Годовщине ПОбеды. Слава Героям-Героям -Слава!

Алексей Фандюхин
   
  Годовщине Победы. Слава Героям-Героям -Слава!
   

              Получил я тут намедни домашнее зданьице на кружке окололитературном от Вождя: к празднику Победы 9 мая представить рассказик про героев Советского Союза -  земляков в издаваемый очередной «двухсотстраничник». Срочно! Понятно, что полу - документальный сборник о Героях, да в наше время, да с немыслимыми возможностями интернета сверстать - раз плюнуть. Выхватывай куски текста с картинками, парочкой предложений приправь и… готово.
       Ну и что-то, что нового и неизвестного там не будет нисколечко, но галочку поставить получится! Да и тема патриотическая в тренде, глядишь, деньги на то бюджетные упадут, профинансируют издание.
       Недельку ходил и мысль, давно в мозгах прикипевшая не давала покоя, знать про лихо- лихое мог только с рассказов моих бабушек в далёком детстве.
       Деды, сгинув без вести подо Ржевом в февральской стуже 42-го поведать мне уже ничего не смогли. А то, что было написано и сказано о той Великой войне, мне уже повзрослевшему правдой казалось какой-то половинчатой и пересказывать чью-то полу- ложь как-то и не очень хотелось.
       Чего-писать-то и о чём   можно такого сказать, увековечив на бумаге, толком-то и не зная темы? Какое я имею отношение к той войне, родившись через пятнадцать лет после её окончания?
        Подумал, ещё раз подумал хорошенько и понял: можно всё же говорить и нужно говорить! Говорить о том, как ты, пропустив через сердце своё и сознание горе человеческое донёс в памяти до потомков твоё личное понимание той далёкой трагедии, дабы не повторять детям и внукам твоим ошибок прошлого.
      Нет, что б понатырить с инета букв, словов каких сильных и предложений по темке задания, да на том успокоиться принялся умничать - на себя примерять- осмысливать подвиг героев лет прошлых, в памяти копаться, да грязное белье старушки- истории ворошить.
     Ну, да ладно… Начну издалёка. Ну, это чтобы тебе Читатель, понятно было.
    Был я пионером. Был и комсомольцем. Пионером, по прошествии с пол - века, я так и остался, в душе. Комсомольцем? Комсомольцем скорее-то и нет.  Пионер это кто? «Пионер» - это первопроходец. Так и я, до сих пор, путей лёгких не ищу, накатанных. Грудь вперёд, глаза навыкат, в «первопроход». Как в жизни, так и с рассказиком, вот этим      
 в партию – не взяли, когда хотел. Для ИТЭровцев - в порядке очереди. Рабочих принимали без очереди, а вот…нашего брата…как-то так. В комсомол заигрался до курьёза.  Вроде, как и по возрасту должен бы уже и выбыть из членов Великого Ленинского КСэМа, но забыли исключить члена Горкома.
        И в партию, очередь больно медленно, двигалась.  А когда пришла долгожданная, к тому времени поумнел - глаза раскрылись на цели и задачи КПэСэС с её идеалами мифическими, да дисциплиной партийной, узконаправленной: держать табун в узде и тебя придерживать скакуна, норовистого.  На чужом примере, не на своем поумнел.
         А пока умнел, тут и партию разогнали, ну а для тех, кто не понимает о какой партии речь-то идёт, в силу возраста юного, али забывчивости старческой, и аббревиатура «КПСС» кому неясна - объясню: -Одна она у нас, одинёшенька, в Союзе Советском была партия -то, коммунистическая!
         Те идеалы, привитые в семидесятых, когда лет- то мне было отроду- две советские пятилетки, они в голове и сердце моём, до сих пор живы. Да, идеология сильно была в государстве советском поставлена - вдолбили на века, накрепко.
         Сел и написал. Ничего хорошего и не получилось. Нельзя печатать в сборнике. Но, в абортарий плод любви литературной не отдам. Нехай живёт. В муках ведь выстрадан.
        А вот он и сам рассказик. ПРОЗАРий он всё стерпит, читайте ежели не лень.
 
