Три брата

Татьяна Голотвина
   За окном уже третий день бушевала метель. Прасковья старалась не стонать, но схватки становились невыносимыми, мучилась вторые сутки. К утру стало совсем плохо.
 - Петька, слышишь? Сынок, вставай. Сходи за тёткой Феней.
   Петька спустил ноги с полатей, но снова заснул, прислонившись к стене.За занавеской послышался стон матери. Он быстро спрыгнул на пол и подошёл к ней.
На мать было страшно смотреть - почерневшее  за ночь лицо было опухшим, глаза ввалились.
 - Мама, что с тобой?
 - Беги!
   Петька оделся и выбежал на улицу. Дороги не было видно, всё замело.Он взял лопату и стал  копать.
   Через час добрался до тётки Фени. Постучал. Она выглянула в окно и  уже через минуту вышла с узелком в руках.
   Когда вошли в дом, было тихо, только часы тикали, да брат Колька сопел, уткнувшись в подушку.
   Тётка отдёрнула занавеску и запричитала:
 - Что дотянула-то, милая, не звала меня?
   Она стала хлестать мать по щекам. Прасковья открыла глаза.
 - Феничка, ты пришла. Спаси! Хоть ребёнка спаси!
 - Петька, посмотри вода в чугуне тёплая? Да сходи за дровами,- распорядилась тётка и стала мыть руки. Петька вышел на улицу,но к дровнику было не пробиться. Завалило снегом по самую крышу. Пока копал, прошло время.Уже входя в дом, услышал плач. Тётка стояла посреди комнаты с ребёнком на руках и плакала.
 - Ты теперь будешь ему за отца и за мать, померла твоя мамка. На, подержи его, а я мать обмою.
   Петька держал орущего ребёнка, смотрел на сморщенное личико и чувствовал, что ненавидит его. Ведь мать умерла из-за него.А ребёнок словно почувствовал это, вдруг протянул ручонку, схватил брата за палец и перестал плакать. Петька прижался лицом к нему и сам заплакал, глотая слёзы. Проснулся Колька и увидев, что брат плачет, тоже заревел.
   Похоронку на отца получили в начале войны. Жили плохо, но раньше рядом всегда была мать. А теперь одни,совсем одни. Петьке двенадцать лет, а  Кольке всего семь.
   Когда похоронили мать, тётка забрала их и корову к себе. Прожили у неё до лета
А летом, как только стало тепло, она продала родительский дом, отдала долги, справила им одежду,запрягла корову и отправила их одних к материной родне. А это было далеко.
   Еду, какую она им дала с собой, они съели, в первый же день.
   Мишке было уже  семь месяцев. Он на удивление был спокойным и смышлёным ребёнком. Никогда не плакал. Сидя на телеге, он улыбался всем проезжающим мимо, а люди, видя детей, из жалости всегда угощали: кто сала кусочек, а кто сухарик. Спасала от голода корова Зорька. Петька доил несколько раз в день и тут же всё молоко выпивали.
   Марии, которая на шесть лет была старше Петьки, сообщили, что её племянники идут к ним с коровой, уже четвёртый день.Выпросила она лошадь у бригадира и к ним на встречу поехала.
   Мария жила с матерью, своих детей у неё не было, и  Мишка стал звать её мамой.
Работала она на бригаде и детей видела только по вечерам, а чаще уже спящими. Мать её болела и не подымалась с кровати, после того, как получила похоронку на сына.
   Умер Миша на третьем году жизни, от коклюша. Даже перед смертью не плакал, глядел на всех широко открытыми глазами и улыбался.Потом закашлял и посинел.
Мария  подбежала, схватила его, а он уже не дышал
   После смерти брата Петька с Колькой стали ссорится и даже драться. Словно с уходом  младшего брата и мир в семье был нарушен. Очередной раз Пётр сильно дёрнул брата за ухо. Мальчик всю ночь простонал, ухо и левая сторона лица опухла, а потом почернела. Поднялась сильная температура.Колька стал бредить, звал умершую мать.
    Мария пришла с работы и когда увидела метавшегося на кровати Кольку, сразу же побежала за лошадью, и не медля поехала за врачом в другое село. А когда приехали, то было уже поздно- Колька умер.
   Остался Пётр из всей семьи один. Женился он рано.С женой они жили дружно.
Родились у них два мальчика.
   Иногда выпив, Пётр плакал, и винил себя в том, что не сберег братьев.