Послесловие книги Человек ринга

Владимир Лагутов
ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Судьба моего отца, как и моя, тесно переплетена с судьбой моей страны, незваная власть в которой в течение сотни лет была зловещим игом для своего народа, если позволяла разбрасываться жизнями таких людей в пустоту.
 
 Что имеем на весах истории?
 
     Человек, всю свою жизнь отдавший стране в качестве доброкачественного инженера и гражданина. Он же всю эту жизнь, на общественных началах, после работы тренировал много поколений молодежи, что уже большой плюс. Более того, он за 70 лет маниакального труда боксера, тренера и судьи, создал свою школу фронтального бокса и стал неоспоримым авторитетом в мире бокса.

    Страна, в лице партноменклатуры КПСС, не уморив голодом, нехотя, но дала возможность целеустремленному молодому человеку окончить два техникума - топографический и физического воспитания, получить высшее политехническое образование и инженерную профессию, а также должность главного инженера проектов, наивысшую для беспартийных сограждан.
    Но карьерного пути у него не было, так как был не просто беспартийный,  по причине наличия гражданской совести, но еще и непьющий, по факту наличия язвы желудка, полученной им в горячем цеху на оборонном заводе в юности в военные годы. А это, кто бы что не говорил, был главный социальный барьер в стране СССР. Тем более, что эти же члены парткома НПИ и организовали молодому любителю справедливости и независимому гражданину известную статью 58 УК РСФСР с десятью годами концлагеря "Жигули" за пение русских народных песен в своей комнате в неподобающее время отпевания партийного вождя. И это давлело, как Дамоклов меч, над всей его жизнью.
    Но любое правило имеет исключения, и даже среди членов партии были совестливые и порядочные люди, которые вопреки всем партийным уложениям, присвоили Лагутову Виктору Ильичу звание персонального пенсионера. Это физкультурнику, даже не члену партии. Более того, политически репрессированному, они то не могли не знать, что он был реабилитирован только в середине 1990-х, да и вообще, что сидел в тюрьме. А если знал, то человек государственный оказался, способный принимать решения самостоятельно во имя той же страны. Редкий кадр для того времени и ныне отсутствующие во власти в принципе.
   
     Бокс. С этим как раз все просто. С одной стороны есть подвижник и создатель новой школы бокса, который умел и мог вывести страну в мировую элиту спорта. Который готовил доброкачественных мастеров бокса из любого волевого человека за полтора-два года, вместо нормативных 7-8 лет. Но вот воровские,  по существу, нравы в управлении спортом, а именно хмельные и партийные пороки небольшой, но важной части управленцев, как в судейском корпусе, так и тренерском составе, напрочь закрыли пути более талантливым людям.

        Мечта. Она так и не сбылась для Лагутова Виктора Ильича, ему - всю жизнь пораженному в правах, не было возможности увидеть мир. Уже после Миллениума у него появился заграничный паспорт и приглашение от его племянников из Таллина приехать к ним в гости и посмотреть Европу. Но туда поехать он мог бы только в отпуск, летом, когда был перерыв в тренировках. А тут в 2016 году его оставили без времени в боксерском зале, в возрасте после 90 лет, и он уже не мог себя найти без любимого дела и воспринимал это как очередное лишение в правах. И именно эта безнадежность — запрет вернуться в боксерский зал, к рингу, видимо и сыграла свою роль в его уходе из мира Света.

    Остается только поражаться силе воли Виктора Ильича Лагутова до последних дней своих стремившегося к своим воспитанникам и рингу. Потому то его и помнят все честные и порядочные люди добрым словом как в Оренбурге, так и в Новочеркасске.
    Вся система бокса, в частности, и спорта, в общем, давно сгнила и требует реформирования, как и вся власть. Даже не сколько структурно, сколько в кадровом своем обличье.
     Поэтому весь смысл человеческой жизни состоит в уважении и любви со стороны своих современников, а соответственно надо отдать должное всем любителям и специалистам бокса, спорта, землякам и воспитанникам Виктора Ильича Лагутова за долгие годы проведенные вместе с ним, спортсменом и гражданином до последнего его дня. Малый объем книги и мое долгое отсутствие в Оренбурге не позволяет перечислить всех достойных людей на его жизненном пути и всех тех, кому посчастливилось работать с ним и выразить им свою благодарность.