          Слава героям, героям - Слава!
           День пионерии одна тысяча девятьсот семидесятого года. Только, что отпраздновала страна столетие Ильича, а тут и дети Ленина - мы, свеж принятые пионеры, со своим(?) праздником.
          Торжества районного, а может даже и городского масштаба, у Вечного огня, памятника воинам, сложившим головы в Великой войне.
          Нещадно палит солнце, аномальное для конца второй декады мая и широт Юга Западной Сибири. Застывшие, в немом благоговении, ребятишки, на 30 градусной жаре, час, другой, третий.  Белые рубашонки, алые галстучки, пилотки. Стройные шеренги.
         Ни в туалет отлучиться, ни шевельнуться. Чего-то ждём непонятного, для нас неразумных, да и похоже для педагогов – поводырей наших - тоже непонятного.
        Прямо передо мной строгая бетонная стела- барельеф герою войны, одетая в шубу из мраморной крошки, цвета крови. Сотни раз перечитываю: Герой Советского Союза Спеков Александр Васильевич, погиб 21 января 1940 года в бою, с белофинскими захватчиками.
          Он, Герой и ты Лёнька будь Героем! Ну и что, что нестерпима жара, ну и что, что во рту пересохло и кружится голова - терпи! Терпи, как страдали, терпели и гибли настоящие герои!
          В соседней шеренге какое-то замешательство.  Хрупкая, рыжеволосенькая девчонка падает без сознания, прямо на раскалённую плиту мемориального комплекса.  Вызвали неотложку. Скорая помощь, не заставила себя ждать долго, станция, почти за углом, в нескольких сотнях метров.
          Стоим. Ждём. Терпеть! Вот Спеков, Спеков- он же герой! С белофиннами сражался, погиб, как герой. Но врагу - не сдался! И мы выстоим.
          Скорая, оказав помощь ребёнку, поводив перед носом ватку с нашатырём, тихонечко укатила, но видимо рановато. В соседнем строю опять переполох. Хлопнулся о бетон второй ребёнок.
          Ждём, чего-то, либо кого- то. Стоим, на вытяжку и ждём, и ждём, и ждём.
          Повзрослев и вспоминая много раз ту историю, с изнуряющей жарой и бетонной стелой с фамилией героя я задумывался, зачем всё это было? Зачем стояли часами, до умопомрачения и что за война была такая? Война, до войны? И кто на кого напал.
          И почему, почему люди гибли на чужой земле?  С двадцать вторым июня сорок первого было всё понятно! Коварно, на рассвете враги напали на нашу страну. Поднялся народ за Русь!  Отбили супостата- добили в собственном логове!
          А, здесь?  Не к нам враги явились - это мы прорвали границу и пошли отвоёвывать то, что нам не принадлежало. Полегли костьми в землю финскую мёрзлую десятками, сотнями тысяч.
           Сражались Спековы, Ивановы, Петровы за Родину, шли на убой стадами, «За Сталина». Но, похоже Родине- матери и матерям солдатским детей своих терявших, нужна война была, как собаке нога, пятая!
         Судить-рядить можно долго, очень долго, спорить до пены у рта, до посинения. Рассказывая о том, что не мы войну начали, а белофинны, с провокаций. Обстреляв советских пограничников из дальнобойных артиллерийских орудий.
          Говоря и о том, что отогнать нужно было вероятного противника от стен Ленинграда, вблизи которых проходила граница. Спасти финских товарищей от гнёта империалистов.
           И зря стране нашей не поверил весь мир, признав СССР агрессором, выгнав- исключив из Лиги Наций.
       Рассудит всех время и история. Может и рассудит. Историю ведь и до нас   десятки раз переписывали люди умные- учёные, в угоду правителям. Но, мы об этом не узнаем, и потомки наши, в двадцатом колене - тоже не узнают. У них будет своя правда, правда из школьных учебников… Новой истории.
      А может и не будет, ни правды, ни потомков от того, что в однорядь, заигравшись, да на мир весь обидевшись правители наши, аль на смену им пришедшие достанут меч- кладенец да жахнут по планете нашей земелюшке мечом- смерчем ядерным, расколов на частицы мелкие.
       Ну, а герои…Герои они есть и всегда будут. Нельзя нам как-то, без Героев!
       И Спеков Александр Васильевич чем не герой? Телефонист пограничного разведдозора, исполняя долг воинский   до мгновения последнего, просивший подмогу, погибавшим в неравном бою товарищам.
       Ведь не струсил Сашка, не смалодушничал запричитав «мама» размазывая слёзы по щекам, забившись под лавку. А может было нестерпимо больно от горящей   одежды и понимая, что жить остаётся совсем не много решился он на отчаянный шаг. Шагнув с гранатой в руке навстречу пулям.
       Шаг навстречу Подвигу. И стоят и будут стоять памятники земляку нашему и бегать тепловозы и плыть пароходы, нося имя гордое его, пока жива Земля русская, пока жива Память.
       Не получилась статья пафосной и торжественной, а так какой-то кусок остервенения. Не пойдёт в печать. Да и, не сильно-то и хотелось.
       Есть и кроме меня кому тексты величавые плести, а под заказ… под заказ вот…не смог.