Пророчества от хлыстов

Тамара Кочнева 2
Пророчества от «хлыстов».
[статья из серии по истории пророчеств].

    В 2006-ом на Южном Урале появились брошюры о пророчествах некоего старца Никодима и ведуньи А.С. Поповой из Моршанска, мол:
    «Во время сноса старого дома строители нашли деревянный почерневший ящик с крышкой, а в нём лежали рукописные листы, датированные 1800 годом, которые по счастливой случайности попали в руки издателей брошюр […]».
    Автор не будет приводить содержание данных текстов, так как не уверен, что подобная находка вообще когда-нибудь имела место, скорее всего это грубая современная подделка «ревнителей апостасийной роли России» под «хлыстовские тексты», так как у «хлыстов» XVIII-го – XIX-го веков разных направлений никогда не было исключительно предсказаний Будущего, всё, что говорилось у них в состоянии восторженного исступления во время коллективных молений, называлось пророчеством. «Хлысты» прошлых веков были совершенно равнодушны к успехам развития государственного строя Российской империи и не принимали никакого участия в политической жизни страны. Для них их в будущем ждало: падение Ассура (читайте наоборот: выйдет «Русса», толкование «молокан», «десных христиан», «лабзинцев»), а за ним тысячелетнее Араратское царство Всемирного покоя.   
    Причём те хлысты от имени, которых сегодня начинают писать некоторые «ревнители апостасийной роли России», жили совсем в другой культурной эпохе.
    После вступления на императорский престол Павел I пожелал узнать, как обстоят дела в Православной Церкви «на ниве просвещения» и повелел представить ему доклад на данную тему. Доклад был подготовлен и представлен императору графом В.П. Кочубеем (1768-1834, в 1802-1807 годах Министр внутренних дел).
    Оказалось, что со всех регионов Российской империи в Священный Синод поступают жалобы от жителей, что «хотя они усердие ко Святой церкви имеют и святых таинств причащаться желают, но священники, мёртвых не погребают, младенцев не крестят, родильницам молитв не читают и святых таинств не приобщают, а когда ж прибывают через почты с колокольцем, с мёртвых тел за погребение берут с полна деньгами и случится коньми, а погребения не производят […]».
      Из доклада не ясно: как при таких Православных священниках жители в глубинках обходились с мёртвыми, то есть сберегали ли они трупы до приезда священника, или хоронили без него, а он по прибытии только «соизволил брать за погребение сполна деньгами», или «коньми», а самого погребения не пел и опять отъезжал с почтою?
    Не лучше ситуация складывалась и у старообрядцев.
    Исследователь русского раскола Андрей Печёрский (П.И. Мельников, 1818-1883) пишет:
    «По отзыву самих староверов, невозможно, было иметь трезвого и благоговейного священника. Отсюда произошла небрежность при совершение треб, постоянно соблазнявшая истых ревнителей «древнего благочестия». Такие попы, действительно недостойные своего высокого призвания, находились в полной зависимости от мирян: от старшин старообрядческих обществ, от попечителей часовен. Без их позволения они не смели исправить ни одной требы, не могли отслужить ни одной службы. Вместе с тем, они принуждены были исполнять всевозможные приказания своих «хозяев», в таком даже случае, если и сами видели, что от них требуется незаконное. Таким образом, венчаемы были браки в недозволенных степенях родства, в малолетстве и т.п. Особенно много было совершено беглыми попами браков в малолетстве. Так как у нас продолжает действовать Византийский закон, внесённый в «Кормчую», по которому вступать в брак можно было мужчинам 14, а женщинам 12 лет. Оскудение «священства» до того довело старообрядцев, что у них зачастую стали появляться так называемые «сумленные» попы. Бывали случаи, какой-нибудь беглый солдат или другой обманщик, добыв настоящую или фальшивую ставленную грамоту, сказывался попом и исполнял духовные требы у легковерных старообрядцев, живших в какой-нибудь глуши. Беглые дьяконы также часто надевали священнические ризы и совершали требы, не имея на то права […]».
    Выслушав доклад, император «Высочайше» повелел сыскать «лучших людей, более соответствующих исполнению священнических должностей». Правда, как производился сыск, кто производил и была ли от него польза, – история умалчивает. Вероятно, никакого успеха в данном мероприятии достигнуто не было.
    Ибо, как отмечал епископ Тихон (Соколов, 1724-1783, «Задонский чудотворец»):
    «Большинство клира столь необразованно, что от простого мужика-поселянина отличаются только одною букварною грамотою. Причём большею частью они только едва умеют читать церковное, а умение писать признавалось Высшею степенью образования […]».
    На вопрос: «Как читается седьмая заповедь?», многие отвечали: «Помилуй мя, Боже», а на вопрос: «Сколько таинств и какая их сущность?», следовал ответ: «Таинств по велению Божиему десять, а сущность их непостижима для людского понимания».
