Беседа пятнадцатая. Невозможность окончательного с

Юрий Радзиковицкий
Беседа пятнадцатая.

                Невозможность окончательного смысла


                Все эти притчи только и означают
                в сущности, что непостижимое непостижимо...
                Ф. Кафка, писатель.

                До сих пор считалось, что  самое важное в
                Евангелии  нравственные изречения и правила,
                заключенные в  заповедях, а для меня самое
                главное то, что Христос говорит притчами из   
                быта, поясняя истину светом повседневности.
                Б. Пастернак, «Доктор Живаго».

                Вздумаешь поиронизировать над какой –
                нибудь из притч, а в ней не семь,
                а семьдесят семь смыслов.
Д. Зантария, писатель.

               

Как-то один видный современный российский лингвист рассказал занятный случай, связанный с пониманием эпизода из повести  «Отец Сергий» Льва Толстого, написанной в 1890 году. Степан Касатский, молодой красавец - князь, командир кирасирского полка, видная фигура в великосветских  кругах северной столицы, неожиданно для всех в день Покрова уходит в монастырь, навсегда распрощавшись со всеми радостями жизни.  Но для  него самого причина этого поступка была очевидна: всё его прежнее стремление к успеху, к карьере и к выгодному браку вдруг стало омерзительным и недостойным. И он обратился к Богу, «к вере детской, которая никогда не нарушалась в нем». Семь лет, которые он провёл в монастыре, были года волевого выстраивания своей жизни в вере, в служении Богу. Но всё чаще наступали моменты, когда он молился не душой, а телом, произнося слова и делая поклоны. Скука всё более одолевала его. Спасаясь от плотских соблазнов, он уходит в затворничество в Тамтинской пустыни. Живёт в пещере, сделанной в горе.  И так проходит ещё шесть лет. Но  соблазны жизни и здесь его находят.  Маковская, красивая молодая женщина, «разводная жена», оказавшись с компанией подгулявших друзей рядом  с местом уединения отца Сергия,  от скуки и ради развлечения заключает пари: «Я буду ночевать у Касатского». Прикинувшись заблудшей, она проникает в его келейку. А затем, освоившись и пустив в ход всё своё женское очарование, она начинает лукаво его соблазнять.  Не имея никаких сил противостоять её ухищрениям,  Отец Сергий, «не глядя  на  нее,  прошёл  мимо неё в дверь в сени, где он рубил дрова, ощупал чурбан, на котором он рубил дрова, и топор, прислонённый к стене.
     -   Сейчас,   -  сказал  он  и,  взяв  топор  в  правую  руку,  положил
указательный  палец  левой руки на чурбан, взмахнул топором и, ударил по нём ниже  второго сустава. Палец отскочил легче, чем, отскакивали дрова такой же толщины, перевернулся и шлёпнулся на край чурбана и потом на пол».

