Садко золото Ильмень-озера и обитатели подводного

Мари Козлова
«Садко»: золото Ильмень-озера и обитатели подводного царства
Хотя я не могу причислить себя к большим любителям опер Н.А.Римского-Корсакова, вдруг мне захотелось еще раз услышать его оперу «Садко» в Мариинском театре. Сама немного удивилась, когда среди ночи купила билет на сайте театра… С детства меня покорили арии заморских гостей из второго действия, которые часто звучали дома, – Варяжского, Индийского, Веденецкого. Услышать их в театре, да еще в хорошем исполнении – большая удача! И постановка в Мариинке такая красивая, настоящая, русская! Без современных фокусов и переиначиваний! Сюжет былинный, про древний Новгород! Это же русский эпос! Каждый народ хранит подобные творения, как зеницу ока! Еще из этой серии у нас «Князь Игорь» А.Бородина, опера, основанная на древнерусской поэме «Слово о полку Игрореве». Впервые задалась вопросом: как могло случиться, что немецкий эпос в виде опер Вагнера, у нас популярнее русского? Почему их активно пропагандируют, о них рассуждают, спорят, их продвигают, а русская опера идет как-то дежурно? Ее даже не стесняются называть «нафталиновой»? Правда, надо признать, что она все-таки неизменно продолжает украшать афишу Мариинского театра, причем, по большей части в бесценных классических версиях! На мой взгляд, заменять их современными постановками, как сделали с «Жизнью за царя» («Иваном Сусаниным») и «Сказанием о невидимом граде Китеже», это все равно, что снести архитектурные ансамбли Карла Росси и Бартоломео Растрелли в Петербурге и построить вместо них современные коробки из стекла и бетона! Абсурд? А почему тогда исторические, практически антикварные, оригинальные постановки так варварски уничтожаются? Ведь они не только составляют слава Императорского театра, но и являются даже с точки зрения зарабатывания денег – уникальным коммерческим предложением Мариинского театра! Слишком длинные? Трудоемкие? А «любовь к отеческим гробам» и уважение к собственной культуре того не стоит? Похоже, меня, наконец, проняла русская опера! И не только Глинки, Мусоргского, Бородина, Рубинштейна, Чайковского, но и весьма плодовитого, но странного для меня Римского-Корсакова.
История про новгородского певца-гусляра, рассказанная в опере «Садко» увлекла еще в детстве: баллады А.К.Толстого и картина И.Е.Репина «Садко подводном царстве» поразили воображение еще в школе. Так же как и песни заморских купцов. А опера целиком захватила прошлым летом в период фестиваля «Звезды белых ночей», хотя тогда исполнение оставляло желать много лучшего.
29 апреля 2017 года состав солистов в Мариинке показался мне многообещающим: Надежда Сердюк, Мария Баянкина, Станислав Трофимов, Евгений Акимов, Роман Бурденко, Сергей Алексашкин, Николай Путилин, а также незнакомый мне, но вызывавший надежду Сергей Найда. И большинство исполнителей оправдали мои ожидания, за что им большое спасибо!
Садко (Сергей Найда), купеческий сын, знатный гусляр и певец, умеющий развлечь своей игрой именитых торговых людей и четнОй народ вольного города Господина Великого Новгорода, мечтает о дальних странах и торговых путешествиях во славу Новгорода, пытается увлечь этими идеями своих богатых сограждан. Но тщетно! Над ним только насмехаются, стыдят, упрекают в неуважении к именитым горожанам. И все ему не мило – ни молодая жена, ни родной дом, ни привычная жизнь. Уходит ото всех на Ильмень-озеро и там поет свои песни под гусли. Его слышит морская царевна Волхова (Мария Баянкина) и проникается симпатией, а потом и любовью к гусляру. Она дарит ему на прощание трех рыбок, которые сделают его богатым и счастливым, когда он пойдет с ними в море. К сожалению, в первом действии Сергей Найда звучал глухо, как-то неровно и неряшливо, и на пару с киевским гусляром Нежатой (Лидия Бобохина), которого тоже было плохо слышно, заставлял чувствовать досаду и разочарование. Но хор, оркестр под управлением Михаила Синькевича, удалые скоморохи Дуда (Юрий Власов) и Сопель (Шота Чибиров) компенсировали это звучными хорами и мелодиями, веселыми прибаутками и плясовыми. Дебют Марии Баянкиной в роли Волховы оказался удачным. Красивое сопрано певицы, как обычно, украсило оперу и сделало ее персонаж весьма привлекательным. Хотя в дуэте с Садко голоса почему-то звучали каждый сам по себе, не возникало ощущения звукового слияния. Порадовала и молодая жена Садко Любава Надежды Сердюк. И вокально, и драматически роль получилась удачной.