    Самое интересное, это доклад Томской духовной консистории за 1795 год, согласно которой, из 216 священников данной епархии не один не смог правильно повторить Десять Заповедей Божиих.
    Не лучше дело обстояло и в Тобольской епархии.
    На всю Сибирь церквей было только числом 160, и из них половина приходилась на город Тобольск и на селения, ближайшие к этому городу, в котором жил иерарх Сибири.
    Из доклада чиновника Тобольской духовной консистории Ивана Сенцова за 1797 год:
    «Только каждый десятый священник читал Евангелия Апостолов, в основном же пользовались Православным катехизисом, утверждённым при Петре Великом […]».
    Из «Дела департамента общих дел министерства внутренних дел» узнаём, что в феврале 1797 года в царствование императора Павла из Николо-Беседного монастыря (куда отправлялись для «исправления» лица белого духовенства, согласно регламента Петра I) были присланы два бывших иеродиакона, «трудники, в веригах, которым запрещено священнослужение и ношение монашеской одежды».
    Из «Дела» не понятно за какие прегрешения оба иеродиакона оказались в Николо-Беседном монастыре и кто наложил данный запрет, но очевидно, оба не принадлежали ни к иконоборству, ни к какой иной предосудительной ереси, а исповедовали «чистое Православие».
    Оба на период следствия были посажены в Петропавловскую крепость. Протоколы допросов обоих арестантов не сохранились, но сохранился протокол допроса диакона Льва (Молчанов), который объявил о них игумену, был доставлен в Петербург и содержался при Петропавловской крепости (кстати, сам диакон оказался в Николо-Беседном монастыре за распространение ложных слухов, обман и по подозрению в похищении документов Духово монастыря с переходом на другое место). На допросе диакон показал, что оба бывших иеродиакона состояли при монастырских книгах, переписывали «Откровение» апостола Иоанна, производили какие-то расчёты, а потом говорили братии, что во Франции родился Антихрист, вскоре он начнёт судить народы своим судом и сожжёт Москву «за грехи наши».
    По «Делу» чиновниками министерства внутренних дел было вынесено решение:
    «Обоих бить кнутом трижды по пятьдесят раз. Под усиленным караулом определить в Валаамовской мужской монастырь, в тяжёлую работу вечно, по рассмотрении онаго монастыря игумена, и из того монастыря никуда, никогда не выпускать и писем ни к кому писать не давать, и с ними никого, також и их между собою видеться отнюдь не допускать […]».
    Святейшему Синоду данного решения показалось мало и на следующий год последовало распоряжение:
    «Предостерегательство по довольном рассуждении, дабы таковую богопротивную ересь и их ведателей, ни едина персона вне ведения не осталась, и от того оная ересь не возросла бы в великое, ибо не нечаятельно есть, что и ещё оная останки свои имеет, объявить об открытой ереси пророчествующих с тем, чтобы принадлежащие к ней, но правительству неизвестные, без всякого опасения являлись в Синод в Петербурге и Москве, а в дальних местах к местным епархиальным архиереям […]».
    Сроком для явки назначено было 1-е января 1799 года с тем, что открытые после этого срока пророчествующие будут наказуемы кнутом и острогом.
    Являлись ли «пророчествующие» в Синод или к архиереям после всенародно объявленного Синодального Указа из «Дела» не ясно.
*    *    *
    В 1858 были опубликованы «Воспоминания», умершего к тому времени Алексея Михайловича Еленского. Родом поляк, камергер последнего короля Станислава Понятовского, он после третьего раздела Польши был, в 1794-ом, переименован в статские советники русской службы и получал оклад в пятьсот рублей от кабинета. Сумма по тому времени довольно значительная (интересный факт чиновники из Польши и Прибалтики получали на двадцать процентов оклад больше по табелю о рангах, чем исконные русские).
    Из «Воспоминаний» не ясно был ли он до того Православным или принял Православие, сделавшись уже русским статским советником, но к началу XIX-го столетия находим его не только уже Православным, но и живущим в Александро-Невской лавре, в особой квартире, отведённой ему митрополитом Амвросием.
    Когда и при каких обстоятельствах поступил Еленский в скопничество, не известно, но в конце XVIII-го века он был уже самым видным, самым почётным и самым влиятельным членом Петербургского корабля, к тому же он являлся видным членом Петербургской ложи иллюминатов (масонский орден, основанный в 1776-ом евреем А. Вейсгауптом). Увлекаясь мистицизмом и дойдя до хлыстовщины, даже до скопничества, Еленский был искренно убеждён в существование плана Божия, и что ни писал, писал искренно. Автор «Известия, на чём скопничество утверждается» в «Воспоминаниях» старался доказать, что хлысты и скопцы суть истинные христиане, сохранившие всё преподанное Иисусом Христом, между тем как прочие, называющие себя христианами, отверглись Духа и всё основывают на «мёртвых» книгах, на преданиях и обрядах.
