Дневники. Часть 2. Наследство

Вероника Сухоцкая
   Ольга очень любила Степана. Он тоже в ней души не чаял. От такой любви и появилась на свет Ниночка.

   Когда Степан ушёл на фронт, Ольга осталась в Москве с Ниночкой на руках. Сокольские помогали ей ухаживать за ребёнком, делились едой, говоря: "Олечка! Покорми Ниночку!". Ольга пыталась отказываться, говорила, что им самим нужны эти продукты, но Зоя Григорьевна всегда отвечала, что они уже старые и им мало надо, а ребёнок должен расти!

   Эта поддержка для Ольги была очень кстати, и она тоже старалась помогать соседям чем могла. Зоя Григорьевна и Илья Петрович стали ей родными. Она оставляла Ниночку с Зоей Григорьевной, уходя на работу, и могла спокойно делать свои дела, не боясь, что её ребёнок останется без присмотра.

   Школа, в которой работала Ольга Петровна до войны, теперь была оборудована под госпиталь, и Ольга продолжила свою работу там.

   Ниночка подрастала. Соседи проводили с ней много времени, учили читать, заучивали с ней стихи, играли в разные игры, а ещё Зоя Григорьевна начала обучать девочку игре на фортепиано. Часто эти уроки прерывали звуки сирен над городом, и Зоя Григорьевна с Ниночкой быстро спускались в бомбоубежище. Илья Петрович пока работал в институте, но, когда он был дома, то тоже уходил с ними.

   Когда Ольга приходила с работы домой, они все садились за стол и ели приготовленные Зоей Григорьевной блюда. Теперь все продукты у них были общими, как и вся их военная жизнь.

   Родителей у Ольги уже не было, они умерли ещё до рождения Ниночки, и эти люди стали ей очень близкими. Да и Ниночка называла их дедушкой и бабушкой.

   Так, помогая друг другу, эти две семьи  пережили все тяготы войны, и выжили, чтобы встретить День Победы. Какое же это было Празднество! Ольга Петровна с Ниночкой и с родными соседями, вышли тогда на улицу, чтобы вместе со всеми встретить эту радостную весть. Люди улыбались(впервые после войны), поздравляли друг друга с Победой, пели песни и танцевали. Такое яркое событие не могло не остаться в памяти Ниночки.

   Прошло лето, настала пора Ниночке пойти в школу, в первый класс. Госпиталь перевели в другое помещение, и школа, в которой работала до войны Ольга Петровна, вновь ждала своих учеников. Летом все учителя отмывали и подготавливали её к началу учебного года.

   Зоя Григорьевна вызвалась сшить для Ниночки школьную форму из старых своих запасов, которые сохранились у неё в шкафу. Она подобрала материал и сняла с Ниночки мерки. Через некоторое время у первоклассницы появилась школьная форма. Из старого "газового" шарфика бабушка Зоя сделала Ниночке ленточки для бантиков. Была сшита ещё и сумка для школьных принадлежностей. У Ольги сохранились учебники и несколько тетрадей с карандашами. Берегла это и верила, что продолжит когда-то работать в школе, а Ниночка станет в ней учиться. Вот и пришло это время!

   Первого сентября Ниночка, в сопровождении Зои Григорьевны и Ильи Петровича, отправилась в школу. Мама её была уже там, она готовила класс к приходу детей. Ольга Петровна вышла встречать своих первоклашек, среди которых была и её дочь, Ниночка.

   Первый послевоенный год прошёл нелегко. Дети постепенно переставали вздрагивать от каждого резкого звука, начинали больше смеяться и играть на улице, не боясь, что вот сейчас прозвучит сирена, и нужно быстро прятаться в бомбоубежище. Многие детки были истощены и слабы. В большинстве семей с войны не вернулись отцы или деды. Матери, как могли, старались накормить детей, но это удавалось им не всегда.

   Теперь каждое утро Ольга Петровна и Ниночка отправлялись в школу. Домой они тоже приходили вместе. Ниночка, оставив сумку, сразу бежала к соседям, рассказывала бабушке Зое и дедушке Илье свои школьные новости, а потом все
садились за стол, и начинался их общий обед.

   Однажды Илья Петрович, когда все собрались за столом, встал, сходил в другую комнату, принёс оттуда и торжественно передал Ольге Дарственную на свои две комнаты и на всё их имущество. Родственников у них с Зоей Григорьевной не было, и они решили подарить всё Ольге с Ниночкой. Так Ольга Петровна Юрьева с дочерью Ниной Степановной стали полноправными владельцами всей квартиры и всего имущества Сокольских.

   Ильи Петровича не стало, когда Ниночке было пятнадцать лет, а Зоя Григорьевна пережила мужа только на год. Они очень любили друг друга, и не смотря на то, что всегда рядом были Ольга и Ниночка, Зоя Григорьевна очень тосковала по мужу. Когда она ушла вслед за ним, Ольга устроила достойные похороны, справила все поминальные даты, поставила им с Ильёй Петровичем общий памятник. Теперь Ольга и Ниночка стали ухаживать за этой могилой.

   В квартире сейчас они жили вдвоём, часто вспоминали своих родных соседей добрым словом, и благодарили судьбу за такое соседство.

   Когда Ольга с дочерью разбирали архив Сокольских, они наткнулись на дневники Зои Григорьевны. Она начала вести их с юности, когда училась в Институте благородных девиц.  Это была стопка толстых тетрадей, перевязанная шёлковой красной ленточкой, а одна тетрадь лежала сверху, и в ней  была сделана последняя запись перед самой её смертью...