Музыкальный техникум

Александр Венгеровский
                Музыкальный техникум
                (рассказ дяди)

В 1929 году я окончил семь классов школы. Семье жилось трудно. Я стал работать продавцом в городе Марксе. Но мне очень хотелось учиться. Я любил музыку и чувствовал в себе музыкальные способности. И вот в 1934 году я поступил в музыкальный техникум в городе Энгельсе.
Это было счастливейшее время в моей жизни.
Я учился по классу игры на фаготе.
Когда в Энгельсе открылся музыкальный техникум, туда, для постановки музыкального образования в Республике Немцев Поволжья приехали многие известные музыканты и педагоги. Среди них - скрипач и дирижёр Александр Игнатьевич Климов. Любители музыки со стажем помнят, наверное, замечательного скрипача Валерия Климова, так вот, Александр Игнатьевич – это его отец. Моим учителем по классу фагота был профессор Никитанов, приехавший из Харькова.
Начало учёбы совпало со временем, когда люди едва-едва начали оправляться после голода 1933-его года. Мы, студенты, постоянно хотели есть. Свой паёк – 600 граммов хлеба – мы съедали, не успев дойти до общежития. После занятий ходили на Волгу, разгружали баржи с углём, лесом и т.д. Иногда улыбалось счастье – нас ставили на разгрузку барж с пшеницей, помидорами, капустой… Вот тогда студенты приходили домой с полными карманами, выворачивали всё в общий котёл, и начинался пир горой на всё общежитие.
Постепенно жизнь налаживалась. Учёба была в радость, а какое наслаждение мы испытали, когда, собравшись у репродукторов, слушали концерты с первого международного конкурса скрипачей в Брюсселе! Тогда победителем стал наш скрипач Давид Ойстрах. Но и игра Миши и Бусси Гольдштейн, Марии Козолуповой навсегда остались чудесным воспоминанием в моей памяти.
Часто мы выступали с концертами перед рабочими, колхозниками в самых разных местах республики.
Наш оркестр играл в 1937 году на торжественной встрече, когда в Энгельс приезжали Эрнст Буш и Эрих Вайнерт. Это был большой праздник. Эрнст Буш побывал у нас в техникуме и интересовался нашими делами. Конечно, он также спел для нас несколько антифашистских песен.
И все-таки моей мечте стать музыкантом не суждено было сбыться. В 1938 году, с последнего курса меня призвали в армию.