Без чудесных подарков дочери Морского царя Садко бы не получить всего, что он хотел – богатства, возможности поплыть в дальние страны со своей дружиной на торговом судне, полном различных товаров. Волшебные и бытовые мотивы фантастической истории переплетаются, что характерно для русских народных сказок. Чудесным образом обретает Садко богатство, а также уважение новгородских купцов, снаряжает корабли и отправляется в дальние края. Но сначала просит совета у заморских гостей – варяжского, индийского и веденецкого купцов. Их песни можно считать самыми лучшими музыкальными страницами оперы. И исполнены они были просто великолепно! Станислав Трофимов (Варяжский гость), как обычно, блистал глубокими низами, звучным средним и верхним регистром своего роскошного баса. Евгений Акимов (Индийский гость) мастерски спел причудливую тягучую песню своего персонажа, завораживая волшебством мелодии и красотой исполнения. Роман Бурденко (Веденецкий гость) заставлял чаще биться сердце мощью своего баритона и эмоциональностью пения. Каждый из этих певцов, и только они во всем спектакле, сорвали самые громкие аплодисменты и крики «Браво!». И это убеждало в том, что публика очень хорошо чувствует и слышит прекрасное пение. Она легко отличает первоклассное исполнение и по достоинству его оценивает, возможно, зачастую, интуитивно. Поэтому не стоит переоценивать ее мнимое музыкальное невежество и недооценивать ее способность слышать и слушать. А еще не разумно испытывать ее терпение. Рано или поздно оно закончится. Сегодня на поклонах одной из исполнительниц пытались свистеть. Остальным же с удовольствием аплодировали.
Исполнение знаменитых песен иноземных гостей стало переломным моментом спектакля. После этого и Садко (Сергей Найда) запел иначе – громко, проникновенно, задушевно. Второй раз в этом сезоне вижу (первый раз в «Аиде» 2 декабря), что великолепное исполнение партий второго плана лучшими артистами труппы вдыхает жизнь во всю оперу, придает ей динамику, воодушевляет певцов первого плана. Но невольно возникло ощущение, что случайно была проиллюстрирована мысль, что зарубежное (гости), лучше русского (все остальные). Смешно, конечно, но факт.
Мне всегда нравится третье действие – в царстве Морского царя. Удивительная музыка, красивые балетные сцены, танцы златоперыхи красных  рыбок, других морских обитателей. И уже казалось, что Садко так и останется в Подводном царстве, если бы не зычный голос с небес – старчище, могуч богатырь (Николай Путилин), прозвучавший очень впечатляюще. Он-то и навел порядок: вышиб гусли из рук Садко, чтобы прекратить бурю на море, от которой тонули корабли и гибли моряки, окоротил власть Морского царя донными просторами, чтоб сидел там и носа оттуда не высовывал. Повелел царевне Волхове стать рекой, соединяющей Ильмень-озеро с Варяжским морем, а Садко определил жизнь на новгородской земле с уже имеющейся женой, которая ждала его 12 лет, как Пенелопа своего Одиссея, пока он плавал по морям и женихался Волховой у Морского царя. Порядок был наведен железной рукой и безоговорочной властью, возражения не принимались. Все подчинились и оказались счастливы. Муж и жена воссоединились к общему удовольствию. У новгородцев появилась широкая река, ведущая их к морю. На Ильмень-озере Морской царь шалить перестал. Торговля благополучно расширялась.
Последние полтора действия, начиная с песни «Высота ль, высота поднебесная», голос Садко (Сергей Найда) обрел силу и твердость, звучность и напевность. Поэтому финал оперы оказался весьма впечатляющим.
Музыка оперы увлекла своей выразительностью. Переливы воды, журчанье ручейков, медленные колебания глубоководной толщи, завывание ветра, движение волн – все это слышно в музыке. И не удивительно! Ведь Римский-Корсаков был морским офицером, много времени провел в морских походах и прекрасно знал, как звучит море. А еще в музыке можно различить голоса птиц, которые упоминаются в опере – лебедей, в них превращаются дочери Морского царя, чаек, которые летают над озером, белого кречета, о котором говорит Садко. Особый поклон музыкантам и дирижеру. Музыка очень понравилась!
Радовала и красочная постановка 1993 года (Алексей Степанюк) с восстановленными декорациями Константина Коровина (1920 г.). Костюмы в народных сценах первого, второго и последней картины третьего действия – словно воплощенная в ткани роспись знаменитой Дымковской и Филимоновской глиняной игрушки. Яркие, радостные, исторически достоверные. Ожидаемы костюмы морских царевен, царя и царицы Подводного царства – богато расшитые кокошники, усыпанные сверкающими камнями короны, белые длинные одеяния. Костюмы морских обитателей, золотых и красных рыбок, водорослей тоже вызывают нужные ассоциации и помогают представить жизнь подводного мира.
Хотя опера длилась почти четыре часа, зал до последнего момента оставался практически полным. Спектакль публике явно понравился, как и мне. Овация была громкой, с гулом одобрения, с криками «Браво!», с долгими поклонами. И спектакль того стоил!