньше не слышал такой музыки, она заставляла биться сердце, все тело пульсировать, а ноги сами начинали прыгать.
- Представь, - сказал Маслин. - Раздолбанное в конец пианино.
- Накуренная комната.
- Пепельница, прямо на пианино, на краю, за клавишами.
- И парни все в костюмах
- Черных.
- И галстуках.
- Узких?
- Скорее всего.
- Ударник с усами, опускающимися вниз.
- Да и абсолютно флегматичный, играющий, как бы между делом.
Воображение у меня с Маслиным все обострялось, и главное, мы представляли все в унисон. Мы не спорили ни по единому пункту.
- Да и обязательно, вот тот, кто за пианино в очках…
- Круглых?
- Да в тонкой оправе.
Откуда мы все это знали? Ни я, ни Маслин тогда еще понятия не имели, как выглядят “Beatles”. Мы, конечно, слышали о них, но какую музыку они играют, мы не знали. По кассете нельзя было определить, что за записи не ней. Наши образы возникали исключительно из музыки. Песня оборвалась как-то неожиданно на восходящей ноте. Нам захотелось послушать ее еще раз, потом еще, и еще и еще раз, пока не пришел Яблонский. Сначала он не мог понять, чем мы так возбуждены. Но когда песня заиграла, точно так же, как и мы, он начал дергаться в ее ритме.
«Давай играть», - предложил Маслин.
В большой комнате стояло черное пианино, Санек учился в музыкальной школе, и за этим пианино он разучивал гаммы. Он отрыл крышку, Яблонский сел за воображаемые ударные, я же взял в руки резиновые прыгалки, висевшие у Маслиных в прихожей. Кажется, его мама занималась физкультурой с этими прыгалками. Ручка стала микрофоном, другой рукой я придерживал провод. Магнитофон щелкнул, и мы запели. Маслин бил по клавишам, Яблонский, как и положено, казался почти безучастным, изображая игру ударника, «так между делом, пришел вот побарабанить, и сейчас уйду». Я извивался с микрофоном. И так раза 3 подряд. Потом, мы решили узнать, что же там дальше. А дальше шла совсем непривычная для нашего слуха песня. Начиналась она, как колыбельная, спокойно, медленно, нежно, потом голос взрывался, рычал, и потом вдруг уходил в совершенно другую тональность, другую мелодию. Маслин сразу сказал – «баварская.» Действительно, что-то в этом куске было явно немецкое, бравурное, пивное. Русский текст складывался как-то сам собой:
«Бой, скорее пива налей
Пива налей,
Скорей же.
Бой, а ну-ка пива налей,
Пива налей. Скорей.»
Мы восторгались этими рифмами. И тут мы уже представляли не тонкокостных англичан в пиджачках, а упитанных розоволицых немцев с пепельными волосами. Они сидели на лавках за огромным длинным дубовым столом, с кружками пива в руках, и раскачиваясь, хором распевали разухабистую песню. Но мелодия сменилась опять, она стала красивой, проникновенной, ее хотелось слушать вновь и вновь, но звучала она совсем не долго. Неожиданно возвращались баварцы со своим «Бой, а ну как пива налей».
Потом мы, конечно же узнали, что играли их The Beatles «Lady Madonna» и «Golden Slumbers», песни с разных дисков. Довольно скоро у Маслина появились записи других групп Uriah Heep, Kiss, Sweet, Smoky. Они крутились, и днем, и ночью, докручивались до того, что бывало магнитофон «Весна» «зажевывал» пленку. Пленка осторожно извлекалась пинцетом, склеивалась «Скотчем», который мой отец привез из Англии в большом количестве, и который я у него воровал. Мы спорили «кто забойней», кто интересней, кто важней, но лично для меня именно Битлз оставили главное музыкальное впечатление. У меня возникло ощущение, что я когда-то все это слышал. Как будто бы, их музыку никто не сочинял, она была, есть, и всегда будет. Она вечная. Потом я увидел их на фотографиях, и нисколько не удивился, что наши представления оказались реальностью. Но никогда, ни на секунду даже в самых безумных мечтах не мог предположить, что когда-нибудь увижу настоящих рок музыкантов на сцене. Не обязательно Битлз. Хоть каких. Это исключалось раз и навсегда. Тогда бы легче представил, что стану космонавтом и отправлюсь в полет на Марс.