Узнать Христа в преломлении

Павел Цуман
"И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба."
Евангелие от Луки 24:35

Преломление - смотреть на определённый предмет в необычном для глаза ракурсе, т.е. под другим углом. В данном случае идёт речь о хлебе. Причём ситуация меняется кардинально: на хлеб можно посмотреть извнутри. Без преломления это не возможно.

На Тайной Вечере Христос, преломив хлеб, сказал: "сие есть тело Мое, за вас ломимое". Другими словами: а теперь посмотрите на Меня другими глазами, поймите мою внутреннюю сущность. Дело в том, что ученики за три с половиной годам очень привыкли ко Христу. За Его спиной им было комфортно: Он решал все вопросы. Христос был сильным в слове и в деле: воскрешал мертвых, исцелял больных, природа слушалась Его, прочее... Но наступил момент, когда Христос должен был явить себя миру как кроткий, беззащитный агнец. В этом суть Его прихода на землю. Иисус призывает учеников посмотреть на Него в этом ракурсе, в этом преломлении: непорочный пасхальный ягнёнок.

Преломление тела Христа не может быть явно видимо, в него нужно поверить. Да, это Его страдания, но увидеть ломимое Тело - значит до глубины души проникнуться тем что Он сделал для человечества, оценить Его голгофский подвиг.

Невзрачная картина в одном из музеев. Почти все посетители удивляются её присутствию. Но экскурсовод, подводя к ней посетителя, просит посмотреть на полотно под определённым углом. Когда человек становиться на колени, перед его взором открывается потрясающая картина Христовых страданий: на реснице висит большая слезинка, готовая вот-вот упасть. Очевидцы говорят, что на это нельзя смотреть равнодушно.
Только тот, кто стал перед Богом на колени, сможет в этом "преломлении" понять жертву Христа.
Как-то мне прислали на день рождения открыточку со  словами: "Бога лучше видно стоя не в полный рост, а на коленях."

В нашей с вами жизни бывает складываются такие обстоятельства, в "преломлении" которых мы можем узнавать Христа. Одно только нужно: быть внимательным.
Наполеон, великий завоеватель Европы, в конце жизни был сослан на безлюдный остров. Друзья передали ему шахматы, зная что он любил играть в них. Но, вместе с ними передали записку, - план его спасения с острова. Эта записка была спрятана в одной из фигур. Печально, что Наполеон так и не догадался, что шахматы ему передали неспроста.
Ещё один пример к этому:
В одно заведение нужен был шифровщик. Сделали приглашение на эту должность. В назначенное время в здании собралось немало народа. К собравшимся, с этого же здания доносились звуки музыки и строительный шум. Это продолжалось некоторое время, но никто не звал в кабинет. Тут появился молодой парень, постоял чуток и рванул в дверь кабинета. Оказывается, в стуке молотка он услышал азбуку морзе: "кто слышит стук, входите."
Он был принят на работу.

Вот так бывает и с "преломлением": кто-то в нем видит Бога, а кто-то убивается горем.

Теперь, для подтверждения этой мысли, непосредственно две истории о людях, которые в преломлении своей жизни увидели Бога:
1. Секелаг...
Однажды Давид пошёл на войну с Анхусом, царём филистимским, против Саула. Князья же, увидев Давида, сильно разволновались: "не тот ли это Давид, которому пели..." (подробно: 1-я Царств 29-30 гл.)
Ангус вынужден отправить Давида домой, в Секелаг, хотя он "хорош в его глазах, как ангел Божий ". Возвратившись в Секелаг, Давид находит груду пепла, вместо города; он бы хотел увидеть детей, играющих в песочницах - но их нет; вместо жён , готовящих кушанье - угарный запах; вместо домов - коптящийся дымок. Ужасная картина... Воины, бывшие с ним, поднимают громкий плач. Они, взрослые мужчины, закаленные жизнью, просто рыдают. Плакали до тех пор, пока не стало в них силы плакать. А как иначе?! Пропало все.
Теперь, когда мы знаем все что было потом, легко судить. А тогда? Я думаю тогда кружилась голова и подкашивались ноги. Тупик. Кажется, выхода нет. Как выходит из сложившейся ситуации Давид?

