Рисунки и офорты И. И. Шишкина

Алина Алексеева-Маркезин
  И. И. Шишкин. Лес на вырубке.
      
       И.И. Шишкин (1832-1898) - тонкий рисовальщик карандашом и пером, был гравером-профессионалом. Он создал за свою жизнь свыше ста листов, посвятив их целиком изображению родной русской природы. Его офортные работы отличаются тонким знанием природы, прекрасным и верным рисунком и совершенной техникой.
И.И. Шишкин — замечательный художник русского пейзажа — с офортом бегло познакомился в 1863 г. в Швейцарии у Коллера. Основательно он стал им заниматься в Петербурге в кругу художников-передвижников в основанном ими «Обществе русских аквафортистов» (1871 — 1874).

             Наряду с живописью он много времени и сил уделял изготовлению офортных досок. Работал он углубленно и сосредоточенно. Нам известно множество пробных оттисков, сделанных с досок в процессе их изготовления. Кроме обычного приема иглой, И.И. Шишкин применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. Материалами для его граверных произведений служили многочисленные его натурные рисунки.

      Своими автографическими офортами И.И. Шишкин намного расширил круг своих зрителей, привлекая их внимание к родной русской природе. В этом была огромная заслуга И.И. Шишкина, создавшего свыше сотни офортов, выходивших в свет отдельными произведениями или целыми сериями.

       Его первый офорт назывался «Горная дорога». Позднее в Цюрихе, где наш пейзажист находился в качестве пенсионера Академии Художеств, посланного за границу для довершения своего художественного образования, он исполнил две гравюры, как бы из шалости, но они вышли настолько удачно, что не могли не внушить ему охоты более серьезно предаться офорту.

             Но последовавшее вскоре затем возвращение на родину и необходимость много работать кистью для того, чтобы упрочить здесь свою репутацию, как живописца, отвлекли нашего художника от полюбленного им дела. Только в 1870 г., когда в Петербурге образовался кружок под названием Общества русских аквафортистов, он снова принялся за гравирование, причем, как более опытный между членами этого кружка, помогал многим своими советами и примером.
 
            С того времени Шишкин не переставал заниматься офортом в минуты досуга от более многодельных и крупных художественных работ и выпускал свои эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, возбуждая каждый раз энтузиазм наших собирателей гравюр и заставляя их друг пред другом гоняться за первыми и лучшими оттисками этих произведений.

             Товарищество А. Ф. Маркс выпустило ретроспективный альбом «60 офортов И.И. Шишкина 1870-1892», в который вошли все авторские репринты из предыдущих альбомов и 19 новых композиций, созданных специально для этого издания. Стоит подчеркнуть, что Иван Иванович Шишкин был одним из лучших офортистов своего времени, великим знатоком и экспериментатором в области эстампа. Все доски гравировал лично, вносил по ходу печати авторские правки, благодаря чему мы имеем один и тот же лист с некоторыми вариациями.
   
            Для каждого сюжета художник искал особые технические приемы, иногда рисовал на доске кистью, употреблял различные подкладки помимо бумаги – батист, бархат, шелк.

            Офорты И.И.Шишкина представляют большой интерес для знатоков и любителей, так как являются одной из вершин в искусстве офорта, дают понятие о его разнообразных приемах, завораживают виртуозной игры линий и модуляциями черно-белых теней.

            Как и в живописи И.И. Шишкина, сюжеты его фортов – природа. Это панорамные пейзажи, лесные боры, могучие деревья, камни, ручьи, зимние валежники – природа в ее первозданном, нетронутом человеком, и даже животными виде.