Тайна Задостойника. И паки реку - Радуйся!

Борис Бобылев
Ирмос девятой песни канона утрени,который звучит Светозарной Ночью, называют еще "Задостойником". Это песнопение поется в составе евхаристического канона во время литургии вместо Богородичной песни «Достойно есть»  в двунадесятые праздники, Пасху (от дня праздника до дня отдания), , Преполовение Пятидесятницы, Великие Четверг и Субботу.

"Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся.
Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего."

Это радостное пасхальное песнопение исполнено  сокровенного смысла. По своему значению для исповедания победной истины христианства оно может сравниться только с тропарем: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

 Ангел Гавриил, отваливший камень от гроба Иисуса Христа, вторично является Деве Марии и вторично("паки") возглашает свое Благовестие Ей,  свидетельнице Воскресенья: "Радуйся!". Именно в этом - смысл сего ликующего  песнопения.

Как пишет сам Иоанн Дамаскин:

«…Радостную весть о Господнем воскресении прежде всех получила Богородица, как то и было Ей прилично и справедливо. Она прежде всех увидела Его воскресшим и наслаждалась Его божественной беседой…»

Обратимся к 18-й омилии преподобного Григория Паламы:

"Итак, все жены пришли после землетрясения и бегства стражи, и нашли гроб отверстым, и камень отваленным, но когда предстала Мати Дева, тогда было землетрясение и отваливался камень, и гроб отверзался, и стрегущие присутствовали, хотя и были потрясены ужасом, так что после землетрясения, придя в себя, немедленно устремились в бегство. Богородица же, не испытывая страха, обрадовалась, видя происходящее. Я думаю, что ради Нее первой Живоносец открыл оный гроб. Чрез Нее первую, и чрез Нее открыл нам все, что на небесах ввыси и что на земле долу. И ради Нее Он послал Ангела, дабы он воссиял как молния, так чтобы пока еще было темно, благодаря обильному свету Ангела, Она бы увидела не только пустой гроб, но и плащаницы положенные в порядке и многообразно свидетельствующие о Воскресении Погребенного. Благовестником же (Воскресения) был тот же Ангел Гавриил. Ибо тот, кто вначале сказал Ей: «Не бойся, Мариам, обрела бо еси благодать у Бога» (Лк.1:30), тот же, когда увидел Ее пришедшую на гроб, и теперь поспешает и нисходит вновь возвестить Приснодеве то же самое, и благовестить Воскресение из мертвых Родившегося от Нее безсеменно, и отвалить камень, и показать пустой гроб и погребальные покровы, и таким образом сделать для Нее благовестие достоверным".