"Но Давид укрепился надеждою на Господа Бога своего..."
1-я Царств 30:7
Какая серьёзность! На этот момент Давиду было примерно 22,5 лет, но его жизнь уже так насыщена скорьбями. Он не по годам взрослый, и что самое ценное: ищет пути сближения с Богом отцов. Каждое утро он молится: "Боже! Ты- Бог мой! Тебя от ранней зари ищу я. По Тебе томиться плоть моя..."

Представляя себя на его месте, думаю: смог ли бы я так надеятся, молится к Богу?!?! Это невероятно трудно, но в "преломлении" Секелага, Давид смог увидеть Бога.
Потом он догнал полчище амаликитян, отнял все своё, и даже больше.
Оглядываясь на свою жизнь, когда-то Давид скажет: "межи мои прошли по прекрасным местам."

2. Жил человек в земле Уц... и все у него было.
Да, вы угадали, это был Иов. Этот человек в один момент лишился абсолютно всего, что имел. Как увидеть Бога в таком "преломлении"?
Библия этого человека называет: непорочен, справедлив, богобоязнен, удалялся от зла.
Но случилось то, что случилось... Даже самые близкие люди - друзья, пытались страдальцу Иову пришить ещё и дюжину беззаконий. Даже жена не понимает его. На мой взгляд, у Иова ситуация ещё сложнее, чем у Давида. Потому что он, плюс ко всему, заболел неизлечимой болезнью: он был обречён на медленную, мучительную смерть. И ещё: с него смеялись и унижали те, кто даже в слуги (мягко говоря) не годились.
Пропустим сорок глав и посмотрим на конец оного:
"Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя"
Иов 42: 5
Раньше только слышал краем уха, а находясь в горниле испытаний, он Его понял.
В апогее страданий, Иов смог УВИДЕТЬ Создателя. В один прекрасный момент вдруг пришло озарение: так это же Он!


Иногда Небесный Отец проводит Своих детей через трудности, чтобы сделать их сильными, нужными, счастливыми. Для тех кто не читал, приведу несколько абзацев из статьи Евгения Терехина "Божественные прятки":
"Осознание – великая вещь. Пожалуй, 99% всего, что с тобой происходит, ты не осознаешь. Момент осознания есть момент пробуждения. Ого! Вот оно, оказывается, как… Бежим мы, например, с Семкой на лыжах. Вдруг я ловлю себя на том, что сопротивляюсь желанию подбегать к нему, как только он упал. Иногда сильно сопротивляюсь. Хочется подбежать, поднять, отряхнуть, вытереть сопли, поставить на лыжню.
Но что-то сдерживает. Понимаю, что для него гораздо лучше, если он научится вставать сам. Пусть немного помучается. Как ни странно, в этой мысли нет ничего жестокого. «Пусть помучается» – это слова предельной любви, которая хочет, чтобы сын рос и развивался. Но как звучит! «Пусть помучается». Вот и жду, стоя за поворотом. Сердце замирает – как он там? Носу не показываю, чтобы онне увидел, что я близко, за поворотом.
Что за бред, думаю. Ему плохо, он переживает, а я специально не показываюсь. Что за жестокость? Но эта игра в прятки – намеренное действие любви. Я не хочу, чтобы он меня увидел и, увидев, расслабился. Я знаю, что он может встать сам. Мое видимое присутствие все испортит.
И вдруг – БАМ!!! Осознание. Пробуждение. Как, должно быть, Богу хочется подбежать ко мне каждый раз, когда я падаю… Но что-то его сдерживает. Он – папа. Он тихо говорит: «Пусть помучается». Но в этой мысли нет ничего жестокого. Это слова предельной любви, которая хочет, чтобы сын рос и развивался. Но как звучит! Пусть помучается. И он стоит за поворотом, не показывается. Сердце у него замирает: «Подойти или не подойти? Пора или не пора?» Часто он не показывает носа из-за поворота, чтобы я слишком рано не увидел, что он рядом, и не расслабился.
Он знает, что я могу встать. Его видимое присутствие все бы испортило. Я бы расслабился и перестал расти. Как порой хочется сказать Богу всю правду-матку: «Тебе на меня наплевать. Я тут мучаюсь, а тебя даже не видно». Так мне говорит и Семка, когда пытается встать и в десятый раз шлепается. Где ты?
А я – за поворотом. Но он меня не видит. Я не хочу, чтобы он перестал пытаться. Я хочу, чтобы он научился справляться с этими падениями. И он справится, не будь я папа.
Где Бог, когда нам кажется, что перед нами непреодолимое препятствие? Он стоит за поворотом и с замиранием сердца борется с желанием подбежать к нам, обнять, вытереть сопли, поставить на ноги. Он слишком нас любит, чтобы лишить нас возможности расти, обретая уверенность в себе. Он слишком в нас верит. Он знает, что мы можем встать. Он позволяет нам помучиться.
Но Господи, доколе? Сколько можно! Что касается меня, я жду до тех пор, пока я еще вижу, что Семка может пытаться. Я знаю, когда подойти. Знаю, когда уже пора. Каждый родитель знает, когда еще рано, а когда уже пора.
«Господи, когда ты покажешься из-за поворота?» – вопием мы. Но он знает, когда пора, а когда еще рано. Каждый родитель знает. Кольми паче Бог.
С каждым разом Сема все легче переносит падения на лыжне. Швыряется палками только после десятой неудачной попытки. Раньше – почти сразу. Наступит день, когда он вообще забудет о падениях. Или будет вспоминать о них с улыбкой. Лыжня превратится для него из мучения в радость. Я посмотрю на него и пойму, что он вырос, окреп и стал самим собой. И мне будет очень радостно. Кольми паче Богу."