На вопрос к слушателям, как для себя важный смысл они извлекли из данного эпизода,  преподаватель услышал два  ответа.
Первый: «До чего бабы доводят мужиков!».
И второй: «Что делать человеку, если там, где должен быть  Бог, ничего нет?»  Ведь перед искушением Степан обратился к Богу с молитвой:
"Господи  Иисусе  Христе,  сыне  Божий,  помилуй  мя грешного, Господи,
помилуй  мя  грешного", - не переставая молился он не только внутренне, но и невольно наружно шевеля губами.
 Но помощи не воспоследовало. Не пришёл  на помощь тот, к кому он так страстно воззвал. Там не было его.
     Удивляет такая противоположность мнений. Какое противостояние грубого и возвышенного! И какой же  из приведённых  выводов  верный? Оказывается, оба вывода имеют право быть. Они оба соответствуют тому уровню способности понимать, который был у каждого из двух отвечавших на поставленный вопрос. И как ты  уже ожидаешь, мой юный читатель, мы опять приходим к проблемам понимающего диалогового чтения. И ты, надеюсь, заметил, на новое словосочетание, ранее в этой книге не употреблявшееся, способность понимать. Обучиться способности понимать - это значит научиться определённой умственной деятельности. Понять - значит пройти определённый путь от непонимания к пониманию. Путь, в результате которого понимающий сможет ответить на такой вопрос: «Как ты понял это?» И вот первый из отвечавших  ответит на этот вопрос, недоумённо пожав плечами: «Как понял? Что за вопрос? Всё и так ясно. Бедный мужик, достала она его». А второй отвечающий пустился бы в объяснения: «Я не сразу понял. У меня было вроде как задержанное понимание, отложенное на некоторое время. Я сначала ответил на свои вопросы, которые возникли в связи с некоторыми обстоятельствами судьбы отца Сергия и теми характеристиками, которые давал им автор. А когда вспомнил, что я до этого знал по разным смыслам этого текста, то всё как-то соединилось и выстроилось. И затем я смог это выразить  теми словами, что были услышаны в моём ответе. И я хорошо помню и  свои вопросы, и свои воспоминания… И я чётко себе представляю, как  пришёл к своему выводу».
 При этом надо ясно сознавать, что  при развитых способностях понимать один и тот же текст,  найденные  разными понимающими смыслы в нём будут во многом несхожи.  Тут скажутся  и несхожесть жизненного опыта, и разные объекты в тексте, вызвавшие к себе вопросы, и неодинаковость глубины проникновения в содержание. И что делать с вопросом: «Какой  из предложенных результатов понимания верный?»  И что делать авторам, когда их тесты понимают не так, как они задумали, ради чего они писали свою книгу? Вот, скажем, авторы притч.  Притчи - малые по объёму, прозаические по большей части произведения, содержащие в себе некие нравственные поучения. Александр Мень, видный христианский богослов, писал: „Притчи невольно захватывают слушателя и читателя, заставляют их включаться в переживания действующих лиц. Лаконичная и яркая образность притч, их поэтическая структура и изобразительные средства (гиперболы, метафоры, контрасты, неожиданные концовки) помогали их быстрому запоминанию». Если эти соображения были высказаны во второй половине двадцатого века, то на заре европейской цивилизации,  в четвёртом веке новой эры, Иоанн Златоуст, один из трёх главных христианских святителей и учителей, следующим образом определил основную особенность притч, связанных с именем Иисуса Христа: он прибегал к ним, «чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть её в памяти и как бы представить глазам».  Каждая притча создавалась с определённой целью:  или развенчать какой-либо человеческий порок, или возвеличить какую - то добродетель. И если допустить, что  вдруг некий читатель обнаружит в ней другой смысл, несовпадающий с авторским?  В лучшем случае – такого читателя высмеют, а в худшем… Для полноты прояснения данной проблемы давай рассмотрим, как понимается в современном мире одна из известнейших притч. Речь идёт о библейской притче, текст которой тебе предлагается для прочтения.
                Притча о смоковнице
Когда вышли из Вифании, Иисус взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошёл, не найдёт ли чего на ней. Но, придя к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус:
— Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!
И слышали то ученики Его.
Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Пётр говорит Ему:
— Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Иисус, отвечая, говорит им:
— Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», — и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».