    Также Еленский описал слова, слышанные им от некой Акулины в 1798 году, которая «ходила в слове», то есть прорицала, в период проведения радения:
    «И тут накатил на неё Дух, и она стала вертеться быстро, быстро, и, сделавшись без чувств, упала на пол. Пролежав минут пять, она как от сна пробудилась, встала и, перекрестившись, сказала: «Было мне видение! Государя [императора Павла] скоро убьют его же ближайшие слуги за его же доброту, но от крови его их грешные души просветятся и от греховных узлов многие развяжутся. В славной России красно солнышко появится [император Александр Павлович, 1801-1825], которое будет править нами на радость четверть века, побеждая всех своих врагов и возвеличивая своих предков. А потом нам другая такая же радость сотворится из одного корня [правление императора Николая Павловича, 1825-1854, брата Александра], пока не наложат на него оковы на руки и на ноги, и претерпев великий стыд не отойдёт к предкам своим на суд их».
    Отметим, что «Воспоминания», умершего к тому времени Алексея Михайловича Еленского, были опубликованы лишь в 1858-ом, то есть задним числом.
    Если читателей заинтересует литературное творчество «хлыстов», то они могут обратиться к книгам:
    «О богородице Устинье, последней в роде Данилы Филипповича»,
   «Монтане в Саратовской губернии»,
    «Письма пророка Василия Радаева к священнику села Мотовилова, Арзамаского уезда»,
    «О секте фарисеев и их умыслах»,
     «Арина Лазаревна, её учение и последователи»,
     «Описание скопческой секты, её обряды и прочея» (автор священник Алексей Зайцев),
    «О тайностях скопческой ереси» (автор архимандрит Досифей).   
    В этих книгах вы найдёте только бытовые пророчества или заявления: мол, пророчествовал(ала) во время припадков, обличал(ала) людей в грехах и в сокровенных мыслях, обещал(ала) за святую и чистую жизнь вечное блаженство в будущей жизни.
    Из этого ряда выпадает только один случай:
    «Пастух Егор Кузьмин, который пася стадо, увидал «небо отверстым и слыхал ангелов, поющих что-то вроде псалмов», после чего встав рядом с церковью разглагольствовал: «Я – дух Божий. Я явился, ибо мир подошёл к концу, и вы погибнете все из-за своих грехов. Но я хочу спасти праведных: увидите меня вновь, когда я вернусь во главе моих небесных легионов. Блажен тот, кто окажет мне честь! На всех других я обрушу вечный огонь. А те, кто не понимает, на какие наказания они обречены, каются и вопиют напрасно. Но те, кто поверят в меня, тех я укрою вместе со мной навечно».
    По свидетельству односельчан к этим угрозам пастух добавлял необычные, возбуждающие и совершенно непонятные слова. Никто не мог их разобрать или понять, так они были темны и лишены смысла. После того, как благодаря бдительности церковного старосты, слух о недостойном поведении пастуха дошёл до сведения начальства, за Егором Кузьминым приехали стражники и увезли его в Воронежский острог, в котором он и умер […]» (П.И Мельников «Очерки поповщины», стр. 89).
*    *    *
    В другой своей книге «Белые голуби» П.И. Мельников так описывает процесс прорицания у «хлыстов»:
    «Крестьянин Костромской губернии, Галицкого уезда, Иван Андреянов, в своем донесении, поданном в феврале 1825 года императору Александру Павловичу, рассказывает о радениях следующее: «По отпетии молитв их собственного сочинения учитель садится впереди, а прочие по достоинствам их, поют разные духовные песни, сложенные ими же самими, иногда бьют сильно руками по коленям в один мах все. При начале пения крестятся и просят благословения: «благослови, государь-батюшка». Потом учитель приказывает радеть или вертеться по солнцу. Иногда радение начинает сам учитель, а за ним следуют другие, и таким образом составляется большой круг: скоро ходят кругом по солнцу, приподымаясь понемногу, сильно топают ногами в один шаг, машут руками, дышат сильно и отрывисто враз с топанием ног, а когда почувствуют в себе дух, то начинают бегать всё скорей и скорей, как скорость коней, бегущих рысцой. Это радение называют они «радение кораблем». Потом поворачиваются боком, ходят скоро кругом, скачут притом вдруг обеими ногами, весь круг разом, и машут руками. Это радение называется «стенкою». После чего становятся на четыре угла по одному и по два, одни проимв других, и бегают парами на крест. Это «радение на крестик». Затем становятся в ряд от передней к задней стене, бегают скоро, топая ногами и помахивая руками, у стены оборачиваются по солнцу все вдруг и начинают «радения на кругу», которое заключается в том, что они вертятся по солнцу на одном месте весьма проворно, сильно топают ногами и отрывисто и тяжело дышат. В этом радении от скорости оборотов едва бывает видно лицо человека вертящегося, и скорость оборотов подобна вихрю. Другие при этом поют в такт «Сойди дух, царь дух, царь дух, благодать, благодать». При этом они крестятся, наблюдают за вертящимися, и когда заметят «сильное и удивительно скорое действие радения их», то говорят: «На него благодать накатила».