Из двух этих историй (про Давида и Иова) хочу сделать небольшой вывод: Бог по особому благословляет тех людей, кто в "преломлении" своей жизни смог увидеть Его. Жизнь таких людей заканчивается хэппи-эндом.
Посмотрите на Давида: он стал успешнейшим царём Израиля!
Посмотрите на Иова: его имущество ровно в два раза увеличилось!


Что помогает узнать Христа?
"Но они удерживали Его..."
Однажды Некто боролся с Иаковом, после чего ему было дано имя Израиль. А означает оно: "борющийся с Богом". Представляете?! И Богу это нравится. Иаков боролся не с тем чтоб победить, но чтоб удержать!!! Он понял что это его последняя надежда...
И эти двое учеников, шедшие в Эммаус, тоже удерживали Его. Как они это делали, я не знаю... Наверное сильно упрашивали, убеждали остаться. И Он согласился. И эта настойчивость была одним из главных условий, для того, чтоб в этот вечер узнать в странном путнике Воскресшего Иисуса.

Что мешает узнать Христа?
"Глаза их были удержаны"...
Кто их удержал? Христос присоединяется к ним в пути, начинает разговор (наверное голос Его не изменился), Он был на себя похож (так думаю, но не утверждаю), раны от гвоздей точно были... Иисус с ними прошёл около 12 километров.
Ученики были настолько поглощены печалью, что даже не присмотрелись, а кто же всё-таки с ними идёт. Они были убиты горем. Акценты смещены... Под таким углом, в таком преломлении Христа не узнаешь! На Него нужно смотреть глазами, полными надежды. Ведь, ищущий находит. Раз пришёл момент озарения, значит можно было разглядеть Его раньше.

Часто наши глаза не замечают рядом идущего СЧАСТЬЯ!!! Мы зацикливаемся на своих проблемах: "а мы думали"... А мы думали что Он решит наши все проблемы. И разочаровались, потому что смотрели на Него в неправильном ракурсе.

Знаете как бывает в политике?! Начинают говорить на уровне государства о свингом гриппе или о вреде табака; народ начинает активно обсуждать "тему", и в это время парламент имеет возможность быстренько принять нужные законы, не вызвав возмущения народа. Вот что значит смещение акцентов. Мы бываем обмануты и не только политиками, даже самим собою.

Рядом шёл Христос. От так много объяснял: от Моисея (а это значит начиная с первой главы Бытие) из пророков (а это значит весь Ветхий Завет).

Когда человек узнает Христа в преломлении, его сердце загорятся. "Не горело ли сердце". Такие люди готовы переворачивать горы. Они не смогли остаться ночевать. Пошли обратно 11,5 км, ночью! И ты захочешь этой радость поделиться с другими.

Пожелание всем: будьте внимательными, узнавайте Христа! Бог в помощь!