Предвидя твой недоумённый вопрос и  твоё недвусмысленное возражение: «А Библия зачем здесь?  Не собираюсь под чьим-то руководством приобщаться к какой-либо вере»,  я вынужден сделать  некоторое пояснение прежде, чем продолжить  разговор о прочтённой тобой притчи, чей текст можно найти в Евангелие от Марка (Мр. 11:11-14).  Конечно, трудно отрицать, что Библия является одним из основных источников христианской веры, но при этом немало важен и тот факт, что одновременно она является и важнейшим памятником европейской культуры. Влияние сюжетов и образов этой вечной книги  на музыку, живопись и литературу  за последнее тысячелетие огромно и плодотворно.  И при этом надо заметить, что во многих случаях это влияние не связано с верой в Бога,  с пропагандой религиозных ценностей.  Сила образов,  их трагичность и жертвенность, вера в человека и в его высокое предназначение,  морально-нравственные  ценности - вот что притягивает представителей искусств к библейским текстам.
    События, описанные в нашей притче, происходили     за несколько дней до казни Христа на Голгофе. И она рассказывает о последнем прижизненном чуде, явленному им свои ученикам и последователям: произнесённые им слова в адрес смоковницы обладали чудесной силой воздействия – дерево, по весне только что выпустившее зелёные листья, внезапно засохло, жизнь ушла из него, уступив дорогу смерти. Ибо так захотел Иисус. За что он так расправился жестоко  с деревом, в тени которого могли отдыхать измученные жарким восточным солнцем путники. Если бы тогда  были ярые защитники природы, какие-нибудь  «зелёные», то досталось бы Христу от них. И вот, отвечая на только что поставленный вопрос, мы с тобой переходим к тому, как понимают эту притчу о смоковнице (инжире).   Версий смыслов, которые были выявлены в ней, много. Все они  своеобразны.  С наиболее любопытными  из них ты сейчас познакомишься.
Версия первая. Смоковница – символ тех  религиозных служителей, что были до прихода Иисуса и которые не приняли его. Они совершали красивые религиозные обряды и жертвоприношения, произносили  многословные сладкозвучные молитвы, но всё это было фальшиво и бесплодно. Пользы для  народа от них не было никакой. И с ними, как  и с деревом, не дающим плодов, Христос беспощадно боролся.
Версия вторая.  Смысл притчи состоит в послании ко всем, кто её прочитал.  Суть  послания состоит в том, что не надо уподобляться смоковнице.  Не стремитесь  по преимуществу ко внешней красоте, к  видимым успехам  и материальным их признакам, к жизни только для себя. На этой дороге вас ожидают  очерствение души   и духовная смерть, судьба смоковницы
Версия третья. С большой убедительностью показана грозная, карательная сила Христа. Ранее в Библии он был кротким и любящим, милосердным и всёпрощающим наставником.  Не есть ли это некое разрешение последующим в веках духовным вождям    на жестокость по отношению, с их точки зрения,  к не полезным членам общества. Костры инквизиции, сжигавшие множество «человеческих смоковниц», не с подачи ли всемилосердного Христа   полыхали по всей Европе?               
Версия четвёртая. Для жителей тех мест смоковница была обладателем многих целебных свойств, одним из семи растений, символизирующих богатство их родины. Библия утверждает  лист смоквы (фиговый листок) был первой «одеждой» человека, став с тех пор символом чистоты и целомудренности.  Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер.5:17 , Иер.8:13 , Иоил.1:7 ,12).  По мысли их предков, они были  также символом мудрости. Жить под смоковницей для них означало  существовать в мире и благополучии. Вот против чего были направлены слова нового духовного вождя.  Не есть ли это предупреждение о том, что новые идеи грозят уничтожением вековых традиций и ценностей народов?
Версия пятая.                И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя,  дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». Эта  строчка из  девятнадцатого Псалма утверждает величие Того, кем было создано всё на земле. И такой же гимн пела смоковница во славу своего создателя, который только Он ей отмерил  и время рождения, и время плодоношения, и время умирания. И менять эти сроки мог только Он, её создатель. А не тот, кто вдруг «взалкал», то есть захотел поесть. Ведь он  многими хлебам мог накормить толпу и, конечно, самого себя. Зачем уничтожил дерево, почему не явил чудо внезапного  его плодоношения? И себя бы накормил, да и спутников своих тоже. Или это был бунт сына против отца? Сына, который не ценил то, что создал отец, за что его «славит твердь» и всё растущее на ней.
Версия шестая. В Библии есть пронзительная строчка: «Коего имеем мы, не из тех, кто не знает сострадания к нам в слабостях наших; нет, Он ведь и Сам был искушен во всем». Рождённый земной женщиной, Иисус и сам был наделён многими человеческими качествами, как сильными, так и слабыми. Об этом свидетельствуют строки из стихотворения А. Апухтина, интересного русского поэта девятнадцатого века, описывающие состояние Христа в Гефсиманском саду.