    Во время таких действий их вселяется в человека дух и выходят пророки. Женщины делают то же, что и мужчины, и из них выходят пророчицы. Те и другие имеют к радению большую охоту и чувствуют в сердце радость. Учитель мой говорил, что при радении надо молчать и ни о чем не помышлять, иначе дух не может вселиться в радеющего. Он уговаривал меня непременно радеть на кругу, объясняя, что иначе благодать в меня не вселится […]
    Они радеют больше «кораблем» и «на кругу», но если есть время, то и на все манеры. По окончании радения все садятся, поют разные песни и хлопают в такт руками по коленям; потом становятся пред учителем на колени, крестятся, кланяются ему в землю и просят сотворить милость, чтобы дух святой просветил как чрез уста пророка. Учитель выбирает пророчицу для женщин, а сам пророчествует мужчинам. Избранные становятся лицом к народу, с плетками в руках, разок пророчествуют с небольшим движением тела и громко выговаривают речи стихами. И сперва бывает «слово» (то есть пророчество) всему собранию, и тогда все собрание стоит на коленях перед пророками, все крестятся и кланяются в землю […]
    Потом бывает слово каждому порознь. Этот, стоя на коленях, молится и кланяется пророку, кланяется в землю, иногда со слезами, ибо тогда они каются пред пророками в грехах, и пророки обличают их. Прочие из собрания при этом встают […]
    Пророчество всему собранию продолжается иногда беспрестанно до четырех часов. По окончании пророчеств учитель и все остальные поют «Христос воскресе», потом учитель кладет на лавку, под святые образа, крест господень и покровы (платки) отца искупителя. Присутствующие покорно поклоняются в землю и прикладываются ко кресту и к покрову, и кладут деньги по усердию, крестятся, попарно кланяются учителю в землю. После толкуют иногда пророчество, кому что вышло в слове […]».
    Далее П.И. Мельников пишет:
    «Пророки и богородицы людей божьих пророчествуют или от своего лица, или в виде слов, идущих от Бога, иногда же в виде разговоров с Иисусом Христом, с Божиею матерью, с духом святым, и пр.. Если кто, придя в исступленное состояние (это называется «быть в духе»), начнет пророчествовать («ходить в слове»), все умолкает. Все с благоговением слушают пророка или пророчицу, принимая их слова за слова самого духа святого. Пророчества говорятся в рифму и нередко бывают совершенно бессмысленны.
    Вот для примера одно общее ко всем, ко всему собору или кораблю, а другое к одному лицу:
    «Уж вы, батюшки, братцы и духовные сестрицы, вы не извольте на земле жить и унывать, а извольте твердо на Бога уповать, а я буду вам драгоценного товару раздавать, а вы извольте на земле им торговать, царство и блаженный рай в седьмом небе доставать»
    «Слушай, брат, Саваоф тебе рад. Я тебя не оставлю, сорок ангелов к тебе приставлю; буду тебя стеречь, от всякого зла беречь. Я, Бог, тебя награжу – хлеба вволю урожу, будешь есть, пить, меня, Бога, хвалить; станешь хлебец кушать, Евангелие слушать. Вот тебе Бога сказ, от святого духа указ. Оставайся, Бог с тобою, покров Божий над тобою […]» (стр. 177-180).
*    *    *
    Поэтому, если сегодня на книжных базарах или в Интернете встретите брошюры или статьи, посвящённые пророчествам старцев, из среды хлыстов, то отнеситесь к ним очень внимательно:
    Во-первых, обязательно должен быть указан первоисточник (если это окажется случайная находка на чердаке или в подвале, можете дальше не тратить своё время).
    Во-вторых, у хлыстов пророчествующие женщины назывались «богородицами» или «кликушиствующими от Божественной Благодати», слова: «пророчица», «ведунья», «ясновидящая» и термины родственные с ними не употреблялись.
    В-третьих, политические пророчества, если они и были, то у раскольников они являлись единичными и касались в лучшем случае только одного лица, поэтому, если в тексте будут содержаться несколько пророчеств, касающихся разных лиц, то на 99,999% можно сразу утверждать: вам, дорогие читатели, подсовывают очередной «современный, писательский, блудливый новодел», кто-то просто решил «позажигать на теме предвидения будущего».
*    *    *
    ДТН.