 
И шёл Он молиться опять: "Но если не может Меня миновать -
 Не пить чтоб её – эта чаша,
Пусть будет, как хочешь Ты, Отче!"               
И вновь  объял Его ужас смертельный,
И пот Его падал на землю как кровь,
И ждал Он в тоске беспредельной.
 

На многих страницах Библии сын божий предстаёт  перед нами в проявлении человеческих слабостей: он проклинал, ужасался, тосковал, скорбел, ненавидел, гневался и ужасался. Изнемогший, уставший, он возвращался из Иерусалима голодный и измождённый. «И он взалкал».  Слово-то какое выбрано – взалкал, что означает – сильно захотеть чего-то, в данном случае – есть. И не найдя плодов   для утоления голода, разозлился и в минутном гневе проклял ни в чём не повинную смоковницу.
То, что у него было ранее другое отношение к этому дереву, говорит другая притча, в которой речь тоже пойдёт о смоковнице. Важно отметить, что её рассказал сам Иисус в назидание своим ученикам.

И сказал сию притчу:
Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю:
— Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её. На что она и землю занимает?
Но он сказал ему в ответ:
— Господин! Оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода. Если же нет, то в следующий год срубишь её. (Лук.13:1-9).

Смысл этой притчи очевиден. Он свидетельствует  о милосердии и долготерпении сыны божьего. Смоковница – это еврейский народ, которого Иисус три года  терпеливо увещевал принять его веру. Но безрезультатно: тот его предал и послал на казнь.
    Какое противоречие в словах и поступках  Христа.  Как бог он должен был бы быть последователен, а как человек – он может совершить нечто противоречащее тому, что от него ждут. И причин для этого много.  В том числе и неуправляемая мгновенная вспышка гнева, о которой можно потом лишь сожалеть. Но о таких  его сожалениях  мы ничего не знаем. Более того, он подвёл под этот поступок некое  философское обоснование, дабы не выглядеть неубедительным в глазах своих учеников.
Версия седьмая. Есть одно любопытное обстоятельство этой притче.  Действие, описанное в ней, происходит зимой.  И деревья, в большинстве своём, должны стоять без листьев. В том числе и смоковница.  При этом известно, что смоковница сначала плодоносит, а потом одевается зелёными листьями. Однако в первой притче всё, что связано с этим деревом, происходит противоестественно. И напрашивается в этой связи такой несколько неожиданный вывод о смысле, в ней заключённом.  Смоковница в зелени – есть символ удовольствия, неги и беззаботной жизни в то время, когда тебе подобные переживают трудные времена, зиму  борьбы за выживание. И Иисус, уничтожая это дерево, предупреждает грядущие поколения людей о недопустимости такого тяжкого порока во времена великих испытаний для отдельных народов. Не о таком  ли грехе новых русских   в России на рубеже двух  последних  веков поёт известный бард С. Матвиенко в своей песне «Пир во время чумы».

Огонь свечи качается и полон жбан вина.
Разводится, венчается безумная страна.
И век, хотя кончается, но злобен, как Мамай.
Играй скрипач, наяривай и не переживай!
Не переживай! Не переживай!..
       Где древние погосты, - открыли мы трактир.
       Трамвайщица Анюта, нам масла подливай!
       Играй скрипач, наяривай и не переживай!
       Не переживай! Не переживай!..(2002)

Думаю, что ты  уже устал от такого обилия версий, хотя, по правде говоря, их количество можно было ещё и увеличить.  Но мы с тобой на этом остановимся. И подведём некоторые итоги. Как ты видишь, при всей спорности некоторых версий, ни одна из них не может быть объяснена ответом: «Я думаю». Все они опираются на факты из первой  притчи или на личный опыт предполагаемого  понимающего: на его  ранее приобретённые знания о библии, о растениях, о климате Иудеи, о творчестве современных бардов, о моральных аспектах устройства общества. Все эти версии равно истинны. Ни одна из них не является вернее другой. Но при одном условии: они должны пониматься вне текста всей Библии, то есть как самостоятельный текст. При этом условии проверку на полноту понимания проходит только первая версия. Ведь притча не заканчивается историей о судьбе смоковницы. Она заканчивается важным обращением  Иисуса к своим последователям: «Сбудется по словам его… Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам». Речь идёт о силе слов молитвы, обращённой к Богу. И сила этих слов в вере  в Бога.  Ибо так верил Христос в своего отца, что тот услышал его просьбу и прекратил бег дней смоковницы. Именно с этой верой он потом пошёл на свою Голгофу, и эта вера воскресила его для вечной жизни.